Плавание: координация движения в облегченных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:25, реферат

Краткое описание

История развития плавания позволяет проследить рост скорости в зависимости от усовершенствования техники. Борьба за повышение скоростных возможностей способов плавания привела к последовательному возникновению способов брасс на груди, брасс на спине, плавание на боку, треджен, треджен кроль, австралийский кроль, американский кроль, современный кроль, баттерфляй и дельфин. Достигнуть высокой скорости в любом спортивном способе можно тогда, когда овладеешь наиболее рациональной для данного способа техникой движений. Она обеспечит наиболее экономный расход энергии при проплывании дистанции и равномерную скорость плавания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

§1. Основные средства обучения плаванию …………………………………………...5

§2. Обучение облегченным способам плавания ………………………………………7

§3. Техника облегченных способов плавания ………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 475.75 Кб (Скачать файл)

Изучение согласования движений руками с дыханием Во всех координациях на груди изучение согласования движений руками с дыханием осуществляется одинаково, так как здесь для выполнения вдоха голова должна подняться над водой настолько, чтобы рот лишь показался над водой. Специфика этого согласования позволяет после выполнения ряда упражнений на суше для предварительного ознакомления с особенностями координации уделять достаточно внимания подробному ознакомлению и предварительному изучению ее в воде в опорных положениях. Все внимание следует уделять выполнению полного и энергичного выдоха и правильного согласования дыхания с движениями руками. После освоения этого согласования, стоя в воде в положении наклона вперед без продвижения, его следует выполнять в этом же положении, но продвигаясь по дну на мелком месте.

В безопорном положении движения руками надо начинать тогда, когда тело еще скользит с  большой скоростью. В этом случае, сделав энергичный выдох в воду в конце гребка руками, когда возникает наибольшая подъемная сила и тело в связи с этим принимает высокое положение, занимающийся выполняет вдох через широко открытый рот. Если при этом возникают затруднения, связанные с неумением сделать выдох на каждый гребок, то вначале изучения этого согласования можно пропускать 2-3 гребка и затем выполнить вдох. Однако в течение этого времени нежелательна задержка дыхания, нужно выполнять медленный продолжительный выдох и закончить его на том гребке, на котором будет сделан вдох.

Главным условием при изучении согласования движений руками с дыханием является умение выполнить энергичный и полный выдох в воду и в зависимости от его продолжительности своевременно начинать очередной цикл движений, т. е. строго подчинять ритм движений ритму дыхания. Чем медленнее будут выполняться движения, тем больше времени будет отведено для выполнения полноценного выдоха и формирования правильного согласования. Выполнение движений в высоком темпе при начальном обучении плаванию затрудняет своевременный и полноценный выдох и приводит к прогрессивному образованию кислородного долга (занимающийся прекращает движения).

При плавании на спине следует добиваться такого согласования, при котором вдох выполняется  в строго определенный момент движений, хотя здесь дыхание не связано  с выдохом в воду. Лучше всего, если вдох будет выполняться во время  движения рук вдоль тела за голову (подготовительное движение), а выдох - во время гребка руками с акцентом на момент окончания гребка.

Изучение согласования движений руками и ногами при задержанном дыхании Это согласование изучается сразу в безопорном положении. При плавании на груди, когда ноги выполняют движения кролем, следует сразу же после непродолжительного скольжения начинать активное движение ногами, придать телу устойчивое горизонтальное положение и лишь после этого начинать безостановочные движения руками, сосредоточив все внимание на правильном расположении кистей при гребке и непрерывных движениях ногами. Останавливаться можно лишь тогда, когда возникнут трудности в связи с задержкой дыхания. Эти указания в равной степени относятся к изучению согласования движений при плавании на спине. Если занимающийся будет выполнять согласования движений руками и ногами правильно и при этом делать вдох и выдох в соответствии с требованиями техники данной координации, то этому не следует препятствовать. Если же вдох и выдох будут вызывать нарушения координации движений руками и ногами, тогда упражнение должно выполняться на задержке дыхания, чтобы можно было сосредоточиться на правильном выполнении согласования движений конечностями.

При плавании на спине дыхание задерживать  нецелесообразно, лучше всего дышать произвольно, направляя все усилия на освоение правильной координации  движений.

При плавании дельфином следует одновременно начинать рабочее движение руками и подготовительное - ногами и лишь после того, как руки займут вертикальное положение, одновременно делать удар ногами сверху вниз и заключительную часть гребка руками. Это упражнение не следует разрешать выполнять при произвольном дыхании.

В координациях, выполняемых в положении на груди, наибольшие затруднения возникают при изучении сочетаний, как при плавании брассом, в связи с особенностями согласования движений. Здесь после непродолжительного скольжения выполняется энергичный гребок руками, затем подготовительные движения руками и ногами и, наконец, вынос рук вперед и гребок ногами. После этого следует обязательная пауза на 3-4 счета, во время которой тело должно быть выпрямлено, руки и ноги прямые, голова опущена лицом вниз и находится между руками (ладони обращены вниз).

Необходимость выполнять паузу при изучении согласования движений руками и ногами в равной степени относится и к координациям, выполняемым при положении тела на боку.

Изучение способа плавания в  полной координации Изучение способа плавания в полной координации необходимо начинать с согласования отдельных элементов техники во время плавания в медленном темпе. В этом случае внимание занимающихся, помимо полного и энергичного выдоха и своевременного вдоха, сосредоточивается на правильном согласовании отдельных движений в таком расположении гребущих звеньев, которое обеспечивает наилучшее продвижение тела вперед. По мере освоения согласования движений с дыханием темп плавания можно увеличивать, не допуская появления грубых ошибок в технике движений.

При плавании облегченными способами совершенно необязательно добиваться (особенно на первых порах) высокого качества выполнения движений. Пусть обучающийся демонстрирует лишь общую схему избранной координации. Главное состоит в том, чтобы, выполняя движения заданной координации и согласовывая их с дыханием, научить его свободно передвигаться по воде, постепенно удлиняя проплываемое расстояние. Педагог прежде всего должен обратить внимание на изучение данного согласования и на устранение грубых ошибок. Следует помнить о том, что по мере освоения избранного сочетания устраняются мелкие ошибки, увеличивается темп плавания, движения совершенствуются [Васильев, 20]. 

§3. Техника облегченных способов плавания

 

В настоящее  время уровень спортивных результатов  по плаванию очень высок. Особенно значительный рост результатов наблюдается в последние годы. Это связано с эффективным развитием у мастеров водной дорожки скоростной выносливости, которая обеспечивает проплывание любых дистанций с высокой равномерной скоростью.

Основой для развития скоростной выносливости является рациональная техника движений, которая способствует повышению коэффициента полезного действия работы, затрачиваемой пловцом на преодоление дистанции.

Основными принципами рациональной техники являются: высокий уровень плавучести спортсмена, почти горизонтальное положение  тела в воде, ускоренное выполнение движений руками во время гребков и проносов (подготовительных движений), сохранение постоянного ритма движений руками и ногами, выполнение в воде движений кистями рук спереди назад, выполнение гребков согнутыми руками, формирование такой координации движений, которая обеспечивает развитие и сохранение высокого темпа движений руками, достижение оптимального колебания тела при плавании и др. [Мельникова, 26].

Облегченные способы плавания представляют собой  такие координации, в которых  последовательно сочетаются простейшие одновременные движения руками с попеременными или одновременными движениями ногами, а также попеременные движения руками с попеременными движениями ногами. В облегченных способах плавания создаются отличные условия для непрерывного дыхания

При плавании облегченным и способами обучаемые приобретают навыки выполнения движений с большой амплитудой и в разных направлениях. Многочисленные согласования этих движений хорошо развивают координационные способности, состав.

Составляют  основу для овладения в дальнейшем передовой техникой спортивного плавания.

Облегченные способы надо рассматривать как  средства воспитания временных навыков плавания, если в дальнейшем школьники изучают технику спортивного плавания, и как средство воспитания постоянных навыков, если обучение плаванию школьников на этом заканчивается.

Облегченные способы плавания объединяются в  пять основных групп: первая основана на движениях ногами, как при плавании кролем; вторая - на движениях ногами, как при плавании брассом; третья - на движениях ногами, как при  плавании дельфином; четвертая -на движениях ногами, как при плавании на боку; пятая группа основана на движениях ногами, как при плавании кролем, и попеременных движениях руками без выноса из воды.

Основу  структуры сочетаний этой группы составляют движения ногами кролем на груди и кролем на спине и одновременные движения руками без выноса из воды.

1 группа

Первое  сочетание - движения ногами, как при  плавании кролем на груди, прямые руки двигаются одновременно вниз до бедер (рис. 6). И. п.1 - руки вытянуты вперед, ладони обращены вниз и находятся на ширине плеч, лицо опущено в воду, подбородок касается груди, ноги вытянуты. После непродолжительного скольжения ноги начинают непрерывные попеременные движения, как при плавании кролем на груди (без технических упрощении), затем прямые руки одновременно начинают гребок вниз - назад к бедрам, при этом кисти принимают положение, перпендикулярное направлению движения, немного шире плеч. Когда руки достигают вертикального положения, активизируется и заканчивается выдох в воду и голова начинает движение вверх. В конце гребка голова приподнимается, выполняется активный вдох через широко открытый рот. После этого голова опускается, начинается выдох, руки сгибаются в локтевых суставах (плечи в начале сгибания прижаты к туловищу) и кистями вперед под грудью быстро вытягиваются в и. п. Затем цикл движений повторяется и т. д.

Второе  сочетание - движения ногами, как при  плавании кролем на груди, прямые руки двигаются одновременно через стороны  до бедер (рис. 7). И. п.- такое же, как при выполнении первого сочетания. После непродолжительного скольжения начинают движения ногами, затем прямые руки одновременно выполняют гребок через стороны до бедер (у поверхности воды), ладони предварительно развертывают наружу и удерживают их перпендикулярно направлению движения. Когда руки пересекут линию плечевых суставов, активизируется и заканчивается выдох, а голова начинает движение вверх. В конце гребка голова приподнимается, выполняется активный вдох, после чего голова опускается в воду и начинается выдох. Затем руки сгибаются в локтевых суставах (плечи в начале сгибания прижаты к туловищу) и кистями вперед под грудью быстро вытягиваются в и. п.

Третье  сочетание - движения ногами, как при  плавании кролем на спине, прямые руки двигаются одновременно через стороны  до бедер (рис. 8) . И. п. - руки прижаты к туловищу, ноги вытянуты, голова лежит на воде, лицо обращено вверх. Как и в первых двух сочетаниях, сначала начинают движения ногами. Затем руки сгибают в локтевых суставах и вдоль туловища (под водой) вытягивают за голову ладонями наружу (в этот момент выполняется вдох), после чего прямые руки одновременно выполняют гребок около поверхности воды через стороны до бедер, при этом кисти удерживаются перпендикулярно направлению движения (во время гребка выполняется выдох). Руки вновь принимают и. п., и после непродолжительной паузы при продолжающихся движениях ногами цикл повторяется.

2 группа

Основу  структуры сочетаний этой группы составляют движения ногами, как при плавании брассом на груди и на спине (допускаются некоторые технические упрощения), и одновременные движения руками без выноса их из воды.

Первое  сочетание - движения ногами, как при  плавании брассом на груди, прямые руки двигаются вниз до бедер (рис. 9) . И. п.- руки вытянуты вперед, ладони обращены вниз и находятся на ширине плеч, ноги вытянуты и соединены, лицо опущено в воду, подбородок касается груди. После непродолжительного скольжения прямые руки одновременно начинают гребок, двигаясь вниз-назад до бедер (кисти немного шире плеч и перпендикулярны направлению движения). Когда руки достигают вертикального положения, активизируется и заканчивается выдох в воду, а голова начинает движение вверх. В конце гребка голова приподнимается и выполняется активный вдох. После этого голова опускается в воду, начинается выдох, сгибание рук в локтевых суставах (плечи прижаты к туловищу) и разведение ног в стороны с одновременным сгибанием их в коленных и тазобедренных суставах (стопы принимают положение "на себя"). Затем руки продолжают движение кистями вперед под грудью в и. п., а ноги начинают гребок (круговым сведением или толчковым движением). Сочетание заканчивается, когда прямые руки и ноги приходят в и. п. Далее следует пауза, скольжение и очередной цикл движений.

Второе  сочетание - движения ногами, как при  плавании брассом на груди, прямые руки двигаются одновременно через стороны  до бедер(рис. 10) . И. п. - такое же, как в первом сочетании. После скольжения прямые руки одновременно начинают гребок через стороны до бедер у поверхности воды, предварительно развернув ладони наружу и удерживая их перпендикулярно направлению движения. Когда руки пересекут линию плечевых суставов, активизируется и заканчивается выдох, а голова начинает движение вверх. В конце гребка голова приподнимается, выполняется активный вдох, после этого голова опускается в воду и выполняется выдох, руки сгибаются в локтевых суставах, а ноги выполняют подготовительные движения, как в первом сочетании. Затем руки продолжают движение под грудью в и. п., а ноги начинают гребок (круговым сведением или толчковым движением) Перед началом очередного цикла движений следует пауза и скольжение.

Третье  сочетание - движения ногами, как при  плавании брассом на спине, прямые руки двигаются одновременно через стороны  до бедер(рис. 11) . И. п.- руки прижаты к туловищу, ноги выпрямлены и соединены, голова лежит на воде, лицо обращено вверх. Из этого положения руки одновременно сгибаются в локтевых суставах и вдоль туловища (под водой) вытягиваются за голову ладонями наружу (в этот момент выполняется вдох). С началом движений рук ноги сгибаются в коленных суставах, при этом бедра сохраняют исходное положение, голени опускаются вниз и разводятся в стороны, стопы разворачиваются наружу, а носки принимают положение "на себя". Далее обе прямые руки одновременно выполняют гребок у поверхности воды через стороны до бедер, удерживая кисти перпендикулярно направлению движения. В это время ноги выполняют гребок (толчковым движением) и принимают и. п. Во время гребка руками выполняется выдох, затем следует пауза, скольжение и очередной цикл движений.

3 группа

Основу  структуры сочетаний этой группы составляют движения ногами, как при плавании дельфином на груди и на спине, и одновременные движения руками без выноса их из воды. Ноги выполняют упрощенное движение: небольшое сгибание в коленных суставах с последующим разгибанием (активный удар). Во время удара стопы повернуты внутрь; это увеличивает их рабочую поверхность и обеспечивает расслабление ног.

Первое  сочетание - движения ногами, как при  плавании дельфином на груди, прямые руки совершают гребок вниз до бедер (рис. 12) . И. п. - руки вытянуты вперед, ладони обращены вниз и находятся на ширине плеч, ноги вытянуты и соединены, стопы повернуты внутрь, лицо опущено в воду, подбородок касается груди. После скольжения прямые руки одновременно начинают гребок вниз-назад до бедер, при этом кисти перпендикулярны направлению движения и немного шире плеч. Одновременно с началом гребка руками ноги начинают сгибание в коленных суставах. Когда руки достигают вертикального положения, активизируется и заканчивается выдох в воду, голова начинает движение вверх, а ноги заканчивают сгибание. Вторая половина гребка руками совпадает с ударом ногами вниз-назад. В конце гребка руками голова приподнимается и выполняется активный вдох. После гребка руками голова опускается начинается выдох, руки сгибаются в локтевых суставах и под грудью быстро вытягиваются в и. п., после чего следует пауза, скольжение, и цикл движений повторяется.

Информация о работе Плавание: координация движения в облегченных