Плавание: координация движения в облегченных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:25, реферат

Краткое описание

История развития плавания позволяет проследить рост скорости в зависимости от усовершенствования техники. Борьба за повышение скоростных возможностей способов плавания привела к последовательному возникновению способов брасс на груди, брасс на спине, плавание на боку, треджен, треджен кроль, австралийский кроль, американский кроль, современный кроль, баттерфляй и дельфин. Достигнуть высокой скорости в любом спортивном способе можно тогда, когда овладеешь наиболее рациональной для данного способа техникой движений. Она обеспечит наиболее экономный расход энергии при проплывании дистанции и равномерную скорость плавания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

§1. Основные средства обучения плаванию …………………………………………...5

§2. Обучение облегченным способам плавания ………………………………………7

§3. Техника облегченных способов плавания ………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 475.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный  университет имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра спортивных дисциплин

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Воробьев Константин Сергеевич

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

ФКиС

курс

2

группа

1

   
     
 

050100.62 Педагогическое образование «Физическая  культура»

(код и наименование направления  подготовки/специальности)


 
     
 

РЕФЕРАТ

 
     
 

По дисциплине

Плавание с методикой преподавания

 
     
 

На тему

Плавание: координация движения в  облегченных

 
       
 

способах плавания

 
     
     
             
                 
                 
                 
         
 

Отметка о зачёте

         
             

(дата)

 
                 
         
 

Руководитель 

К. пед. наук,

доцент

     

О. А. Румянцева

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
                 
 

 

 

 

 

Архангельск 2013

 
     

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………….3

 

§1. Основные средства обучения плаванию …………………………………………...5

 

§2. Обучение облегченным способам плавания ………………………………………7

 

§3. Техника облегченных способов плавания ………………………………………..12

 

Заключение……………………………………………………………………………...20

 

Список литературы……………………………………………………………………..21

 

Приложение……………………………………………………………………………..22

 

Введение

 

 

Все существующие в настоящее время способы  плавания в зависимости от структуры  движений разделяются на спортивные (правильные) и неспортивные (неправильные).

К спортивным способам плавания относятся: кроль  на груди, кроль на спине, дельфин  и брасс, а также потерявшие спортивное значение брасс на спине, баттерфляй, на боку.

Отличие спортивных способов от неспортивных заключается в следующем. В спортивных способах плавания рационально используются: анатомическое строение человеческого тела, физиологические функции организма человека и законы гидростатики и гидродинамики. В любом спортивном способе происходит повторение однообразного цикла плавательных движений.

Таким образом, спортивные способы составляют такую  форму движений, которая позволяет рационально использовать наиболее крупные мышечные группы, обеспечивает необходимую подвижность конечностей в суставах, усиливает деятельность всех органов и систем организма человека, обеспечивает постоянное равновесие и обтекаемое положение тела в воде, вырабатывает правильное ритмичное дыхание, чередование напряжения и расслабления мышц, увеличивает эффективность рабочих движений и т. д. [Мельникова, 17]

Все спортивные способы, старты и повороты получили название техники спортивного плавания. Мировые рекорды в плавании указывают на то, что в зависимости от выбора спортивного способа можно достигнуть лишь того уровня спортивного мастерства, который соответствует технике данного способа. Следовательно, структура движений того или иного способа плавания выражает собой такие внешние формы и характер движении (направление, амплитуда, усилие и скорость), которые позволяют достигнуть определенного спортивного результата.

История развития плавания позволяет проследить рост скорости в зависимости от усовершенствования техники. Борьба за повышение скоростных возможностей способов плавания привела к последовательному возникновению способов брасс на груди, брасс на спине, плавание на боку, треджен, треджен кроль, австралийский кроль, американский кроль, современный кроль, баттерфляй и дельфин.

Достигнуть  высокой скорости в любом спортивном способе можно тогда, когда овладеешь  наиболее рациональной для данного  способа техникой движений. Она обеспечит наиболее экономный расход энергии при проплывании дистанции и равномерную скорость плавания.

Техника плавания определяется рядом факторов. К ним относятся: целевая направленность и основные задачи; условия плавания; основные физические законы для водной среды; анатомическое строение тела человека; физиологические функции организма [4, URL].

 

 

 

§1. Основные средства обучения плаванию

 

К основным средствам обучения плаванию относятся  общеразвивающие, подготовительные и  специальные упражнения. 
Общеразвивающие упражнения выполняются на суше для совершенствования силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости занимающихся: они создают благоприятные предпосылки для обучения плаванию. Общеразвивающие упражнения позволяют избирательно воздействовать на различные органы и группы мышц. По этому признаку их делят на упражнения для рук и плечевого пояса, шеи, туловища и ног. В свою очередь, упражнения для отдельных мышечных групп по их преимущественной направленности могут быть на силу, растягивание, расслабление, быстроту и выносливость.  

К общеразвивающим  упражнениям относятся элементарные движения без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, палками и др.), упражнения на снарядах (гимнастической стенке, скамье), одиночные и парные упражнения па матах, различные прыжки, подскоки и др. 
 Подготовительные упражнения носят более специфический характер и нацелены преимущественно на развитие тех качеств, которые необходимы для овладения основным навыком в воде. Различают подготовительные упражнения для освоения с водой, для изучения техники облегченных и спортивных способов плавания.  

Упражнения  для освоения с водой выполняются  на мелком месте и помогают новичкам избавиться от чувства страха, научиться самостоятельно погружаться с головой в воду, открывать глаза и делать выдох под водой. К ним относятся: простые движения рук и ног в воде (маятникообразные, вращательные, гребковые — с целью формирования чувства опоры о воду); передвижения по дну (шагом, бегом, прыжками с помощью рук — для ощущения сопротивления поды); погружения и выдох в воду (главное упражнение в начальном обучении: погрузившегося в воду новичка вода выталкивает на поверхность; чувствуя подъемную силу, он приобретает уверенность в возможности удержаться на поверхности, учится открывать глаза и делать выдох); всплывание («поплавком» — выполнив глубокий вдох, новичок погружается на дно, принимает положение плотной группировки и всплывает до тех пор, пока спина не появится на поверхности); лежания и скольжения по воде на груди и на спине. 

К подготовительным упражнениям для изучения облегченных способов плавания относятся простейшие гребковые движения рук, ног и согласование этих движений.

Специальные упражнения предназначены для совершенствования техники всех способов плавания и делятся на три основные группы: упражнения для устранения ошибок; для освоения вариантов техники каждого спортивного способа; для нахождения собственного стиля спортсмена плыть тем или иным способом [Васильев, 9].

 

 

§2. Обучение облегченным способам плавания

 

Изучение  техники облегченных способов плавания осуществляется в такой последовательности: движения ногами, дыхание, движения руками, согласование движений руками с дыханием, согласование движений руками и ногами при задержанном дыхании, плавание в полной координации.

Изучение техники движений ногами 

Изучение  движений ногами начинается в наиболее доступном опорном исходном положении, соответствующем особенностям техники изучаемого способа плавания (на груди, на спине, на боку;. Например, исходное положение для изучения движений ногами, как в кроле на груди, таково: удерживаясь обеими руками за желоб (пенное корытце) и упираясь предплечьями в стенку, учащийся принимает горизонтальное положение на поверхности воды. Ноги принимают характерные для изучаемого способа плавания положения: стопы повернуты внутрь (для движений кролем) или наружу (для движений брассом) и т. д.

По мере освоения структуры движения исходные положения усложняются: вначале  нужно удерживаться за опору двумя  прямыми руками, а затем одной. В этом случае (в связи с уменьшением  опоры) в исходном положении для  поддержания тела в устойчивом горизонтальном положении движения ногами нужно выполнять в повышенном темпе и с небольшой амплитудой [Викулов, 11].

Дыхание в опорных положениях может быть произвольным (рот над водой, ритм дыхания определяется самим занимающимся) и задержанным (после вдоха лицо опускается в воду, выдох задерживается). Время задержки дыхания определяется индивидуальными возможностями занимающихся.

Далее можно  перейти к изучению движений в  безопорном положении. Для этого, выполнив скольжение и не дожидаясь, когда  тело потеряет скорость, занимающиеся начинают активные движения ногами, как в кроле на груди, брассе или другом способе, предварительно сделав вдох и задержав дыхание. Руки при этом принимают различные исходные положения: обе впереди, обе прижаты к туловищу, одна впереди, другая прижата к туловищу и т. д. Изменения исходных положений рук перед началом упражнения и в процессе его выполнения помогают освоить те положения, которые пловец принимает во время плавания различными способами в полной координации.

Совершенствование в движениях ногами проводится при  плавании с опорой о легкий предмет (например, плавательную доску). Прежде всего занимающихся следует научить правильно удерживать доску и принимать необходимые в этом случае исходные положения. При плавании с опорой о доску движения ногами можно выполнять в самых различных режимах: свободно, ускоренно, быстро, переменно и т. д. Как правило, во время плавания с доской подбородок находится над водой и дыхание осуществляется произвольно [Викулов, 14].

Изучение техники дыхания Дыхание - важнейший элемент техники. Оно выполняется в соответствии с особенностями (последовательностью) изучаемой координации движений.

Во всех облегченных способах плавания, которые  предусматривают движение тела спортсмена в положении на груди, дыхание осуществляется за счет поднимания лица из воды (вдох) и его последующего опускания в воду (выдох). Ознакомление с техникой дыхания необходимо проводить на суше в положении наклона вперед, руки на коленях. В этом же положении дыхание вначале изучается в воде. Необходимо учить энергичному и полному выдоху в воду, а также движению головы вперед-вверх настолько, чтобы рот показался над водой и был широко открыт для выполнения глубокого вдоха. 

Изучение техники движений руками На суше учащихся знакомят с формой движений, указывают направление, амплитуду движений и положение гребущих звеньев. В воде изучение этого раздела начинается в опорном положении, стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды, дыхание произвольное. Движения нужно выполнять активно, все время удерживая кисть перпендикулярно направлению движения, стараясь за счет прилагаемых к гребку усилий сдвинуть себя с места.

Необходимо  использовать широкую вариативность  движений, предлагая выполнять гребки прямыми, слегка согнутыми и сильно согнутыми руками. Это позволит найти такой вариант техники, при котором расположение конечностей и прилагаемые усилия будут обеспечивать наибольшую тягу: занимающиеся почувствуют, что им трудно удерживаться в исходном положении, и они сходят с места. Однако определение наилучшего варианта техники можно завершить лишь в безопорном положении.

В безопорном положении главное внимание уделяется  свободному выполнению движений, умению своевременно приложить усилия при гребке для наилучшего продвижения. Грести следует широко, по большим амплитудам, все время опираясь о воду ладонями. Поиски наиболее целесообразного варианта техники должны сопровождаться увеличением скорости продвижения, высоким положением тела в воде. При изучении движений руками допускаются свободные движения ногами в любом направлении, но по малым амплитудам (в зависимости от техники изучаемой координации).

Информация о работе Плавание: координация движения в облегченных