Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:41, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1)Определить понятие силовых способностей и влияющие факторы, значимые при воспитании этих способностей у детей среднего школьного возраста;
2)Выявить анатомо-физиологические особенности у детей среднего школьного возраста и как они влияют на развитие у них силовых способностей;
3)Определить задачи развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста;
4)Определить средства методические приемы, применяемые для развития этих способностей у детей;
5)Определить критерии и методы оценки развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие силовых способностей.
1.1. Понятие силовых способностей……………………………………..4
1.2. Влияющие факторы, обуславливающие развитие
силовых возможностей………………………………………………5
1.3. Классификация и виды силовых способностей, значимые
для ситуационных видов спорта ……………………………………7
Глава 2. Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей
среднего школьного возраста…………………………………………11
Глава 3. Задачи развития силовых способностей у детей среднего
школьного возраста…………………………………………………15
Глава 4. Средства и методы развития силовых способностей у детей
среднего школьного возраста.
4.1 Средства для воспитания силовых способностей………………… 16
4.2 Методы, применяемые в воспитании силовых способностей
у детей среднего школьного возраста……………………………….18
Глава 5. Критерии и методы оценки силовых способностей у детей
среднего школьного возраста………………………………………...26
Выводы ……………..……………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………32
Уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа.
Глава 2. Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей среднего школьного возраста.
Самыми благоприятными периодами развития силы:[Ильин Е.П., 1983 г.]
- у мальчиков и юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет
- у девочек
и девушек — от 11—12 до 15—16 лет,
чему в немалой степени соответ
Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям.
При развитии
силы следует учитывать
Центральная нервная система.
В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах центральной нервной системы.
Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами.
В возрасте 10-12
лет усиливаются тормозные
Помехоустойчивость
поведенческих реакций и
Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания – у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и “буйством” подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга.
Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. В межполушарных отношениях также возникают существенные изменения - временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно-
пространственной информации. Отмечаются нарушения нервной высшей деятельности – нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов.
Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости.
С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уровень корковой возбудимости и нормализуются процессы нервной высшей деятельности.
Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью переднее - лобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логического мышления, развитию второй сигнальной системы и процессов экстраполяции.
Деятельность
центрально-нервной системы
Опорно-двигательный аппарат.
С завершением периода второго детства, развертыванием переходного периода и наступлением юношеского возраста в растущем организме происходят значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем.
В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков и юношей к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту.
Особенно заметным является “пубертатный скачок роста” – резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. У девочек он наступает в среднем около 13 лет, когда ежегодный прирост у них достигает 8 см, а у мальчиков - в 14 лет, составляя до 10 см в год. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. Временно нарушаются привычные пропорции тела и координация движений. Проявляются избыточность или дефицит массы тела.
Постепенное и поэтапное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием его правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений.
Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. На средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения.
В первой фазе пубертатна, когда отмечается ухудшение двигательных функций и проявления физических качеств.
Подростки в этот период неловки и угловаты. Движения их недостаточно координированы. Они не знают, куда девать такие длинные руки, как ловко управлять неожиданно выросшими ногами. Во всех их действиях наблюдается обилие лишних движений.
Глава 3. Задачи развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
1)Общее
гармоническое развитие всех
мышечных групп опорно-двигател
Она решается
путем использования
Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности[Матвев Л.П, 1991 ]. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.
2)Разностороннее
развитие силовых способностей
в единстве с освоением
Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
3)Создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально прикладной физической подготовки школьников.
Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии. Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки.
Глава 4. Средства и методы воспитания силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
4.1. Средства для воспитания силовых способностей.
Средствами воспитания силы при занятиях со школьниками являются упражнения с повышенным сопротивлением – силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на группы:
Основные :
1. Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве внешнего сопротивления обычно используют:
а) вес предметов (штанга, гири, гантели);
б) противодействие упругих предметов (жгут, эспандер);
в) сопротивление упругих предметов (прыжки на батуте);
г) сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, например).
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. Применяются также упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов.
Упражнения с тяжестями удобно своей универсальностью: с их помощью можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд нежелательных черт. Исходное положение в упражнениях с тяжестями часто связано со статическим удержанием груза [Мавеев Л.П.,Новиков А.Д.,1980 г.].
Для упражнения с преодолением сопротивления упругих предметов характерно возрастание напряжения к концу движения.
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).
4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов.
5. Статические упражнения в изометрическом режиме :
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания и т.п.);
- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в само сопротивлении.
Наряду с приведенной классификацией силовых упражнений нужно учитывать деление их по степени избирательности воздействия, а также по режиму функционирования мышц – статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие.
Воспитание силы, как и других физических качеств, осуществляется в соответствии с общими методическими принципами физического воспитания, конкретно применяемые в развитии силовых способностей школьников среднего возраста.
Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.
Скоростно-силовые
способности проявляются в
Дополнительные средства:
Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре обще развивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида, применяемые в занятиях со школьниками:
4.2. Методы и особенности воспитания силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
Методы воспитания силы, применяемые в методике развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста, можно условно объединить в четыре группы:
Первая группа - Методы повторного упражнения с использованием непредельных отягощений:
1. В упражнениях,
выполняемых в среднем и
2. В упражнениях,
выполняемых в максимально
3. В упражнениях, направленных в основном на увеличение мышечной массы.
4. В упражнениях,
основной задачей которых
Вторая группа - Методы повторного упражнения с использованием предельных и около предельных усилий:
1. В упражнениях, выполняемых в преодолевающем и уступающем режимах работы, направленных на повышение максимальной силы мышц.