Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Содержание

Введение. Основные понятия …………………………………………3

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов. …………………………..4

Работоспособность и влияние на нее различных факторов ………..6

Динамика работоспособности студентов в учебном году и
факторы, ее определяющие…………………………………………….9

Основные причины изменения состояния студентов в учебном
году и факторы, ее определяющие………………………………….11

Средства физической культуры для оптимизации работоспособ –
ности, профилактики нервно-эмоционального и психофизичес –
кого утомления студентов, повышения эффективности учебного
процесса………………………………………………………………13
6.1. Использование физических упражнений как средство…13
6.2. «Малые формы» физической культуры в режиме
учебного труда студентов………………………………..13
Формы физической рекреации…………………………..14
Активные формы двигательной активности……………16

Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности……………………………..17

Заключение…… ……………………………………………………..19


Литература………………………………………………………….....20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Томский Государственный  Университет

 

Реферат на тему:

 

«Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группа 01 801

Подобина Юлия

 

 

Содержание.

 

 

  1. Введение. Основные понятия …………………………………………3

 

  1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов. …………………………..4

 

  1.  Работоспособность и влияние на нее различных факторов ………..6

 

  1. Динамика работоспособности студентов в учебном году  и 

        факторы, ее определяющие…………………………………………….9

 

  1. Основные причины изменения состояния студентов в учебном 

     году и факторы, ее определяющие………………………………….11

 

  1. Средства физической культуры для оптимизации работоспособ –

     ности, профилактики нервно-эмоционального и психофизичес –

     кого утомления студентов, повышения эффективности учебного

     процесса………………………………………………………………13

                  6.1.  Использование физических упражнений как средство…13

                  6.2.  «Малые формы» физической культуры в режиме

                           учебного труда студентов………………………………..13

      1. Формы физической рекреации…………………………..14
      2. Активные формы двигательной активности……………16

 

  1. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности……………………………..17

 

  1.  Заключение…… ……………………………………………………..19

 

 

  1. Литература………………………………………………………….....20

 

 

 

 

 

1. Введение. Основные понятия

     Динамика  учебного  процесса  с  его  неравномерностью   распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии  является  своего рода испытанием  организма  студентов.  Происходит  снижение  функциональной устойчивости  к  физическим  и  психоэмоциональным   нагрузкам,   возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда  и  отдыха,  сна  и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает  состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Психофизиологическая  характеристика   труда-   сопряженная   характеристика изменения состояния  психофизических  и  физиологических  систем  и  функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

      Работоспособность-  потенциальная   возможность   человека   выполнить целесообразную,   мотивированную    деятельность    на    заданном    уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит  от  внешних  условий деятельности   и   психофизиологических   резервов    человека.    Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

      Утомление-  временное объективное снижение   работоспособности   под влиянием   длительного   воздействия   нагрузки   на   организм   человека. Сопровождается  потерей  интереса  к  работе,  преобладанием  мотивации  на прекращение деятельности, негативными эмоциональными  реакциями.  Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации  ее  воздействия,  времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

      Переутомление- накопление утомления по причинам нерационального режима  труда и отдыха при  отсутствии  своевременного  восстановления.  Влечет  за собой  снижение  работоспособности  и   продуктивности   труда,   появление раздражительности, головной боли, расстройство  сна  и  т.п.  Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

      Усталость- комплекс  субъективных  ощущений,  сопровождающих  развитие состояния   утомления.   Характеризуется   чувством   слабости,    вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания  психических  процессов  (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

     Рекреация-  отдых,  необходимый для восстановления  сил организма   после физической и умственной нагрузки при  трудовой  деятельности,  при  занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

     Релаксация- состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных  переживаний  и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и  произвольной, вызванной  расслаблением  мышц,  до  этого  вовлеченных  в  различные   виды активности,  принятием  спокойной  позы,  представлением   состояния   покоя (аутотренинг) и т.д.

     Самочувствие-    субъективное    ощущение    внутреннего     состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

 

 

 

 

  2. Психофизиологическая  характеристика интеллектуальной  деятельности и

                          учебного труда студентов

 

      Результаты  исследований свидетельствуют о том, что здоровье  человека напрямую связано с его  работоспособностью  и  утомляемостью.  От  состояния здоровья  во  многом   зависит   успешность   учебной   и   производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию к  росту  утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости  организма  человека  к  внешним  и внутренним,  негативным  факторам,  а   также   наличие   широкого   перечня отрицательных  диагнозов  ведут  к  существенному   снижению   эффективности обучения и дальнейшей профессиональной  деятельности. В студенческие  годы такая негативная тенденция опасна.

      Снижение  умственной  работоспособности  наблюдается при психических болезнях,  органических  заболеваниях   головного   мозга,   а   также   при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных  нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.

       Обучение  в  высшей   школе   требует  от   студентов   значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений,  доходящих  в  период экзаменационных сессий до пределов возможного.

      Важнейшим   фактором  обеспечения  высокого  качества  профессиональной подготовки  выпускников   вузов   является   активная   учебно-трудовая    и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность  представляет  собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий,  к которым

относятся:

   1) противоречия  между большим объемом учебной и  научной  информации,  и

        дефицитом времени на ее освоение;

   2)  между   объективно   текущим   постепенным,   многолетним   процессом

      становления  социальной зрелости будущего  специалиста  и  желанием  как

      можно  быстрее самоутвердиться и проявить себя;

   3) Между стремлением  к самостоятельности в отборе  знаний с учетом  личных

      интересов  и жесткими рамками учебного  плана и учебных программ

      Эти  противоречия  создают  высокое  нервно-эмоциональное  напряжение, которое  отрицательно  отражается  на  здоровье   и   физическом   состоянии студентов.

      Студенческий   возраст   характеризуется   интенсивной   работой   над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это  время  поиска молодыми   людьми   ответов    на    разнообразные    нравственно-этические, эстетические,  научные,  общекультурные,  политические  и  другие   вопросы.

      Студенческий возраст является также  заключительным  этапом  поступательного возрастного  развития  психофизиологических  и   двигательных   возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают  большими  возможностями  для

напряженного учебного труда.

      Трудности  обучения  в  вузе  связаны  не  только   с   необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных  для  будущей профессии умений и  навыков,  их  практическим  применением.  Эти трудности явные. Но существуют еще и  скрытые  трудности,  которые сказываются порой весьма существенно на учебе  психоэмоциональном состоянии студентов.

      К ним  относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни,  кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в  совокупности  дающие отрицательный эффект,  который  можно  назвать  неспособностью  студентов  к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

   1)  Резко   отличающиеся  от  школьных  методы  и  организация   обучения,

         требующие  значительного  повышения  самостоятельности   в   овладении

         учебным материалом

   2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений,  что характерно

         для всякого формирующегося коллектива

   3) Ломка старого,  сложившегося за  годы  учебы   жизненного  стереотипа  и

       формирование нового «вузовского».

   4) Сопутствующее  поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у

        студентов, проживающих в общежитии.

      Особенно  в  затруднительном  положении   оказываются  студенты  младших курсов. С одной стороны они должны сразу включаться  в  напряженную  работу, требующую применения всех сил и  способностей.  С  другой  –  само  по  себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты  сил организма. Включение  студентов  в  новую  систему  жизнедеятельности  может сопровождаться нервным напряжением  излишней  раздражительностью,  вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

 

      На психофизическом  состоянии студентов отражаются  также субъективные и объективные  факторы. 

     К  объективным  факторам  относятся   возраст,   пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др.

   Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения,  уровень знаний,  способность  адаптироваться  к  новым  условиям  обучения  в  вузе, психофизические  возможности, нервно-психическую устойчивость,  личностные качества (характер,  темперамент,   коммуникабельность),  работоспособность, утомляемость и тому подобное.

      Серьезным   испытанием  организма  является  информационная  перегрузка студентов,  возникающая  при  изучении  многочисленных  учебных   дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.

      Критическим  и  сложным  фактором  перенапряжения  студентов  является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации,  протекающий в большинстве  случаев  в  условиях  дефицита  времени  и  характеризующийся повышенной  ответственности   с   элементом   напряженности.   Отрицательное воздействие  на  организм  усиливается  при  суммарно   влиянии   нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают  хронический

характер.

 

 

 

 

 

 

 

3. Работоспособность  и влияние на нее различных  факторов

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в  рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические – состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.

          Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

 

Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение мыслительных функций и процессов решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции.

Такое утомление сочетается с отвращением к работе и сниженной работоспособностью, а иногда при этом возникают склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и эмоциональная лабильность.

Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление, включают:

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособн