Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:25, реферат
История развития плавания позволяет проследить рост скорости в зависимости от усовершенствования техники. Борьба за повышение скоростных возможностей способов плавания привела к последовательному возникновению способов брасс на груди, брасс на спине, плавание на боку, треджен, треджен кроль, австралийский кроль, американский кроль, современный кроль, баттерфляй и дельфин. Достигнуть высокой скорости в любом спортивном способе можно тогда, когда овладеешь наиболее рациональной для данного способа техникой движений. Она обеспечит наиболее экономный расход энергии при проплывании дистанции и равномерную скорость плавания.
Введение………………………………………………………………………………….3
§1. Основные средства обучения плаванию …………………………………………...5
§2. Обучение облегченным способам плавания ………………………………………7
§3. Техника облегченных способов плавания ………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………..21
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра спортивных дисциплин |
||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||
Воробьев Константин Сергеевич |
||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество |
||||||||||||||||||
Институт |
ФКиС |
курс |
2 |
группа |
1 |
|||||||||||||
|
||||||||||||||||||
РЕФЕРАТ |
||||||||||||||||||
По дисциплине |
Плавание с методикой преподавания |
|||||||||||||||||
На тему |
Плавание: координация движения в облегченных |
|||||||||||||||||
способах плавания |
||||||||||||||||||
Отметка о зачёте |
||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
Руководитель |
К. пед. наук, доцент |
О. А. Румянцева |
||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
Архангельск 2013 |
||||||||||||||||||
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Основные средства обучения плаванию …………………………………………...5
§2. Обучение облегченным способам плавания ………………………………………7
§3. Техника облегченных способов плавания ………………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Все существующие в настоящее время способы плавания в зависимости от структуры движений разделяются на спортивные (правильные) и неспортивные (неправильные).
К спортивным способам плавания относятся: кроль на груди, кроль на спине, дельфин и брасс, а также потерявшие спортивное значение брасс на спине, баттерфляй, на боку.
Отличие спортивных способов от неспортивных заключается в следующем. В спортивных способах плавания рационально используются: анатомическое строение человеческого тела, физиологические функции организма человека и законы гидростатики и гидродинамики. В любом спортивном способе происходит повторение однообразного цикла плавательных движений.
Таким образом, спортивные способы составляют такую форму движений, которая позволяет рационально использовать наиболее крупные мышечные группы, обеспечивает необходимую подвижность конечностей в суставах, усиливает деятельность всех органов и систем организма человека, обеспечивает постоянное равновесие и обтекаемое положение тела в воде, вырабатывает правильное ритмичное дыхание, чередование напряжения и расслабления мышц, увеличивает эффективность рабочих движений и т. д. [Мельникова, 17]
Все спортивные способы, старты и повороты получили название техники спортивного плавания. Мировые рекорды в плавании указывают на то, что в зависимости от выбора спортивного способа можно достигнуть лишь того уровня спортивного мастерства, который соответствует технике данного способа. Следовательно, структура движений того или иного способа плавания выражает собой такие внешние формы и характер движении (направление, амплитуда, усилие и скорость), которые позволяют достигнуть определенного спортивного результата.
История развития плавания позволяет проследить рост скорости в зависимости от усовершенствования техники. Борьба за повышение скоростных возможностей способов плавания привела к последовательному возникновению способов брасс на груди, брасс на спине, плавание на боку, треджен, треджен кроль, австралийский кроль, американский кроль, современный кроль, баттерфляй и дельфин.
Достигнуть высокой скорости в любом спортивном способе можно тогда, когда овладеешь наиболее рациональной для данного способа техникой движений. Она обеспечит наиболее экономный расход энергии при проплывании дистанции и равномерную скорость плавания.
Техника плавания определяется рядом факторов. К ним относятся: целевая направленность и основные задачи; условия плавания; основные физические законы для водной среды; анатомическое строение тела человека; физиологические функции организма [4, URL].
§1. Основные средства обучения плаванию
К основным
средствам обучения плаванию относятся
общеразвивающие, подготовительные и
специальные упражнения.
Общеразвивающие упражнения выполняются
на суше для совершенствования силы, быстроты,
гибкости, ловкости и выносливости занимающихся:
они создают благоприятные предпосылки
для обучения плаванию. Общеразвивающие
упражнения позволяют избирательно воздействовать
на различные органы и группы мышц. По
этому признаку их делят на упражнения
для рук и плечевого пояса, шеи, туловища
и ног. В свою очередь, упражнения для отдельных
мышечных групп по их преимущественной
направленности могут быть на силу, растягивание,
расслабление, быстроту и выносливость.
К общеразвивающим
упражнениям относятся
Подготовительные упражнения носят более
специфический характер и нацелены преимущественно
на развитие тех качеств, которые необходимы
для овладения основным навыком в воде.
Различают подготовительные упражнения
для освоения с водой, для изучения техники
облегченных и спортивных способов плавания.
