Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:51, курсовая работа
Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими понятиями. Среди основных понятий теории физической культуры важное место принадлежит понятию "физическая рекреация". Это понятие требует особого внимания, поскольку в доступной литературе единого мнения по ее определению не обнаружены.
Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5
1.1.Физическая рекреация………………………………………………………5
1.2.Роль физической рекреации для школьников разного возраста………….12
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………………………15
2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15
2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18
2.3.Исследование отношения учащихся и родителей к физической рекреации……………………………………...………………………………....27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы……………………………………………………………..37
Приложение…………………………………………………………………...….39
Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры одной или нескольких школ.
Спортивный судья должен быть безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.
2.3Исследования отношения учащихся и родителей к физической рекреации.
С целью определения состояния физической рекреации школьников проведен анкетный опрос в МОУ Тетеринская ООШ. Анкетному опросу, подвергнуто 36 школьников, 17 родителей школьников.
Особый интерес представляет выяснение отношения школьников к различным видам физических упражнений, используемых в рекреационных целях.
Отношение школьников разного возраста и пола к различным видам физических упражнений, используемым в рекреационных целях ( из 100 % опрошенных )
Виды физических упражнений |
Возраст | |||||
Младший (12ч.) % |
Средний (12ч.) % |
Старший (12ч.) % | ||||
мал |
дев |
мал |
дев |
мал |
дев | |
Катание на велосипеде |
21 |
36 |
12 |
17 |
7 |
16 |
Подвижные игры |
43 |
51 |
9 |
16 |
6 |
5 |
Волейбол |
24 |
22 |
19 |
12 | ||
Баскетбол |
6 |
1 |
16 |
9 |
14 |
12 |
Ручной мяч |
9 |
2 | ||||
Футбол |
25 |
1 |
22 |
14 |
||
Гимнастические упражнения |
9 |
15 |
14 | |||
Легкоатлетические упражнения |
1 |
3 |
8 |
6 |
5 | |
Плавание |
8 |
7 |
7 |
17 |
12 | |
Борьба |
5 |
7 |
||||
Другие |
6 |
1 |
1 |
3 |
1 |
6 |
Не ответили |
1 |
3 |
4 |
Изучение интересов школьников показал, что наиболее популярным видами физических упражнений для школьников младшего возраста, в основной, являются подвижные игры, футбол, катание на велосипеде и др. У школьников среднего возраста являются волейбол, футбол, баскетбол, и др. для школьников старшего возраста более популярными являются волейбол, плавание, баскетбол, футбол, ручной мяч и др. ( табл. 1).
Анализ материалов исследования позволяет заключить, что интерес к различным видам физических упражнений, используемых в рекреационных целях, зависит от возрастных и половых особенностей; умелого проведения занятий по разделам школьной программы и отдельным упражнениям; характера физического упражнения (в основном игрового); популярности используемых упражнений среди населения; наличия оборудования и инвентаря; уровня агитации и пропаганды.
Физическая рекреация школьников в основном проводится в свободное от учебы время. Поэтому изучались величины и содержание свободного времени школьников, а такие место физической рекреации в нем.
Виды деятельности школьников в свободное время
Вид деятельности |
Будние дни (ч.) |
Воскресные дни (ч.) |
Работа по дому и в хозяйстве |
0,5 |
1 |
Чтение художественной литературы |
0,5 | |
Просмотр телевизионных передач |
2 |
3 |
Катание на велосипеде |
0,5 | |
Прогулки |
1 |
2 |
Занятия в секциях |
1 |
|
Самостоятельные игры и упражнения |
1 |
1 |
Посещение кино, концертов и театров |
2 | |
Поездка за город с родителями |
3 | |
Прочие |
1 |
1 |
Результаты исследования показали, что величина свободного времени у школьников вполне достаточна для отдыха. В будние дни она составляет около 2 часов, а воскресные - 5 часов. Свободное от учебы время школьники занимаются разнообразными видами деятельности. В будние, как и в выходные дни, в свободном времени школьников преобладают пассивные виды деятельности, причем почти в равном процентном отношении (табл. 2).
Дальнейшее развитие физической рекреации тесно связано с процессом развития всей системы физической культуры. Существует много причин, которые тормозят внедрению физической рекреации в жизнь школьников. Это:
1. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы в школах и по месту жительства учеников.
2. Отсутствие методических разработок.
3.Недостаточное понимание физической рекреации самими школьниками и их родителями.
Основные пути улучшения работы по физической рекреации школьников (по результатам анкетного опроса, в % к числу опрошенных)
Мероприятия |
Школьники |
Родители |
Увеличение количества спортивных площадок и залов по месту жительства |
46 |
47 |
Улучшение учебно-воспитательной работы в школе |
21 |
32 |
Обеспечение спортивным инвентарем |
26 |
39 |
Улучшение агитации и пропаганды по физической рекреации |
53 |
63 |
Обеспечение кадрами-специалистами |
65 |
66 |
В качестве главных помех для занятий физической рекреацией у детей выступают факторы нехватки времени и наличия домашних дел. Для 7-класников, помимо указанных факторов, характерна усталость во время учебы, а для 9-классников кроме всего перечисленного, характерны психологические трудности и отсутствие привычки заниматься физической рекреацией.
Результаты анализа ответов школьников и их родителей показывают, что по основным вопросам, касающимся улучшения состояния физической рекреации школьников, мнения всех респондентов идентичны (табл. 3).
Учитывая вышеперечисленное необходимо:
1. Улучшить материально-
2. Наладить связи урока
физической культуры с другими
физкультурными занятиями,
3. Шире использовать интересующие игры ребят.
4. В вузах, где готовят
физкультурные кадры, ввести в
содержание обучения вопросы,
связанные с использованием
5. Организовать работу
с родителями учащихся о
6. Улучшить агитационно-
Задачами физической рекреации в процессе уроков физической культуры являются:
1. Расширить кругозор школьников о понятиях " Физическая культура", " физическая рекреация", " Физическое воспитание" и их взаимосвязь.
2. Создать четкое представление об активном отдыхе, целесообразности переключения с одного вида деятельности на другой.
3. Сформировать интерес и потребность систематически использовать физические упражнения в рекреационных целях.
4. Сформировать у учащихся
необходимый двигательный опыт
для овладения средствам
5. Развивать потребности для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
6. Воспитывать сознательное
отношение двигательных
7. Обучить знаниям о
правилах и нормах
Задачи физической рекреации на занятиях в режиме учебного дня школы:
1.Совершенствовать
2. Удовлетворить потребности
детей в двигательных
3. Сформировать умение применять полученные рекреационные знания на уроках физической культуры.
4. Содействовать формирование положительного отношения к организованным занятиям.
5. Активизировать внимание и повышать способность к восприятию учебного материала по общеобразовательным предметам.
Наши наблюдения в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми на удлиненных переменах, в группах продленного дня свидетельствуют об ограниченности средств, низком уровне самостоятельности детей, факты убеждают то, что физическая рекреация не занимает подобающего места в повседневной жизни-школьников. В связи с этим представляется актуальным выяснение причин недостаточного внедрения физических упражнений в повседневную жизнь школьников и исследование особенностей содержания физической рекреации учащихся в общеобразовательных школах.
Вывод.
Нет сомнения, что роль физической рекреации велика, это и удовлетворение различных потребностей людей в двигательной активности, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, профилактика неблагоприятных воздействий и восстановление временно сниженных или утраченных функций организма. Физическая рекреация удовлетворяет потребности в играх и движениях; снимает умственную усталость и повышает работоспособность; содействует укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию; способствует предупреждению совершения правонарушения и отвлекает от вредных привычек и др. Но существует много причин, которые тормозят внедрение физической рекреации в жизнь школьников. Нужно вести работу, направленную на устранение этих причин и дальнейшее развитие физической рекреации в школе.
Заключение
Физическая рекреация - это педагогически организованная двигательная деятельность, направленная на восстановление хронически сниженной работоспособности с использованием технологий физической культуры.
Принципами физической рекреации
выступают следующие: оздоровительной
направленности; соответствия требованиям
основной деятельности и здорового
образа жизни; индивидуального подхода
к содержанию и режимам физкультурно-
В физической рекреации как особой деятельности, выделяются такие составляющие, как «процесс» - собственно физкультурно-рекреационная деятельность; «результат» — асимптотическое приближение или совпадение с образом «цели» физической рекреации; «объект» физкультурно-рекреационной деятельности - человек со сниженной работоспособностью, одновременно являющийся и «субъектом» этой деятельности; «предмет» и «мотив» - восстановленная на основе технологий физической культуры работоспособность; «средства и методы» — технологии физической культуры.
Средства физической рекреации
подразделяются на основные и дополнительные;
к основным средствам относятся
физические упражнения во всем многообразии
их модификаций, адаптированных к задачам
физической рекреации; в качестве дополнительных
средств выступают формы «
Выделяются компоненты (части) физической рекреации, чьи основные формы (виды) и задачи, представлены следующей дифференциацией:
1). Вводная физическая
рекреация (утренняя
2). Физическая рекреация
в рамках основной трудовой
деятельности (учебного времени) (физкультминутки,
физкультпаузы, микропаузы и
задачи — предупреждение утомления, активизация оперативного (срочного) восстановления, замедление развития утомления, психологическая профилактика.
Информация о работе Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе