Педагогический контроль и самоконтроль на занятиях физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме педагогического и самоконтроля контроля уделено достаточное количество внимания, но это ничуть не влияет на его актуальность. В традиционной системе подготовки спортсменов врачебно-педагогический контроль, как правило, является не самым сильным компонентом. Основными причинами этого факта являются: недостаточное внимание к контролю со стороны тренера; несовершенная разработанность проблемы относительно теории и практики врачебно-педагогического контроля в спорте; отсутствие в недавнем прошлом компьютерных, интернет-технологий и тому подобное.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом
1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями
1.2 Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам
1.3 Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода
Глава 2. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом
2.1 Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования
2.2 Субъективные и объективные показатели самоконтроля
2.3 Анализ показателей самоконтроля
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ярошевыч.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Тамбовский государственный университет имени  Г.Р.Державина»

 

Институт физической культуры и туристической индустрии

 

Кафедра адаптивной физической культуры

 

 

 

Курсовая работа

 

Педагогический контроль и самоконтроль на занятиях физическими упражнениями и спортом

 

 

 

 

 

Исполнитель: Г.В. Ярошевич,

студент 3 курса  очной формы обучения, специальность 032101.65 – Физическая   культура и спорт

Руководитель: В.Л. Лернер,

к.п.н., доцент

 

                                                 

 

 

 

 

 

Тамбов – 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Общая  характеристика врачебно-педагогического  контроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом

1.1 Основы организации  и содержание врачебно-педагогического  контроля за занимающимися физическими  упражнениями

1.2 Изучение  организации занятий и их соответствие  основным гигиеническим и физиологическим  нормам

1.3 Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода

Глава 2. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими  упражнениями и спортом

2.1 Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования

2.2 Субъективные  и объективные показатели самоконтроля

2.3 Анализ показателей  самоконтроля

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Проблеме педагогического и самоконтроля контроля уделено достаточное количество внимания, но это ничуть не влияет на его актуальность. В традиционной системе подготовки спортсменов врачебно-педагогический контроль, как правило, является не самым сильным компонентом. Основными причинами этого факта являются: недостаточное внимание к контролю со стороны тренера; несовершенная разработанность проблемы относительно теории и практики врачебно-педагогического контроля в спорте; отсутствие в недавнем прошлом компьютерных, интернет-технологий и тому подобное.

Только поэтому  данная тема имеет актуальность и  в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физического воспитания и спорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического  контроля в процессе физкультурно-оздоровительных  занятий

 

1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями.

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для  того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

Врачебно-педагогический контроль предусматривает наблюдение врача непосредственно в процессе учебных, тренировочных занятий, во, время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

-- оценку организации  и методики проведения занятий  физическими упражнениями с учетом  возраста, пола, состояния здоровья, общей физической подготовленности  и тренированности;

-- оценку воздействия занятий, тренировок, соревнований на организм занимающихся;

-- проверку условий  санитарно-гигиенического содержания  мест занятий, оборудования, а  также спортивной одежды и  обуви занимающихся;

-- проверку мер  профилактики спортивного травматизма, выполнение правил безопасности [5].

С помощью врачебно-педагогического  контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные  эффекты.

Срочный тренировочный  эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время  выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный  тренировочный эффект дает возможность  выявить изменения, происходящие в  организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних  фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.

Кумулятивный  тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые  происходят на протяжении длительного  периода тренировки [17].

В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие основные задачи.

Изучение воздействия  физических нагрузок на организм занимающихся с целью оценки адекватности их уровню подготовленности данного спортсмена и др.

Определение состояния  здоровья и функционального состояния  организма занимающегося для  оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.

Оценка соответствия применяемых средств и системы  тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях совершенствования  планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса (аналогичная задача может быть поставлена и при занятиях оздоровительной физической культурой).

Оценка и  выбор медицинских, педагогических и психологических средств и  методов, направленных на улучшение  восстановительных процессов после  больших физических нагрузок.

Оценка условий  и организации учебно-тренировочных  занятий.

Результаты  врачебно-педагогического наблюдения для устранения выявленных недостатков  доводят до сведения руководителей  предприятий, учреждений, учебных заведений, спортивных организаций, преподавателей физического воспитания, тренеров [19].

Наблюдения  врача в ходе учебно-тренировочных  занятий непосредственно в спортивном зале, на площадке и других местах занятий  физкультурой и спортом имеют  очень большое значение. Врач может  дать существенные указания преподавателю физкультуры о характере физической нагрузки как для всей группы, так и для отдельных лиц, занимающихся физическими упражнениями. Такая нагрузка может быть чрезмерной, не соответствующей силам и подготовленности физкультурников и спортсменов. В результате наблюдения врач может выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия.

При этом выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональном состоянии, уточняется степень тренированности и способность выполнять запланированные нагрузки, а также принимаются меры в случае недостаточной эффективности тренировки.

Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность  спортсмена, выполнение им намеченного  плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление. Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку занятия или соревнования и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс.

Важнейшей задачей  врачебно-педагогического контроля является оказание помощи преподавателям и тренерам в постановке учебно-тренировочного процесса. Анализируя и обобщая свои наблюдения, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности отдельных спортсменов и подсказать наиболее верные и быстрые пути и средства для повышения их спортивно-технических результатов. Для решения этих вопросов врачу необходимо:

-- периодически  сопоставлять результаты медицинских  обследований с данными педагогических  наблюдений;

-- систематически  вместе с преподавателями (тренерами)  анализировать правильность избранных  методов тренировок;

-- вместе с  преподавателями (тренерами) регулярно обсуждать результаты отдельных занятий и итоги тренировок за определенный период времени;

-- обсуждать  и уточнять вместе с преподавателями  (тренерами) индивидуальные планы  тренировок, особенно тогда, когда  длительные занятия не достигают  намеченных целей;

-- изучать условия  внешней среды, в которых проводят  тренировки, добиваясь ее оздоровления  и соответствия задачам учебно-тренировочных  занятий;

-- помогать преподавателям  физкультуры и тренерам повышать  специальные знания в области  медицины, анатомии, физиологии, гигиены [5].

Врачебно-педагогические наблюдения помогают врачу расширить  свои представления о состоянии  здоровья спортсменов, степени их тренированности, характере учебно-тренировочных  занятий; все это значительно  сближает врача и преподавателя физкультуры (тренера) в осуществлении стоящих перед ними общих задач [22].

 

1.2 Изучение организации занятий  и их соответствие основным  гигиеническим и физиологическим  нормам

Прежде всего, врач знакомится с планом занятий  и условиями, в которых они проводятся (температура и влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), контингентом занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности), оценивает правильность комплектования групп.

Например, объединение  в одну группу для занятий, а тем  более для соревнований, лиц с  существенными различиями в возрасте, физическом развитии, уровне подготовленности не только значительно снижает эффективность  занятий, но и небезопасно. Слишком большое число занимающихся у одного преподавателя или тренера также нецелесообразно. Возрастные градации должны строго соответствовать принятым нормативам.

Надо учитывать  также режим труда и жизни  занимающихся, время сна, время предшествовавшего приема пищи, ее характер и др. Тренировка должна проводиться не ранее чем через 2-2,5 ч после и заканчиваться не менее чем за 1-1,5 ч до еды. Должен быть обеспечен также достаточный интервал между тренировкой и основной работой. При выборе средств и методов проведения занятий следует также учитывать характер профессионального труда, степень утомления после рабочего дня, преимущественную нагрузку на те или иные мышечные группы или функции организма и пр. [5]

Методика занятия  определяется путем изучения плана их проведения, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, интервалов отдыха, характера вводной и заключительной частей. Необходимо фиксировать нагрузки (их продолжительность, интенсивность, интервалы), проводить хронометраж работы обследуемых. Сопоставляя эти данные с объективными показателями, характеризующими реакцию организма занимающихся на нагрузку и течение процессов восстановления, можно в определенной степени судить о состоянии тренированности, о рациональности принятой методики и принимать меры к устранению выявленных недочетов.

Иногда, однако, когда урок физкультуры проводится вяло, общая нагрузка может быть явно недостаточной, занимающиеся физическими  упражнениями много стоят или  сидят, а упражнения выполняют только отдельные занимающиеся. Такое положение может создаться при недостатке инвентаря для занятий или неправильном построении урока. При этом оправдывает себя метод хронометража урока. Врач устанавливает наблюдение над 1-3 физкультурниками на протяжении всего урока. При помощи секундомера он отмечает время, потраченное на выполнение всякого рода упражнений. Отдельно отмечают время, потраченное на отдых, объяснения преподавателя, ожидание своей очереди и т. п. [17]

Г.А. Минасян  предложил метод непрерывного хронометрического наблюдения, который проводят следующим образом.

Перед началом  занятия (тренировки) определяют частоту  пульса в покое, в положении сидя (по 10-секундным отрезкам времени  в течение минуты). С момента  подачи команды, оповещающей о начале урока, включают секундомеры и ведут непрерывное наблюдение. Полученные данные заносят в протокол, составленный по форме, принятой для записи результатов функциональной пробы сердечно-сосудистой системы; при этом количество минут соответствует продолжительности хронометрируемого урока.

Запись ведут  так: если обследуемый выполняет  физическую нагрузку, то в клетке соответствующей  минуты и 10-секундного отрезка времени  урока ставится тире (--); в случае отдыха, если обследуемый находится  вдали от хронометриста и нет возможности определить частоту пульса в ту же клетку записывают ноль (0), а при подсчете частоты пульса -- полученное число, например 15, 14, 13 (в течение урока хронометрист старается выбрать место, наиболее близкое к обследуемому) [5].

В подготовительной части урока, когда занятия бывают групповыми и поточными, через каждые 3-5 минут по команде методиста включают 10-20 секунд отдыха, во время которого определяют частоту пульса; затем занятия продолжают. В последний раз частоту пульса определяют перед окончанием подготовительной части урока и вертикальной линией выделяют количество минут.

Информация о работе Педагогический контроль и самоконтроль на занятиях физическими упражнениями и спортом