Упражнения для освоения с водой выполняются на мелком месте и помогают новичкам избавиться от чувства страха, научиться самостоятельно погружаться с головой в воду, открывать глаза и делать выдох под водой. К ним относятся: простые движения рук и ног в воде (маятникообразные, вращательные, гребковые — с целью формирования чувства опоры о воду); передвижения по дну (шагом, бегом, прыжками с помощью рук — для ощущения сопротивления поды); погружения и выдох в воду (главное упражнение в начальном обучении: погрузившегося в воду новичка вода выталкивает на поверхность; чувствуя подъемную силу, он приобретает уверенность в возможности удержаться на поверхности, учится открывать глаза и делать выдох); всплывание («поплавком» — выполнив глубокий вдох, новичок погружается на дно, принимает положение плотной группировки и всплывает до тех пор, пока спина не появится на поверхности); лежания и скольжения по воде на груди и на спине.
К подготовительным упражнениям для изучения облегченных способов плавания относятся простейшие гребковые движения рук, ног и согласование этих движений.
Специальные
упражнения предназначены для
§2. Обучение облегченным способам плавания
Изучение техники облегченных способов плавания осуществляется в такой последовательности: движения ногами, дыхание, движения руками, согласование движений руками с дыханием, согласование движений руками и ногами при задержанном дыхании, плавание в полной координации.
Изучение техники движений ногами
Изучение движений ногами начинается в наиболее доступном опорном исходном положении, соответствующем особенностям техники изучаемого способа плавания (на груди, на спине, на боку;. Например, исходное положение для изучения движений ногами, как в кроле на груди, таково: удерживаясь обеими руками за желоб (пенное корытце) и упираясь предплечьями в стенку, учащийся принимает горизонтальное положение на поверхности воды. Ноги принимают характерные для изучаемого способа плавания положения: стопы повернуты внутрь (для движений кролем) или наружу (для движений брассом) и т. д.
По мере освоения структуры движения исходные положения усложняются: вначале нужно удерживаться за опору двумя прямыми руками, а затем одной. В этом случае (в связи с уменьшением опоры) в исходном положении для поддержания тела в устойчивом горизонтальном положении движения ногами нужно выполнять в повышенном темпе и с небольшой амплитудой [Викулов, 11].
Дыхание в опорных положениях может быть произвольным (рот над водой, ритм дыхания определяется самим занимающимся) и задержанным (после вдоха лицо опускается в воду, выдох задерживается). Время задержки дыхания определяется индивидуальными возможностями занимающихся.
Далее можно перейти к изучению движений в безопорном положении. Для этого, выполнив скольжение и не дожидаясь, когда тело потеряет скорость, занимающиеся начинают активные движения ногами, как в кроле на груди, брассе или другом способе, предварительно сделав вдох и задержав дыхание. Руки при этом принимают различные исходные положения: обе впереди, обе прижаты к туловищу, одна впереди, другая прижата к туловищу и т. д. Изменения исходных положений рук перед началом упражнения и в процессе его выполнения помогают освоить те положения, которые пловец принимает во время плавания различными способами в полной координации.
Совершенствование в движениях ногами проводится при плавании с опорой о легкий предмет (например, плавательную доску). Прежде всего занимающихся следует научить правильно удерживать доску и принимать необходимые в этом случае исходные положения. При плавании с опорой о доску движения ногами можно выполнять в самых различных режимах: свободно, ускоренно, быстро, переменно и т. д. Как правило, во время плавания с доской подбородок находится над водой и дыхание осуществляется произвольно [Викулов, 14].
Изучение техники дыхания Дыхан
Во всех облегченных способах плавания, которые предусматривают движение тела спортсмена в положении на груди, дыхание осуществляется за счет поднимания лица из воды (вдох) и его последующего опускания в воду (выдох). Ознакомление с техникой дыхания необходимо проводить на суше в положении наклона вперед, руки на коленях. В этом же положении дыхание вначале изучается в воде. Необходимо учить энергичному и полному выдоху в воду, а также движению головы вперед-вверх настолько, чтобы рот показался над водой и был широко открыт для выполнения глубокого вдоха.
Изучение техники движений руками На суше учащихся знакомят с формой движений, указывают направление, амплитуду движений и положение гребущих звеньев. В воде изучение этого раздела начинается в опорном положении, стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды, дыхание произвольное. Движения нужно выполнять активно, все время удерживая кисть перпендикулярно направлению движения, стараясь за счет прилагаемых к гребку усилий сдвинуть себя с места.
Необходимо использовать широкую вариативность движений, предлагая выполнять гребки прямыми, слегка согнутыми и сильно согнутыми руками. Это позволит найти такой вариант техники, при котором расположение конечностей и прилагаемые усилия будут обеспечивать наибольшую тягу: занимающиеся почувствуют, что им трудно удерживаться в исходном положении, и они сходят с места. Однако определение наилучшего варианта техники можно завершить лишь в безопорном положении.
В безопорном положении главное внимание уделяется свободному выполнению движений, умению своевременно приложить усилия при гребке для наилучшего продвижения. Грести следует широко, по большим амплитудам, все время опираясь о воду ладонями. Поиски наиболее целесообразного варианта техники должны сопровождаться увеличением скорости продвижения, высоким положением тела в воде. При изучении движений руками допускаются свободные движения ногами в любом направлении, но по малым амплитудам (в зависимости от техники изучаемой координации).
Информация о работе Плавание: координация движения в облегченных