Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ условий развития ловкости на занятиях по волейболу детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Определить уровень развития ловкости у волейболистов среднего школьного возраста.
2. Проанализировать характерные черты ловкости юных спортсменов.
3. Исследовать условия развития ловкости юных волейболистов.

Содержание

Введение
Глава 1 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов
1.1 Основные качества волейболистов
2.1 Характерные черты ловкости волейболистов и условия развития ловкости
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)

Ловкость в волейболе  условно делится на акробатическую (двигательные действия в защите) и прыжковую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке). 
Составляющими ловкости волейболиста являются:

- координация движений  — способность выполнять двигательные  действия, соразмеряя их во времени,  в пространстве и по усилию (от координации движений зависят  быстрота, точность и своевременность  выполнения технического приема); 
- быстрота и точность действий — от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно — значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов; 
-способность распределять и переключать внимание — функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов; 
-устойчивость вестибулярных реакций — непременное условие проявления ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками. Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры.

Высокая подвижность нервных  процессов при проявлении ловкости дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим. 
Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Развитие ловкости волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное — способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в без опорном положении.

Гибкость — способность спортсмена выполнять движения в суставах с большой амплитудой. Возможность выполнять движения с большой амплитудой зависит главным образом от форм суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий, мышц, от силы мышц, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц. Гибкость волейболиста проявляется при выполнении всех технических приемов игры. Поэтому хорошая подвижность в лучезапястном, локтевом и лучевом, плечевом суставах, суставах позвоночного столба, а также в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах будет способствовать качественному выполнению технических приемов.

1.2. Характерные черты и условия развития ловкости волейболистов

Ловкость - это способность  спортсмена быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать  двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые  с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется  только в комплексе с другими  физическими качествами. Ловкость - специфическое качество, по-разному  проявляющееся в разных видах  спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для  спортивных игр. Ловкость тесно связана  с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

Следуя общепринятому  мнению, ловкость - это, во-первых, способность  овладевать сложными двигательными  координациями; во-вторых, спортивными  движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально  перестраивать свои действия.

Как известно, В.М. Зациорский предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность:

1. Координационная трудность  двигательной задачи.

2. Точность выполнения (соответствие  пространственных, временных и силовых  характеристик двигательной задаче).

3. Время освоения (учебное  время, которое требуется спортсмену  для овладения необходимой точностью  движения или исправления его).

В видах спорта, для которых  характерна быстрая смена условий  деятельности и большая изменчивость действий, важно сократить время  между сигналом к выполнению и  началом выполнения движения. В быстро изменяющейся обстановке необходима большая  ловкость для того, чтобы реагировать  быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может  служить способность к быстрой  адаптации (находчивость).

Ловкость - важная предпосылка  к развитию и совершенствованию  спортивной техники и поэтому  имеет первостепенное значение в  видах спорта, где предъявляются  высокие требования к координации  движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых  необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений.

Ловкость нужна и при  реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать  нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).

В психологии спорта принято  разграничивать общую ловкость (проявляемую  в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность  к освоению и вариативному применению спортивной техники).

Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться только в  комплексе с другими физическими  качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости - физические способности человека.

Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас  движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже  выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, - тем больше его ловкость.

Деятельность анализаторов - третья основная предпосылка для  развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного  опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка  текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных  сигналов). Соответствующая текущая  информация воспринимается с помощью  анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность более  детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы  быстрее овладеть им и при необходимости  перестраивать его.

Все свидетельствует, как  велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной  системы. Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих  способностей:

1) быстро осваивать сложные  по координации двигательные  действия;

2) перестраивать двигательную  деятельность в соответствии  с требованиями меняющейся обстановки;

3) четко воспринимать  пространственные, временные и силовые  параметры движения.

Ловкость это сложное  качество, характеризующееся хорошей  координацией и высокой точностью  движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

·   координационная сложность двигательного задания;

·   точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;

·   время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Различают общую и специальную  ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые  многообразные связи с другими  физическими качествами, тесно связана  с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в  первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений)., а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.

Ловкость - весьма специфическое  качество. Можно обладать хорошей  ловкостью в играх и недостаточной  в спортивной гимнастике. Поэтому  её целесообразно рассматривать  в связи с особенностями конкретного  вида спорта. Ловкость приобретает  особенную важность в тех. видах  спорта, которые отличаются сложной  техникой и непрерывно изменяющимися  условиями (спортивные игры).

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны 6ыть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

·   выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

·   зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);

·   создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);

·   усложнение условий выполнения обычных упражнений;

·   изменение скорости и темпа движений;

·   изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Оценка ловкости спортсменов  осуществляется главным образом  педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкости.

Условия развития ловкости юных волейболистов

Ловкость – способность  управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющийся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Ловкость в волейболе  условно делится на акробатическую (двигательные д000ействия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть продолжение действия).

Составляющими ловкости волейболиста являются:

· координация движений –  способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в  пространстве и по условию (от координации  движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);

· быстрота и точность действий – от них зависит результативность всей игры (выполнить технический  прием правильно – значит выполнить  его быстро и точно); точность реакции  на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных  процессов;

· способность распределять и переключать внимание – функция, которая обеспечивается суммарной  деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;

· устойчивость вестибулярных  реакций – непременное проявление ловкости в игре, которая изобилует  падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками; чрезмерное возбуждение  вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности  других (зрительного, кожного), что уменьшает  точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и  тактике игры.

Высокая подвижность нервных  процессов при проявлении ловкости дает возможность волейболисту ориентироваться  в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

Уровень развития ловкости в значительной степени зависит  от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения  тела.

В развитии ловкости у юных волейболистов особенное значение придают психологической подготовке.

Начинается такая подготовка с ее планирования, когда тренер, зная индивидуальные особенности каждого  игрока и «характер» своей команды, а также состояние в настоящее  время, заранее подбирает средство повышения или понижения психического напряжения последних тренировок при  общей тенденции к снижению напряжения в последние дни перед соревнованием. Иногда есть смысл повысить его уровень, сделать своего рода «зарядку», после  чего легче стабилизировать психическое  состояние игроков, как это нередко  делает Н. Карполь.

Информация о работе Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу