Особенности методики развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1)Определить понятие силовых способностей и влияющие факторы, значимые при воспитании этих способностей у детей среднего школьного возраста;
2)Выявить анатомо-физиологические особенности у детей среднего школьного возраста и как они влияют на развитие у них силовых способностей;
3)Определить задачи развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста;
4)Определить средства методические приемы, применяемые для развития этих способностей у детей;
5)Определить критерии и методы оценки развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие силовых способностей.
1.1. Понятие силовых способностей……………………………………..4
1.2. Влияющие факторы, обуславливающие развитие
силовых возможностей………………………………………………5
1.3. Классификация и виды силовых способностей, значимые
для ситуационных видов спорта ……………………………………7
Глава 2. Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей
среднего школьного возраста…………………………………………11
Глава 3. Задачи развития силовых способностей у детей среднего
школьного возраста…………………………………………………15
Глава 4. Средства и методы развития силовых способностей у детей
среднего школьного возраста.
4.1 Средства для воспитания силовых способностей………………… 16
4.2 Методы, применяемые в воспитании силовых способностей
у детей среднего школьного возраста……………………………….18
Глава 5. Критерии и методы оценки силовых способностей у детей
среднего школьного возраста………………………………………...26
Выводы ……………..……………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

0150967_9B581_osobennosti_metodiki_razvitiya_silovyh_sposobnostey_u_detey.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

2. Использование  средних и больших усилий до  отказа в упражнениях, направленных на увеличение мышечной массы.

3. Ударный  метод, направленный на увеличение  взрывной силы.

4. Изокинетический  метод (с постоянной скоростью). Использование нагрузки до отказа  по круговой рабочей амплитуде  движения, задаваемой с помощью  соответствующих тренажеров, направленной на повышение специфических силовых способностей.

 

 

Третья группа - Методы повторного упражнения с использованием статических положений тела:

1. Метод изометрических  усилий (повышение силы в статическом  режиме).

2. Статодинамический метод.

3. Метод воспитания  силы с помощью тренажерных  устройств.

 

 Четвертая группа - Неспецифические методы воспитания силовых способностей:

1. Метод электростимуляции  мышц, направленный на укрепление  опорно-двигательного аппарата.

2. Воспитание  собственно-силовых способностей  при пассивном растяжении мышц.

При совершенствовании  скоростно-силовых качеств целесообразно 60% упражнений выполнять в преодолевающем режиме,30% - в уступающем режиме и 10%- в статическом (изометрическом) режиме[Гомельский А.Я., 1983 г .].

    Особенности  воспитания силовых способностей ситуационных видов спорта, применяемых в занятиях с детьми:

Метод максимальных усилий

Предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений.

Метод непредельных усилий

Предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5—6 до 100 (Метод непредельных усилий состоит из двух методов).

В физиологическом  плане, суть этого метода состоит в том, что степень мышечных напряжений по мере утомления приближается к максимальному (к концу такой деятельности увеличиваются интенсивность, частота и сумма нервно-эффекторных импульсов, в работу вовлекается все большее число двигательных единиц, нарастает синхронизация их напряжений). Серийные повторения такой работы с непредельными отягощениями содействуют сильной активизации обменно-трофических процессов в мышечной и других системах организма, способствуют повышению общего уровня функциональных возможностей организма.  

 Метод динамических усилий

Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.  

 «Ударный» метод

Предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75

см с последующим  мгновенным выпрыгиванием вверх  или прыжком в длину).

После быстрого предварительного растягивания наблюдается  более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.

Экспериментальным путем определен оптимальный  диапазон высоты спрыгивания 0,75—1,15 м. Однако практика показывает, что в  некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот — 0,25—0,5 м.

Метод статических (изометрических) усилий

В зависимости  от задач, решаемых при воспитании силовых  способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80— 90% от максимума продолжительностью 4—6 сек 100% — 1—2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60—80% от максимума продолжительностью

10—12 с. в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3—4 упражнения по 5—6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин.

При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После  выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10—15 мин.

Изометрические  упражнения следует включать в занятия  как дополнительное средство для развития силы. Недостаток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений.

Статодинамический метод

Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2—6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80—90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2—3 повторения в подходе, 2—3 серии, отдых 2—4 мин между сериями). Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях [Верхошанский Ю.В., 1988 г.].

Метод круговой тренировки

Обеспечивает  комплексное воздействие на различные  мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1—3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2—3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.

Игровой метод

Предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов

 

(например, партнера  в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната»), игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса). Этому методу необходимо уделить особое внимание при занятиях с детьми среднего школьного возраста.

  Методика, способствующая развитию физических качеств скоростно-

силовой направленности у детей среднего школьного возраста  включает в себя  следующие упражнения:

 Для развития мышц сгибателей рук

  1. В висе присев. Подтягивание на низкой перекладине.
  2. В висе лежа. Подтягивание на низкой перекладине постоянно меняя угол наклона туловища
  3. В висе. Подтягивание на перекладине:

а) с помощью  резинового эластичного бинта;

б) самостоятельно.

Все упражнения выполняют по 10-12 раз в 3 сериях с интервалом отдыха

между сериями 30 сек.

Для развития мышц разгибателей рук

  1. В упоре стоя у стены. Сгибание и разгибание рук, постепенно увеличивая расстояние от опоры.
  2. В упоре лежа на столе, стуле, гимнастической скамейке, на полу. Сгибание и разгибание рук.
  3. В упоре лежа на полу, ноги на повышенной опоре (гимнастической скамейке, стуле). Сгибание и разгибание рук.
  4. В упоре на брусьях. Сгибание и разгибание рук.

Упражнения  выполняют по 8-10 раз в 3 сериях. Интервал отдыха между

сериями 40 сек.

 

 

Для развития скоростно-силовых  качеств (прыгучести)

  1. Стоя на краю закрепленной гимнастической скамейки. Поднимание на носки.
  2. Стоя на одной ноге, опираясь руками об опору. Поднимание на носки.
  3. Пружинящие приседания (на счет 1-3 три пружинящих покачивания в глубоком приседе, на счет 4 резко выпрыгнуть вверх).
  4. Прыжки с возвышения 30-50 см с последующими после приземления прыжками вверх или в длину.
  5. С места толчком обеими ногами, затем толчком одной ногой с 2-3 шагов разбега прыжок на возвышение (сложенные гимнастические маты высотой 40-60 см).
  6. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед (4-6 прыжков).
  7. Прыжки в длину с места (на результат).
  8. Наскок в упор присев на гимнастический козел и быстрый соскок с выпрыгиванием вверх и в длину.
  9. Прыжок ноги врозь через козла.
  10. Прыжок согнув ноги через козла.
  11. Прыжки со скакалкой 1,5-2,0 мин.

Упражнения  выполняют 6-8 раз в каждой из трех серий, интервал отдыха

между сериями 1 мин.

Для развития мышц спины

  1. Лежа на спине, прогибание с фиксацией принятого положения и медленным возвращением в и.п.
  2. Лежа на животе руки вверх или за голову. Прогибание туловища с одновременным подниманием рук и ног.
  3. Лежа на гимнастической скамейке (козле, коне) на животе, держась руками на рейку гимнастической стенки. Поднимание и опускание ног.

Упражнения  выполняют по 12-15 раз в 3 сериях, интервал отдыха между

сериями  1 мин. Если учащийся свободно и качественно  выполняет упражнение, ему надо переходить к следующему, более трудному упражнению.

 

Для развития мышц брюшного пресса

  1. В седе углом. Встречные движения прямыми ногами.
  2. В седе. Поднимание прямых ног до угла 90°.
  3. В висе на перекладине, гимнастической стенке. Поднимание ног до касания носками пола за головой.
  4. В висе на перекладине, гимнастической стенке. Поднимание ног до угла 90° и более.

5.  В упоре  на брусьях. Поднимание прямых  ног до прямого угла.

Упражнения  выполняют 12-15 раз в 3 сериях, интервал отдыха между сериями

1 мин.

При выполнении данных комплексов специальных физических упражнений обеспечивается формирование и улучшение совокупности двигательных умений и навыков, входящих в состав базового разностороннего «двигательного образования», в том числе и  гимнастического.

Для повышения  специальной силовой и скоростно-силовой  подготовки необходимо использовать все  вышеперечисленные средства и методы в комплексе в соответствии с принципами преемственности и непрерывности занятий[Фомин В.П., Фомин Н.А., 1980 г.].

 

Глава 5. Критерии и методы оценки силовых способностей у детей среднего школьного возраста.

 

Чем больше частота специальных физических упражнений и суммарная величина нагрузки, тем тщательнее должен быть контроль за их кумулятивным эффектом и тем большее значение приобретает искусное регулирование нагрузок применительно к уровню подготовленности, адаптационным возможностям и индивидуальным особенностям занимающихся.

 

Метод контроля и проводимая оценка методики развития силовых способностей у детей, позволяют определить, дают ли применяемые средства желаемый результат (сдача контрольных нормативов) и узнать, какие изменения происходят под влиянием комплексов упражнений (изменение физиологического состояния по внутренним – ЧСС, частота дыхания и внешним признакам)[Дашинорбоев В.Д., 2007 г.].

При определении  объема и интенсивности нагрузок, обеспечивающих оптимальный тренировочный  эффект, необходимо рациональное сочетание интенсивных (развивающих) нагрузок с мало интенсивными. Данный путь представляет собой реальный и еще далеко неисчерпанный резерв роста спортивных достижений у детей школьного возраста.

При чередовании анаэробного и аэробного энергообеспечения, учитывая направленность нагрузок на совершенствование физиологических механизмов, решается одна из главных задач – подготовка спортсменов к выполнению соревновательной нагрузки.

Необходимо  содействовать повышению общего уровня функциональных и адаптивных возможностей растущего организма, применительно к особенностям данного этапа онтогенеза в сенситивные периоды.

При выполнении данных комплексов специальных физических упражнений обеспечивается формирование и улучшение совокупности двигательных умений и навыков, входящих в состав базового разностороннего «двигательного образования», в том числе и  гимнастического у детей среднего школьного возраста.

 

Для повышения  специальной силовой и скоростно-силовой  подготовки необходимо использовать все  вышеперечисленные средства и методы в комплексе в соответствии с принципами преемственности и непрерывности занятий.

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 Решение  поставленных задач и определение  уровня развития силовых качеств в процессе обучения детей среднего школьного возраста, дает возможность сделать следующие выводы:

Информация о работе Особенности методики развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста