Педагогический контроль и самоконтроль на занятиях физическими упражнениями и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме педагогического и самоконтроля контроля уделено достаточное количество внимания, но это ничуть не влияет на его актуальность. В традиционной системе подготовки спортсменов врачебно-педагогический контроль, как правило, является не самым сильным компонентом. Основными причинами этого факта являются: недостаточное внимание к контролю со стороны тренера; несовершенная разработанность проблемы относительно теории и практики врачебно-педагогического контроля в спорте; отсутствие в недавнем прошлом компьютерных, интернет-технологий и тому подобное.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом
1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями
1.2 Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам
1.3 Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода
Глава 2. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом
2.1 Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования
2.2 Субъективные и объективные показатели самоконтроля
2.3 Анализ показателей самоконтроля
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ярошевыч.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

В основной части  урока, когда занятия проводят индивидуально (гимнастика, легкая атлетика и т. д.), хронометрист располагается рядом  с обследуемым и, непрерывно определяя частоту пульса, записывает полученные данные в протокол наблюдения. Показатель пульса обследуемого по окончании работы на снаряде (гимнастика) обводят кружочком, что позволяет впоследствии хронометристу определить число подходов обследуемого к снаряду. Пульс подсчитывают до подхода очереди обследуемого к работе на снаряде; затем обследуемый выполняет физическую нагрузку, продолжительность которой отмечают в протоколе черточками (--).

После выполнения упражнения обследуемый занимает первоначальное место рядом с хронометристом, который начинает снова подсчитывать пульс и т. д. При замене снарядов в протоколе делают соответствующую запись. Аналогично подготовительной части, отделяют количество минут основной части урока.

В заключительной части урока, если ее проводят, как и в подготовительной части, хронометраж осуществляют в том же порядке, как и в подготовительной части.

По команде, оповещающей о конце урока, хронометрист останавливает секундомер и записывает в протоколе длительность урока. В последний раз высчитывают показатель частоты пульса и заносят его в протокол. Впоследствии цифровые значения протокола наблюдения изображают графически.

Этот метод  по подсчету пульса в процессе урока  и по его восстановлении дает наиболее точные сведения о реакции организма на нагрузку, что в свою очередь, позволяет методически правильно строить урок в отношении распределения нагрузки [17].

Имеет значение определение так называемой физиологической  кривой урока, которая представляет собой графическое изображение  нагрузки, определяемой путем подсчета пульса в разные периоды проведения занятия.

Во второй половине урока пульс учащается до 140-150 ударов в минуту, а в конце занятия  он должен достигнуть исходной величины.

Присутствуя на занятиях по физкультуре и спорту, врач обязан проверять, насколько проводимые занятия соответствуют возрасту и полу занимающихся, а также программным требованиям. Особенно большое значение врачебно-педагогический контроль имеет в организации правильной спортивной тренировки [22].

Осуществляя врачебно-педагогический контроль в процессе занятий спортом, врач может оказать помощь тренеру в том случае, если он сам достаточно знаком с основами спортивной тренировки, физиологическими особенностями данного вида спорта, принципами обучения, нормами нагрузок в зависимости от возраста и пола. Такой врач будет пользоваться уважением у тренера и всегда найдет общий с ним язык. Только систематически наблюдая за спортсменами на занятиях, во время тренировок и соревнований, врач может получить полное представление о постановке учебной работы в физкультурном коллективе и о каждом отдельном спортсмене [8].

До и после  занятия надо оценить одни и те же показатели. Во время занятия  комплекс методов сокращается, с  тем, чтобы не нарушать нормальный ход  тренировки. Лучше всего к этим условиям подходят телеметрические методы исследования [10].

Методы исследования, применяемые непосредственно после  тренировки (соревнования), должны быть использованы и в восстановительном  периоде. Помимо изучения реакции организма  на нагрузку, при врачебно-педагогических наблюдениях используют и специальные приемы - обследование спортсмена при выполнении им специальных тестов и контрольных упражнений, пробы с повторными нагрузками, с дополнительной нагрузкой и др. [20]

 

1.3 Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода

Очень важно  оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося, а также  его тренированность. Для этого  определяют исходное состояние тренирующегося, предстартовые реакции, реакцию  на нагрузку и течение процессов восстановления.

Исходное состояние  существенно влияет на реакцию организма  на нагрузку. Надо знать, обычное ли сегодня состояние человека, обусловленное  его здоровьем, тренированностью, типологическими  особенностями, или в силу каких-либо причин (недомогание, утомление, нарушение режима, плохое настроение и пр.) оно нарушено. Проводят опрос и сравнение простейших объективных показателей в этот день с обычным для данного спортсмена состоянием. Надо знать также, какую работу выполнил спортсмен до этого занятия и накануне, чувствует ли еще усталость, были ли нарушения режима.

Характер и  степень проявления предстартовых  сдвигов зависят от индивидуальных типологических особенностей нервной  системы спортсмена (главным образом, ее возбудимости), уровня тренированности, ответственности предстоящей работы. Стартовые реакции облегчают вхождение в работу и позволяют быстрее достичь максимальной работоспособности, однако их чрезмерность может иметь обратный эффект [11].

Изучение реакции  на нагрузку проводится как во время выполнения упражнений, так и на различных этапах занятия - после наиболее интенсивных упражнений или после основных этапов, а также непосредственно после окончания занятия. Наиболее полную характеристику состояния спортсмена в ходе занятий, не мешая нормальному его проведению, можно получить с помощью телеметрических методов исследования. Состояние физиологических функций в момент перехода от покоя к работе, на высоте нагрузки, при изменении ее темпа и переходе от работы к покою в наибольшей степени характеризует функциональные возможности организма, работоспособность, а также переносимость нагрузки. На основании исследований, проведенных в ходе занятий, составляют так называемую «физиологическую кривую», отражающую как общую нагрузку, так и ее распределение в ходе занятия. Для этого исследования проводятся до занятия, по ходу занятия на основных его этапах, после занятия и в периодах его восстановления. Изучается величина, сопряженность сдвигов и распределение нагрузки занятий [6].

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации  организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и  научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные -- наносят вред организму.

Реакция на нагрузку зависит от взаимосвязей величины и  характера нагрузки, с одной стороны, и уровня развития приспособительных  механизмов организма к данной нагрузке - с другой [22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом

 

2.1 Самоконтроль, его цели, задачи  и методы исследования

Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля:

- расширить  знания о физическом развитии;

- приобрести  навыки в оценивании психофизической  подготовки;

- ознакомиться  с простейшими доступными методиками самоконтроля;

- определить  уровень физического развития, тренированности  и здоровья, чтобы корректировать  нагрузку при занятиях физической  культурой и спортом.

Самоконтроль  позволяет своевременно выявить  неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные и визуальные.

Цель самоконтроля - самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами  за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма [2].

2.2 Субъективные и объективные показатели самоконтроля

К субъективным показателям относят самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения и др.

Самочувствие  является важной субъективной оценкой  общего состояния организма при  физических нагрузках. Оно может качественно оцениваться как хорошее, удовлетворительное, плохое. При плохом самочувствии указывается характер необычных ощущений. Различные отклонения в состоянии здоровья отражаются на аппетите.

Аппетит можно  охарактеризовать как хороший (суточный рацион съедается полностью с удовольствием, независимо от качества и оформления блюд), плохой (блюда съедаются не полностью, без желания, очень быстро наступает насыщение, человек может длительное время обходиться без пищи), удовлетворительный (суточный рацион съедается полностью, без особого желания, может наблюдаться избирательность блюд, равнодушие к еде), пониженный.

Сон – важный период функционирования организма, в течение которого происходит восстановление его функциональных резервов, работоспособности. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание). После хорошего сна человек чувствует себя бодрым, свежим, полным сил и энергии, его работоспособность полностью восстанавливается.

Нарушения спортивного режима по субъективным причинам также дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма занимающихся физической культурой и спортом.

Потоотделение оценивается как обильное, большое, умеренное, пониженное. Интенсивность  потоотделения зависит от микроклиматических условий, вида физической нагрузки, от количества потребляемой жидкости.

Болевые ощущения в мышцах, в правом подреберье, в  области сердца, головные боли могут  быть связаны с общим утомлением организма в результате нарушения режима дня, форсирования тренировочных нагрузок, а также с хроническими заболеваниями. Боли в мышцах у начинающих спортсменов после перерывов в тренировках - явление закономерное. В случае продолжительных болей следует обратиться к врачу.

Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья желание тренироваться снижается или исчезает.

Настроение - внутреннее, душевное состояние человека, зависящее  от отрицательных или положительных  эмоций. Настроение оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое [21].

Объективные показатели - это показатели физического развития, которые можно измерить и выразить количественно. Под физическим развитием  человека понимают комплекс функционально-морфологических  свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.

Функциональное  состояние сердечно-сосудистой системы

Контроль за пульсом - один из самых простых и  информативных методов самоконтроля. При этом определяется на лучевой  артерии, для чего 2 или 3 пальца одной  руки накладываются на нижнюю часть  другой у основания большого пальца со стороны ладони. Частота сердечных сокращений подсчитывается в состоянии мышечного покоя, после небольшого отдыха, в течение 10-20 с с пересчетом на минуту. При очень частом пульсе (например, после небольшой нагрузки) его частоту удобнее считать по сердечному толчку, положив ладонь на область сердца. Частота сердечных сокращений меняется с возрастом и в связи с уровнем тренированности [17].

У взрослого  здорового человека ЧСС обычно составляет 66-72 уд/мин, у тренированных спортсменов пульс замедляется до 46-60 уд/мин (так называемая брадикардия), отражая более экономную деятельность сердца. У новорожденных пульс очень частый (до 100 уд/мин), в 7-9 лет ЧСС обычно находится в пределах 80-90 уд/мин, в 10-12 лет - 70-85, 13-14 лет - 76-78, 15-16 лет - 72-78, 16-18 лет -68-72 уд/мин [9].

Замедление  пульса при нарастании тренированности  у детей выражено меньше, чем у  взрослых. После физической нагрузки при достаточной подготовленности уже через 5-10 мин ЧСС не должна превышать 90 уд/мин, а через 1-2 часа полностью возвращается к исходным величинам (до нагрузки).

При правильном ритме сердечные сокращения следуют  одно за другим с примерно одинаковым интервачом времени (меняться они могут  только в связи с ритмом дыхания).

При резком учащении пульса в покое (так называемая тахикардия), особенно приступообразного характера, слабом его наполнении или ощущении сердцебиений, нарушениях ритма (большие различия времени между сокращениями, дополнительные удары) пульс следует подсчитывать более длительно (в течение 1-3 мин) и обращаться к врачу, поскольку это чаще всего бывает при заболеваниях и перенапряжении. К вечеру пульс чаще, чем утром, у девочек и девушек на 2-4 удара чаще, чем у мальчиков.

Пульс следует подсчитывать утром натощак, до и после урока или тренировки и утром следующего дня для оценки восстановления [22].

Физическое развитие.

Очень важно в процессе самоконтроля следить за динамикой  своего физического развития. Полную его характеристику можно получить, измеряя все параметры: длину  тела стоя и сидя, массу тела, пропорции тела, окружность груди на вдохе и выдохе, окружности конечностей при расслаблении и сокращении, мышечную силу, толщину жировой складки, жизненную емкость легких и максимальную их вентиляцию, силу мышц вдоха и выдоха. Но это требует специального навыка и аппаратуры и должно проводиться 1-2 раза в год медперсоналом. Школьнику полезно ознакомиться с этими материалами, занести в дневник полученные величины и общую оценку своего физического развития.

Информация о работе Педагогический контроль и самоконтроль на занятиях физическими упражнениями и спортом