Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:41, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1)Определить понятие силовых способностей и влияющие факторы, значимые при воспитании этих способностей у детей среднего школьного возраста;
2)Выявить анатомо-физиологические особенности у детей среднего школьного возраста и как они влияют на развитие у них силовых способностей;
3)Определить задачи развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста;
4)Определить средства методические приемы, применяемые для развития этих способностей у детей;
5)Определить критерии и методы оценки развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие силовых способностей.
1.1. Понятие силовых способностей……………………………………..4
1.2. Влияющие факторы, обуславливающие развитие
силовых возможностей………………………………………………5
1.3. Классификация и виды силовых способностей, значимые
для ситуационных видов спорта ……………………………………7
Глава 2. Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей
среднего школьного возраста…………………………………………11
Глава 3. Задачи развития силовых способностей у детей среднего
школьного возраста…………………………………………………15
Глава 4. Средства и методы развития силовых способностей у детей
среднего школьного возраста.
4.1 Средства для воспитания силовых способностей………………… 16
4.2 Методы, применяемые в воспитании силовых способностей
у детей среднего школьного возраста……………………………….18
Глава 5. Критерии и методы оценки силовых способностей у детей
среднего школьного возраста………………………………………...26
Выводы ……………..……………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………32
Национальный
государственный Университет
им. П.Ф.Лесгафта
Кафедра теории и методики физической культуры
Курсовая работа
«Особенности методики развития силовых способностей
у детей среднего школьного возраста»
Санкт-Петербург
2009
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие силовых способностей.
1.1. Понятие силовых способностей……………………………………..4
1.2. Влияющие факторы, обуславливающие развитие
силовых возможностей………………………………………………
1.3. Классификация и виды силовых способностей, значимые
для ситуационных видов спорта ……………………………………7
Глава 2. Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей
среднего школьного возраста…………………………………………11
Глава 3. Задачи развития силовых способностей у детей среднего
школьного возраста…………………………………………………15
Глава 4. Средства и методы развития силовых способностей у детей
среднего школьного возраста.
4.1 Средства для воспитания силовых способностей………………… 16
4.2 Методы, применяемые в воспитании силовых способностей
у детей среднего школьного возраста……………………………….18
Глава 5. Критерии и методы оценки силовых способностей у детей
среднего школьного возраста………………………………………...26
Выводы ……………..……………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………32
Введение.
В своей курсовой работе я хочу привести аргументированное доказательство того, что кроме развития быстроты, выносливости, гибкости в тренировочных занятиях с детьми среднего школьного возраста, также необходимо уделять внимание развитию силы. От уровня её развития зависит успешность выполнения таких упражнений как: подтягивание, отжимания, прыжки в длину и т. д. и что особое внимание надо уделять развитию сил мышц брюшного пресса, спины, сгибателей и разгибателей рук.
А вот недостаточный уровень развития силы и гибкости часто ограничивает возможности освоения техники, и может приводить к травмам в процессе тренировки с детьми.
Основные задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1)Определить понятие силовых способностей и влияющие факторы, значимые при воспитании этих способностей у детей среднего школьного возраста;
2)Выявить
анатомо-физиологические
3)Определить задачи развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста;
4)Определить средства методические приемы, применяемые для развития этих способностей у детей;
5)Определить критерии и методы оценки развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
Раздел 1. Понятие силовых способностей.
1.1. Понятие силовых способностей.
В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:
1) силу как механическую характеристику движения;
2) силу как
определенное качество
В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения служит объектом изучения механики. Во втором – предметом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии. Для обозначения силы как физического качества используются термины: силовые возможности, силовые способности, мышечная сила[Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., 1991 г.].
Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопоставление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе – действующие по ходу движения.
Как известно, мышцы могут проявлять силу:
Первый режим характерен для статической, второй и третий – для динамической, четвертый – для статодинамической работы мышц.
Так как в этих условиях характер двигательных действий различен, приведенное деление можно принять за классификацию основных видов силовых способностей.
Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т.д.). Частными задачами в развитии силовых способностей детей школьного возраста будут:
виды усилий – статические и динамические, собственные силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие;
двигательного аппарата;
условиях.
Наряду с этим в зависимости от конкретных условий той либо иной деятельности решаются специфические задачи по специализированному воспитанию силы.
1.2. Влияющие факторы.
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости конкретных двигательных действий и условий их осуществления вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.
Среди них выделяют:
1) собственно мышечные;
2) центрально-нервные;
3) личностно-психические;
4) биомеханические;
5) биохимические;
6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность[Верхошанский Ю.В.,1998 г.].
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) рефлекторных импульсов, посылаемых к мышцам, координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания
и др.) факторы.
1.3. Классификация и виды силовых способностей значимых для ситуационных видов спорта.
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями:
А) скоростно-силовые
Б) силовая ловкость
В) силовая выносливость
Собственно
силовые способности
1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с около предельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);
2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.
Собственно силовые способности характеризуются:
большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.
Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:
1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);
2) при попытке
внешних сил или под
Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).
А) Скоростно-силовые способности:
Способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.)[Захаров Е.Н.,Карасев А.В,Сафонов А.А.,1994 ]. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят:
1) Быструю силу - характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.
2) Взрывную силу - отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами:
1) стартовой силой
Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.
2)Ускоряющей силой
Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.
Б) Силовая ловкость
Проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить, как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
В) Силовая выносливость:
Это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.
В зависимости от режима работы мышц выделяют:
1) динамическую силовую выносливость - характерна для циклической и ациклической деятельности.
2) статическую силовую выносливость - типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, сказывается динамическая выносливость.
В физическом
воспитании и на спортивной тренировке
для оценки степени
1) абсолютную силу.
Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
2)относительную силу
Относительная сила — сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.