Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ условий развития ловкости на занятиях по волейболу детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Определить уровень развития ловкости у волейболистов среднего школьного возраста.
2. Проанализировать характерные черты ловкости юных спортсменов.
3. Исследовать условия развития ловкости юных волейболистов.

Содержание

Введение
Глава 1 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов
1.1 Основные качества волейболистов
2.1 Характерные черты ловкости волейболистов и условия развития ловкости
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)

Особую роль в специальной  психологической подготовке играет формирование в тренировочном процессе моральных качеств волейболистов, находящихся в тесной связи со спецификой волейбола – коллективным характером игры. Тренер подбирает  способы психической изоляции «ныти-ков» и стремится повысить активность «оптимистов», создает в команде обстановку спокойной, деловой уверенности, особое внимание уделяет психическому состоянию лидеров и маргиналов.

В этот период тренер использует вербальные (словесные) психолого-педагогические средства гетерорегуляции (воздействия  на спортсмена со стороны).

Среди них выделим следующие:

1. Создание внутренних  психических опор. Этот прием  применяется в последних тренировочных  микроциклах, он наиболее эффективен  по отношению к чувствительным, эмоционально реактивным, неуравновешенным  спортсменам.

2. Рационализация. Это универсальное  средство годится для любых  спортсменов, особенно подходит  для мнительных, которых в волейболе  немало, и игроков с признаками  психического пресыщения. Заключается  в рациональном объяснении тренером механизмов возникающих неблагоприятных состояний с целью их объективной оценки и логического поиска путей не только выхода из неблагоприятного состояния, но и          использования его для повышения уровня активности.

3. Сублимация. Прием заключается  в искусственном вытеснении одного  настроения другим благодаря  изменению мотивации, переориентировке  в отношении решаемых в игре  задач. Особенно нуждаются в  сублимации спортсмены со слабой  нервной системой или потерявшие  веру в свои возможности вследствие  спортивных или житейских неудач  и травм.

4. Десенсибилизация. Моделируются  неблагоприятные психические состояния  в игре (рекомендуется применять  за один – два дня до ответственной  игры). После релаксации спортсмен мысленно проигрывает не благоприятные ситуации, бывшие реально в других играх, лучше всего с тем соперником, с которым предстоит играть.

5. Деактуализация. Заключается  в искусственном занижении силы  соперника в предстоящей игре. Выделяют прямую деактуализацию, когда показываются реальные  слабости соперника, и косвенную,  когда намеренно выделяются те  сильные стороны конкретного  спортсмена или всей команды,  которым сопернику нечего противопоставить

Большинство средств психорегуляции на этапе специальной психологической  подготовки объединяют в форме так называемой ментальной (умственной) тренировки.

По определению шведского  психолога Л.Э. Унестоля, ментальный тренинг представляет собой комплекс средств, включающих:

· умение спортсмена распознавать и точно оценивать ситуацию;

· умение точно контролировать собственные психофизические и  поведенческие реакции на ту или  иную обстановку;

· специальные приемы внушения и самовнушения.

Итак, развитие ловкости волейболиста – это совершенствование координации  движений, а главное – способность  быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно  меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в без опорном положении.

1.3. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.

Подростковый период приходит на смену  периода детства, для которого характерен относительно спокойный и равномерный  рост в развитии человека. (Теория и  практика физической культуры № 2 1995).

В течение периода полового созревания происходит бурное развитие всего организма. Доказательством этого является значительное увеличение роста, веса, окружности грудной клетки и мускулатуры, повышенная работа сердца, глубокие изменения  в деятельности центральной нервной  системы, особенно в деятельности половых  желез. (А.П Матвеев, С.Б Мельников Методика физического воспитания М. физкультура и спорт 1989.

Позвоночный столб – основная часть  опорно-двигательного аппарата туловища ребенка. Скелет верхних и нижних конечностей формируется у детей  разными темпами, так к 13 годам  завершается окостенение запястных  и пястных отделов рук.

Сращение трёх тазовых костей происходит в 14-20 лет. К 15-21 году у юношей происходит окостенение фаланг пальцев ног, годом – двумя позже – фаланг пальцев рук, а затем костей плюсны и предплюсны.

Поэтому весь школьный период развития ребенка должен находится под постоянным педагогическим и врачебно-физиологическим контролем.

Формирование двигательной функции  у детей школьного возраста определяется не только и не столько степенью зрелости высших нервных центров  регуляции движений.( Л.С. Дворкин Юный Тяжелоатлет М. Физкультура и спорт 1982.)

С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный  рост тела – его длина увеличивается  на 9см. Так же наблюдается прирост  мышечной массы. Максимальный рост силы на 1кг собственного веса наблюдается  до 14 лет.

Прирост мышечной массы связан с  усилием секреции андрогенов коры надпочечников, стимулирующих увеличение мышечной массы в подростковом возрасте. Особенно замечен у подростков прирост  веса мышц сгибателей и разгибателей плеча.

Сердечно – сосудистая и дыхательная  системы.

Как известно до 16 лет сердце человека увеличивается более чем в 10 раз, причем рост наблюдается на первом году жизни и в период от 13 до 16 лет. ( В.Л Кариманов Спортивная медицина М. физическая культура и спорт 1980)

За время полового созревания объем  сердца увеличивается более чем  в 2 раза, в то время как масса  тела за этот же период – в 1,5 раза, быстрый  рост размеров сердца приводит к тому, что его объем не соответствует  просвету сосудов, не достигших в  подростковом периоде анатомической  зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного  давления в подростковом возрасте. В отдельных случаях подъем систолического давления 130-140мм рт. ст.

Противоположностью юношеской  гипертрофии сердца является малое  сердца, нередко сочетающееся с астенической конституцией, т.е. высоким ростом, большим  разрывом в показателях роста  и веса тела, узкой грудной клеткой, длинными конечностями. (А.А. Новиков  На борцовском ковре Москва физическая культура и спорт 1969). По данным Г.И  Марковской, во время напряженной  мышечной работы у 13-16 летних подростков систолический объем крови увеличивается  до 112-116 мл, а минутный объем до21 -22л. В покое 107,5-110мм. рт. ст., а диастолическое 60-70мм рт ст.

При занятиях спортом большое внимание предъявляется к дыхательной  системе, которая обеспечивает повышенный приток кислорода у тканям и органам. Частота к дыхания с возрастом уменьшается и в 14-15 лет составляет в среднем 18-20 в 1 минуту. ( Н.А. Фомин, Филин Возрастные основы физического воспитания М. физическая культура и спорт 1982 ).

В 13-14 лет МОД составляет 125 мм\кг. Относительно падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом. Величина максимальной величины легочной составляет около 1,8л. В минуту на 1кг веса.

У подростков переход кислорода  в кровь составляет 3.6 %.

Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный  показатель) выше веса. С 13 летнего возраста величина потребления кислорода  на 1кг веса изменяется незначительно.

Максимальное потребление кислорода  отражает интенсивность окислительных обменных процессов-аэробную производительность организма. В 13 летнем возрасте потребление кислорода составляет 56-58 куб. см. (В.П. Филин, Н.А. Фомин, Основы юношеского спорта М. Физическая культура и спорт 1990)

Возрастные особенности высшей нервной деятельности.

Занятия физическими упражнениями вызывают самые различные изменения  в высшей нервной деятельности.

Центральная нервная система человека состоит из спинного и головного  мозга и выполняет роль регулирующего и управляющего органа нашего организма.

Спинной мозг человека размещается  в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38г. – у  взрослого человека. В спинном  мозге выделяют шейный, грудной поясничный и копчиковый сегменты, от которых  отходит 31 пара спинномозговых нервов, и нервирующих скелетную мускулатуру  и кожу. Спинномозговые нервы являются смешанными и содержат чувствительные и двигательные волокна. На поперечном разрезе спинного мозга хорошо видно серое и белое вещество. Серое вещество образовано телами нервных клеток. Нейроны находящиеся в задней части серого вещества спинного мозга, являются чувствительными. Нейроны, расположенные в передней части спинного, называются двигательными. Белое вещество образовано многочисленными отростками нервных клеток, соединяющимися в нервные пути спинного мозга (С.В Хрущев, А.А Байкулатов, Н.Н. Бадридзе, О.В. Кагина Оценка физического развития и развития физической подготовленности детей Пр. пособие для мед. Работников и педагогов М. Медицина 1993).

Спинной мозг человека содержит два  утолщения: шейное и поясничное, которые  начинают формироваться в первые годы жизни ребенка.

Шейное утолщение связано с  регуляцией движения верхних конечностей, поясничное – нижних. Спинной мозг- необходимая часть нервной системы, без него невозможна стройная координация нервных процессов, прежде всего это связано с проводящей функцией спинного мозга. Великое значение спинного мозга и как центра простых рефлекторных реакций человека, так как в его нейронах замыкаются рефлекторные дуги. Важное значение имеет спинной мозг в осуществлении мочеиспускания, дефекации и других. Нервная импульсация из двигательных центров спинного мозга обеспечивает так же постоянное чуть замедленное напряжение всей скелетной мускулатуры, называемое мышечным тонусом, что имеет чрезвычайно важное значение для нормальной двигательной деятельности человека. А.А Байкулатов, Н.Н. Бадридзе, О.В. Кагина Оценка физического развития и развития физической подготовленности детей Пр. пособие для мед. Работников и педагогов М. Медицина 1993).

Головной мозг является важнейшим  отделом и состоит из стволовой  части и конечного мозга, включающего  подкорковые, или базальные ганглии  и большие полушария. Основные части головного мозга выделяются уже к третьему месяцу эмбрионального развития, а к 5-му месяцу эмбриогенеза уже хорошо заметны основные борозды 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством  физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью  у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.

Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает  ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.

В основе игры в волейбол лежит борьба двух коллективов, игроки которых объединены общей целью  – победа над соперником. Стремление к достижению победы приучает волейболистов  к коллективным действиям, взаимовыручке, воспитывает чувство дружбы и  партнерства. Во время игры любой  игрок может проявить себя, но вместе с тем он должен уметь подчинить  свои интересы интересам команды, партнерам.

В волейбол играют в самых  различных климатических и метеорологических  условиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и устойчивости его  к различным заболеваниям.

Волейбол используется как  тренировочное средство представителями  других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так  как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также  технико-тактические действия скоростно - силового характера.

Благотворные эмоциональные  особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные  элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.

Ловкость определяется как  во – первых, способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучатся) и, во – вторых способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановки.

Известный специалист по изучению ловкости В.И. Филиппович отмечает, что  «ловкость - это не навык и не совокупность каких – либо навыков, ловкость это  качество или способность, которая  определяет отношение нашей нервной  системы к навыкам. От степени  двигательной ловкости зависит, насколько  быстро и успешно сможет соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенствования он сумеет достигнуть»

Информация о работе Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу