Особенности конькобежного спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение методики подготовки молодых конькобежцев. Объектом является подготовка конькобежцев в возрасте 13-15 лет. Предметом являются методы и средства подготовки спортсменов-конькобежцев 13-15лет. Гипотеза – было предположено, что методика позволит существенно увеличить силовые, скоростные качества, выносливость.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 73.46 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа: Особенности  конькобежного спорта

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Современный  уровень развития конькобежного  спорта свидетельствует о скачке в результатах преодоления дистанции  спортсменами. Дальнейший прогресс спортивных достижений прямо зависит от важнейших  факторов, лимитирующих рост спортивных достижений, и насколько объективно выявлены приоритетные направления  совершенствования методики тренировки. Следовательно, возросли требования по всем сторонам подготовки спортсменов.

 

Современная система подготовки спортсмена – это сложное многофакторное явление, включающее цели, задачи, средства, методы, материально-технические и  другие условия, обеспечивающие достижения спортсменом наивысших показателей, и, вместе с тем, это и организационно-педагогический процесс подготовки к соревнованиям.

 

В структуре системы подготовки просматриваются ее составляющие - спортивная тренировка, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные  факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований. И от того, насколько рационально строится работа в отдельных разделах системы  многолетнего тренировочного процесса, во многом зависит конечный результат  совместной деятельности спортсмена и  тренера.

 

Наиболее достоверным  показателем эффективности тренировочного процесса является уровень прироста спортивных результатов. При этом просматривается  и определенный недостаток: оценить  данные показатели возможно только по итогам выступлений конькобежцев в  наиболее ответственных стартах.

 

При этом подготовительный период, практически полностью выпадает, и тренер может оказаться в  весьма сложном положении: уяснив, что  принятое им построение тренировочного процесса явилось ошибочным и  не принесло ожидаемых результатов, он сможет внести коррективы в программу  подготовки только следующего сезона.

 

Следовательно, необходимы иные критерии оценки эффективности  тренировочной деятельности, позволяющие  осуществлять не только индивидуальных ход подготовки к стартам, но и  контроль в течение всего годового цикла. К таким критериям относятся  показатели физических качеств, вегетативной системы, энергообеспечения мышечной деятельности, оказывающих определяющее влияние на динамику спортивных результатов. Эти показатели, в отличии от прироста результативности – общего критерия эффективности тренировки, могут  оценивать по преимуществу, изменения  только какой – либо одной из сторон подготовленности спортсмена или  какого то определенного качества. Именно поэтому их следует рассматривать  как частные критерии эффективности  тренировки. Но при этом не следует  забывать об индивидуальном подходе  к анализу получаемой информации, принимая во внимание то, что аналогичные, самые высокие показатели одинакового  для ряда спортсменов какого-либо параметра подготовленности ни в  коей мере не могут гарантировать  успешного для всех выступления, так как многое в функционировании организма человека генетически  обусловлено и имеет свои, индивидуально  ограниченные возможности.

 

Целью работы является изучение методики подготовки молодых конькобежцев. Объектом является подготовка конькобежцев в возрасте 13-15 лет. Предметом являются методы и средства подготовки спортсменов-конькобежцев 13-15лет. Гипотеза – было предположено, что методика позволит существенно  увеличить силовые, скоростные качества, выносливость.

 

Сформированная цель и  выдвинутая гипотеза позволяет определить конкретные задачи исследования:

 

1.         Провести сравнительный анализ  методик тренировочного процесса;

 

2.         изучить по данной литературе  проблемы по методике тренировочного  процесса;

 

3.         рассмотреть значение социально-психологических  факторов подготовки молодых  конькобежцев;

 

При проведении использовались методы:

 

-         анализа и обобщения литературы  по проблеме;

 

-         педагогического наблюдения;

 

-         педагогического контроля;

 

-         математико-статистической обработки  полученных данных.

 

Организация исследования: работа выполнена на кафедре ТиМ  конькобежного спорта УралГУФК. Исследование велось в учебно-тренировочной группе, которые имеют стаж системы занятий  конькобежным спортом 5-6 лет (средний  и старший возраст), в количестве 10 человек.

 

В педагогический контроль вошли следующие тесты: 1) приседания со штангой (максимальная сила; 2) бег  на 2000м; 3)бег на 100м.

 

Всего в исследовании участвовало 12 спортсменов – конькобежцев, имеющих  квалификацию не ниже 1 спортивного  разряда.

 

 

ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ КОНЬКОБЕЖНОГО  СПОРТА

 

1.1 Особенности физического  развития конькобежцев 13-15 лет

 

В возрасте 13 – 15 лет начинается фаза базовой специализированной тренировки. На этом этапе, на протяжении двух –  трех лет проводится углубленная  специализация, затем в возрасте 16 – 18 лет конькобежцев приучают к  большим тренировочным нагрузкам [22]. Цели этапа: дальнейшее совершенствование  общей физической подготовки и создание фундамента специальной подготовленности конькобежца. Задачи этапа: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие, развитие быстроты, силы, гибкости, ловкости и выносливости конькобежца; совершенствование в технике  бега на коньках и тактической  подготовленности, воспитание интеллекта и морально-волевых качеств [20].

 

Изучив основные анатомо-физиологические  и психологические особенности  конькобежцев 13 -15 лет, наблюдается  некоторая угловатость и неловкость движений – это результат неравномерного развития мускулатуры и кости, не пропорционального роста туловища и конечностей. Если в возрасте 13 – 14 лет наблюдается увеличение размеров и подвижности грудной  клетки, то в 15 – 17 лет возрастает преимущественно  и её подвижность. Наибольший ежегодный  прирост силы сжатия правой кисти  мальчиков приходится на период 14-17 лет (особенно 15 -17), у девочек около 12 лет [31].

 

В возрасте 12-15 лет происходит интенсивное развитие массы мышц рук спины, плечевого пояса, ног, сопровождающаяся ростом мышечной силы. В 14-16 лет в основном заканчивается  половое созревание. Завершается  процесс окостенения и формирования скелета. Масса мышц продолжает увеличиваться  и совершенствоваться функционально.

 

Необходимо учитывать  различия строения и функциях мышц в период полового созревания у мальчиков  и девочек. Половые различия состоят  не только в большом приросте у  мальчиков веса мышц относительно общего веса тела, но и более успешном развитии у них силы мышц, быстроты и координации  движений. У девочек легче вырабатываются мягкие, плавные движения: и лучше  даются упражнения на гибкость [30].

 

Частота сердечных сокращений, а в покое в 13 -14 лет – 75 – 72 ударов в минуту, 15-16 лет – 69 – 67 ударов в минуту. Максимальная частота сердечных  сокращений при занятиях физическими  упражнениями наблюдаются уже в 13 -14 лет. С возрастом число сердечных  сокращений в одну минуту уменьшается. Замедление пульса в покое с возрастом  рассматривается как косвенный  показатель растущей выносливости. Сопровождается оно увеличением систолического объёма крови. Относительный объём  крови в организме человека с  возрастом уменьшается [31]. У подростков 14 лет относительный объём крови  составляет 9% веса тела, у взрослых – 8%. Кровеносное давление в 13-14 лет  равно 150/60 мм рт. ст., в 15-16 лет – 110/65 мм рт. ст.

 

В процессе полового созревания сердце у занимающихся растет более  интенсивно, чем в другие периоды. Развитие организма протекает на столько бурно, что рост сердца не поспевает за увеличением массы  всего тела. Сердце подростка с  недостаточными с недостаточно мощными  стенками с трудом перегоняет большое  количество крови по сосудам. Кровеносное  давление в этом возрасте бывает повышено порой до 13/60 мм рт. ст. и более  т.е. возможна так называемая юношеская  гипертония. Это не патологическое, а возрастное явление. Вызвано оно  перестройкой нервно – гуморальной  регуляции в период полового созревания [30].

 

Правильное использование  физических упражнений благоприятно сказывается  на сердечно – сосудистой системе  подростков. Постепенная тренировка воздействуют на мышечные волокна сердца, улучшая эластические и сократительные свойства мышцы. Сердечная мышца  становится более мощной, а пульс  замедляется.

 

В период полового созревания особенно интенсивно изменяется форма  грудной клетки. Одновременно меняется и тип дыхания. У мальчиков  появляется брюшной тип дыхания, при котором во время вдоха  увеличение грудной полости происходит главным образом за счет опускания  диафрагмы. Частота дыхания в  покое в 14-15 лет составляет 20 в  одну минуту. Постоянные занятия физическими  упражнениями приводят к увеличению подвижности грудной клетки, укреплению дыхательных мышц, к увеличению экскурсии  диафрагмы, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на росте  показателей жизненной емкости  легких. Спирометрия девочек, занимающихся спортом в 13 лет, равна 2672 см3, в 14 лет  – 2964 см3, в 15 лет в среднем 3010 см3 [20].

 

Увеличивается глубина дыхания  и минутный объем дыхания (легочная вентиляция). Максимальная легочная вентиляция также с возрастом возрастает от 64 от 161 литра в минуту. Это касается и максимального потребления  кислорода: в 13 лет оно равно 2,50 л/мин, в 14 лет – 3,55, в 15 лет – 3,93 л/мин. Однако приведенные величины индивидуальны, например, у некоторых пятнадцатилетних конькобежцев эти величины достигали 4,9 л/мин. Наибольший рост МПК отмечается с 13 до 14 и с 15 до 16 лет.

