Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:20, дипломная работа
Целью работы является изучение методики подготовки молодых конькобежцев. Объектом является подготовка конькобежцев в возрасте 13-15 лет. Предметом являются методы и средства подготовки спортсменов-конькобежцев 13-15лет. Гипотеза – было предположено, что методика позволит существенно увеличить силовые, скоростные качества, выносливость.
Темповый (от 400 до 1000 метров), спринтерский (от 30 до 100 метров) и кроссовый бег, езда на велосипеде, прыжки и прыжковые упражнения, бег в гору и другие упражнения направлены на повышение уровня функциональной подготовленности, развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости, гибкости, совершенствование техники бега на коньках.
Бег на коньках. Только при
передвижении на коньках должным
образом совершенствуется техника
бега, развиваются специальные
Мальчики 13-14 лет допускаются к участию в соревнованиях на дистанции 200, 500, 1000, 1500 метров, а девочки – на дистанции 200, 300, 400, 500 метров. В 15 лет мальчики и девочки допускаются к участию в спринтерском многоборье (500, 1000 м; 500, 1000м), троеборье (500, 1000, 1500 м) и малом многоборье (мальчики).
1.3 Физиологические параметры подготовки конькобежцев
Выносливость. Выносливость конькобежца - это способность выполнять мышечную работу без утомления и противостоять ему, когда оно возникает во время бега на дистанции. Выносливость является таким физическим качеством, уровень развития которого зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма конькобежца. Для развития выносливости важное значение имеет совершенствование аэробных и анаэробных энергетических возможностей [17].
Аэробные возможности. Установлено,
что потребление кислорода
Анаэробные возможности.
Установлено: если возможность работы
такова, что потребление кислорода
составляет свыше 50-70% от максимального,
аэробного окисления уже не достаточно
для полного обеспечения
Поэтому анаэробные тренировки нужно начинать в 15 -16 лет, при наличии хорошо развитых аэробных возможностей. Но это не означает, что в тренировке молодых конькобежцев не должно присутствовать анаэробных форм работы. Такие формы допустимы: летом при выполнении специальных упражнений или в тренировке силы и быстроты, а зимой в беге на коньках на короткие и средине дистанции во время соревнований и при подготовке к ним. Важно, чтобы объем анаэробной нагрузки был не значительным [19].
Выносливость к статическим условиям. Несмотря на то, что скоростной бег на коньках является динамическим упражнением, млолодой конькобежец с сезонного начала тренировки встречается со статистической работой мышц. Планируя и осуществляя подготовку молодых конькобежцев необходимо постоянно учитывать все возрастные закономерности развития выносливости к статистическому усилию [15]. Строгое соблюдение принципа постепенности позволит избежать чрезмерного статистического перенапряжения нервно-мышечного аппарата молодых конькобежцев.
Наблюдения показали, что того объема специальных динамических упражнений (как в беге на коньках, так и период летней тренировки), который выполняют юные конькобежцы оказывается вполне достаточной для постепенного повышения выносливости к статистическим усилиям [29]. После выполнения упражнений статического характера следует использовать динамическую нагрузку, усиливающую кровообращение, легкий бег трусцой, различные динамические упражнения. Статические упражнения обязательно следует чередовать с упражнениям на растягивание мышц и их произвольное расслабление. Выполнение после статических упражнений динамических позволяет быстрее восстановить нормальное кровообращение в организме, снять излишнюю закрепощенность мышц и повысить их работоспособность. При определении длительности пауз отдыха учитывают не только интенсивность упражнений, но и отрицательные факторы статической нагрузки. Чем больше статическая нагрузка, тем более продолжительным должен быть отдых [19]. Гибкость. Определяет способность конькобежца выполнять бег на коньках, а также другие тренировочные упражнения с оптимальной амплитудой движений. Наблюдения показали, что уровень развития гибкости во многом лимитирует техническое мастерство конькобежцев, быстроту, силу и выносливость. Для конькобежца особенно важно обладать хорошей подвижностью в голеностопных и тазобедренных суставах, а также умением разворачивать ноги наружу, что особенно важно при беге со старта. Установлено, что именно в детском и младшем возрасте гибкость бывает максимальной благодаря высокой эластичности мышц и связочно-суставного аппарата [19]. С увеличением возраста эти показатели ухудшаются, способность к развитию гибкости уменьшается. Поэтому в фазе начальной общей тренировки следует стремиться к тому, чтобы общая и специальная гибкость конькобежцев достигла оптимального уровня. До 15 лет нужно в большом объеме выполнять упражнения на развитие гибкости не только в летний период, но и во время тренировок на льду зимой [11].
1.4 Психологическая подготовка спортсменов
Психологическая подготовка
– система психолого–
Одной из важнейших сторон
подготовки спортсмена является психологическая
подготовка к соревнованиям [33]. Тренер
должен внимательно наблюдать за
своими учениками перед
В психологической подготовке следует выделить две основные проблемы:
-
Формирование стойких мотивов
к тренировочным занятиям и
соревнованиям в условиях все
возрастающих физических и
-
Совершенствование
Особое значение психическая
подготовка приобретает на этапе
спортивного совершенствования, когда
интенсивные тренировочные
Психологическая подготовка организуется и планомерно осуществляется в процессе всей деятельности спортсмена. Формирование и совершенствование свойств его личности – это конечная цель, определяющая успех тренировок и выступления в соревнованиях.
Методы и средства психологической
подготовки. Одной из основных и
наиболее актуальных задач спортивной
психологии является разработка эффективных
практических методов и средств
психической подготовки, которые
помогли бы спортсменам адаптироваться
ко всем более интенсивным нагрузкам
во время тренировок и соревнований.
Эти методы и средства способствуют
повышению уровня психической активности,
сохранению психической и моторной
работоспособности, более быстрому
восстановлению психической энергии,
затраченной спортсменом в
По способу воздействия методы психической подготовки подразделяются на те которые воздействуют на спортсмена – методы гетерорегуляции, и те, при помощи которых спортсмен регулирует свое состояние – методы ауторегуляции. Данная классификация средств и методов психической регуляции предложена Н.А.Худадовым, В.П.Некрасовым, Р.Фрестера и П.Пиккентайнен (1994).
Методы гетерорегуляции
подразделяются на вербальные (словесные)
и невербальные. Вербальные методы
– гетерорегуляции – беседа,
убеждение, внешние, разъяснение, приказ.
К невербальным следует отнести
мимику, жесты, акустические и оптические.
С помощью методов
1. оптимизацию усвоения всех элементов тренировочного процесса;
2. формирование психических
состояний, соответствующих
3. формирование значимых
целевых и мотивационных
4. проведение мероприятий по оптимизации восстановления психической работоспособности;
5. обучение спортсменов навыков саморегуляции.
Методы ауторегуляции решают следующие основные задачи:
1.
Использование спортсменом
2.
Отвлечение спортсмена от
Следует отметить:
-
Психическая подготовка
-
Общая психическая подготовка
должна начинаться с первого
дня занятий спортом и
-
Особое место отводиться в
ней нравственному воспитанию
и формированию волевых
-
Психологическая подготовка
-
На этапе спортивного
-
Регуляции своего состояния,
-
Нетрадиционные средства: дыхательные
упражнения, ионизация воздуха,
-
Приемы и средства
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Необходимо знать
В данной главе мы убедились в том, что в возрасте 14-16 лет в основном заканчивается половое созревание. Этот период наиболее удачный для развития у мальчиков силы мышц, быстроты и координации движений, а у девочек гибкости. Масса мышц продолжает увеличиваться и совершенствоваться функционально развитие организма протекает на столько бурно, что рост сердца не поспевает за увеличением массы всего тела. Здесь необходимо правильное использование физических упражнений, которое благоприятно сказывается на сердечно – сосудистой системе подростков.
Кроме того, необходимо знать
физиологические параметры
Из средств физической подготовки следует выделить упражнения, направленные на тренировку специальной выносливости, которые занимающиеся начинают подробно изучать целыми комплексами. Время, отводимое на общеобразовательные упражнения, постепенно увеличивается, упражнения усложняются посредством применения, а те упражнения, которые выполняются без предметов, усложняются по координации. Большое внимание удаляется упражнениям на расслабление. Подвижные и спортивные игры по-прежнему занимают большое место в занятии, как одно из основных средств общей физической подготовки в летнее и зимнее время. Они проводятся в конце подготовительной части урока, как ее продолжение или в конце основной части занятия.