 

Если в младшем школьном возрасте происходит совершенствование  функций коры больших полушарий, увеличивается сила и подвижность  нервных процессов, нарастает внутреннее торможение, то в период полового созревания на функции коры больших полушарий, значительное влияние оказывает  изменение деятельности желез внутренней секреции. Под воздействием нового, необычного для организма ребенка  фактора – половых гормонов возбудимость центральной нервной системы  резко повышается, нарушается равновесие между процессами торможения и возбуждения (преобладают процессы возбуждения) [30]. Вновь начинается бурная перестройка  двигательного аппарата, внешне проявляемая  в неловких и угловатых движениях.

 

В результате снижения работоспособности  нервных клеток у подростков наступает  быстрая утомляемость. Однако уже  к 15 годам усиливаются процессы внутреннего  торможения, совершенствуются взаимоотношения  процессов возбуждения и торможения. Движения становятся более координированными, экономичными. У подростков период восстановления после нагрузок более длительный, чем у взрослых. Аналогичным образом увеличивается и время предстартового состояния [27].

 

Повышенная возбудимость нервной системы вызывает функциональную неустойчивость, внезапные смены  эмоционального и быстрая утомляемость. Подросток склонен переоценивать  свои силы. Он с увлечением занимается спортом, не думая о перегрузках. Особенность педагога- во время предостеречь ребенка от ошибок, от переоценки своих  сил. Осознание своего физического  развития вызывает у них желание "порисоваться". Особенно внимательным надо быть к изменениям самочувствия у девушек при возможных функциональных отклонениях в период менструального цикла [30]. В начале периода полового созревания у юноши или девушки  может резко снизится работоспособность. Чаще это бывает у тех спортсменов, у которых наблюдается быстрый  рост костей скелета [20].

 

1.2 Средства физической  подготовки конькобежцев 13-15 лет

 

Стаж занятия общей  физической подготовкой к 13-15-летнему  возрасту достигает 4-6 лет. Количество тренировочных дней в году может  составлять 245, соревнований – 36 (из них  два по ОФП), дней отдыха – 120.

 

В конькобежном спорте все  физические упражнения, применяемые  в целях совершенствования двигательных качеств и техники бега на коньках, можно разделить на три основные группы: специальные (бег на коньках  на льду и бег на роликовых коньках), специфические (упражнения для физической подготовки и совершенствования  отдельных элементов техники  бега на коньках наиболее приближенные по структуре движений к скоростному  бегу на льду) и общеразвивающие (включающие широкий комплекс различных упражнений из других видов спорта) [41].

 

Основные средства тренировки: кроссовый бег от 25 до 45 минут; кроссовый  бег с ходьбой от 20 до 60 минут; кроссовый бег с пригибной  ходьбой от 25 до 49 минут; спринтерский бег от 30 до 100 метров; темповый бег  от 400 до 1000 метров; различные прыжки и прыжковые упражнения; плавание; езда на велосипеде от 25 до 50 километров; подвижные и спортивные игры; катание на лыжах; бег на коньках; бег на роликовых коньках. Соотношение общей и специальной физической подготовки в этой возрастной группе должно составлять 70%:30 [27].

 

Занимающиеся начинают подробно изучать целые комплексы упражнений, направленных на тренировку специальной  выносливости. В начале подготовительного  периода тренер постепенно готовит  своих воспитанников к большой  тренировочной нагрузки в зимние месяцы. В связи с этим увеличивается  объем тренировочной нагрузки. Постепенно растет интенсивность выполнения упражнений. В первые месяцы подготовки к новому зимнему сезону кроссовый бег  в сочетании с ходьбой и  общеразвивающими гимнастическими  упражнениями выполняется более  продолжительно. В июне – начале июля бег занимается пригибной ходьбой  от 30 до 60 секунд 3-4 раза. Во время бега по пересеченной местности используется рельеф местности для повышения  эффективности тренировочной нагрузки; на определенных участках дистанции  дается задание прыжком достать  рукой ветку дерева, преодолеть подъем пригибной ходьбой и т.д.

 

Время, отводимое на общеобразовательные  упражнения, постепенно увеличивается  от 20 до 40 минут, упражнения усложняются  посредством применения отягощения (набивные мячи); упражнения, выполняемые  без предметов, усложняются по координации. Большое внимание удаляется упражнениям  на расслабление, выполняемым после  бега трусцой [19].

 

Подвижные и спортивные игры по-прежнему занимают большое место  в занятии, как одно из основных средств  общей физической подготовки в летнее и зимнее время. Они проводятся в  конце подготовительной части урока, как ее продолжение или в конце  основной части занятия.

 

Пребывание в спортивно-оздоровительном  лагере в период летних каникул используется для дальнейшего совершенствования  в технике. Выполняются упражнения специальной направленности, имитирующие бег на коньках, катание на роликовых коньках.

Информация о работе Особенности конькобежного спорта