Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Содержание

Введение. Основные понятия …………………………………………3

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов. …………………………..4

Работоспособность и влияние на нее различных факторов ………..6

Динамика работоспособности студентов в учебном году и
факторы, ее определяющие…………………………………………….9

Основные причины изменения состояния студентов в учебном
году и факторы, ее определяющие………………………………….11

Средства физической культуры для оптимизации работоспособ –
ности, профилактики нервно-эмоционального и психофизичес –
кого утомления студентов, повышения эффективности учебного
процесса………………………………………………………………13
6.1. Использование физических упражнений как средство…13
6.2. «Малые формы» физической культуры в режиме
учебного труда студентов………………………………..13
Формы физической рекреации…………………………..14
Активные формы двигательной активности……………16

Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности……………………………..17

Заключение…… ……………………………………………………..19


Литература………………………………………………………….....20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

1) длительную умственную работу, требующую усиленной концентрации,

          чрезвычайного внимания или тонкого навыка;

2) тяжелый физический труд;

3) однообразную работу в монотонном ритме;

4) шум, слабое освещение и температуры, неудобные для труда;

5) конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;

6) заболевание, боль и недостаточное питание.

          Утомление центрального происхождения в отличие от мышечного утомления

          может исчезать мгновенно при некоторых условиях, например когда:

1) одна утомляющая деятельность сменяется другой;

2) изменяется обстановка;

3) организм попадает в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности;

4) интерес к работе возобновляется благодаря новой информации;

5) изменяется аффективное состояние (настроение).

 

        Утомление, вызываемое однообразием, можно снизить путем изменения канала восприятия информации, хотя оно не способно предотвратить утомление при более длительных воздействиях. Например, при дальних поездках на автомобиле по шоссе нервно-психическому утомлению можно противостоять, слушая радио.

Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в сравнении  с физическим, где действуют природные  охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

После тяжелого физического  труда утомление длится 3—4 дня, а  после напряженного умственного  даже 10—12 дней. Каникулы после зимней экзаменационной сессии — слишком  малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе.

Переутомление является результатом неполноценного и недостаточного отдыха в процессе трудового и учебного года, неправильной организации труда.

Выделяют четыре стадии переутомления.

Начинающееся — нет снижения умственной работоспособности, наблюдается временное падение интереса к работе. Эта стадия переутомления не сопровождается нарушением сна, аппетита и не опасна для здоровья, а желательна, так как является стимулом, ускоряющим восстановительные процессы.

Легкое — трудно сосредоточиться, трудно засыпать или просыпаться, временами неустойчивость настроения, снижение трудоспособности.

Выраженное — временами  забывчивость, сонливость, раздражительность, выраженное снижение работоспособности, усталость при облегченных нагрузках.

Тяжелое — заметное ослабление внимания, бессонница, угнетение, резкая раздражительность, резко выраженное снижение трудоспособности, усталость без всякой нагрузки.

При 1-й и 2-й стадиях  достаточно разумного режима труда  и отдыха, при 3-й и, особенно, 4-й  стадиях необходимо значительное снижение нагрузки и длительное лечение.

Физическая и умственная работоспособности являются обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Основным итогом утомления всегда является снижение эффективности труда, его продуктивности.

Все формы утомления проявляются в субъективном чувстве усталости, которое выражается в общей слабости, недомогании, чувстве тяжести в конечностях и т.д.

 

Общая работоспособность человека определяется тремя группами факторов:

          физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;

физические, воздействующие на организм через органы чувств, — степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.;

психические — самочувствие, настроение, мотивация и др.

На работоспособность  в определенный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и  различные их сочетания.

Таким образом, профессиональная работоспособность человека зависит от многих факторов. Проявляется она в особенностях и степени утомления, в психологическом ощущении усталости, в снижении продуктивности труда. Естественно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание, чем слабо подготовленный человек. Это положение подчеркивает роль заблаговременной физической подготовки к профессиональному труду.

Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умственной деятельности.

Рационально подобранный  режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно  помогут в снятии утомления и  профилактике невротических и психологических  заболеваний. Специальные исследования показали, что снижение работоспособности под влиянием экзаменов существенно ниже у студентов с комплексно упорядоченным образом жизни, соблюдающих режим дня и включающих в распорядок дня физическую активность. Однако интенсивность занятий в период экзаменов должна быть снижена до 60—70% от привычной и не следует в это время изучать технику новых упражнений.

Высокая общая работоспособность  обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется  с индивидуальными биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций организма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма таковы: наибольшая активность и работоспособность утром (8—12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12—16 ч), снова некоторый подъем вечером (16—22 ч) и резкое снижение ночью (22—8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами человека, тем выше используются потенциальные возможности его организма. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч, немало людей вечернего типа — "сов", которые наиболее работоспособны после 18 ч, поздно отходят ко сну, встают заторможенными, нередко с головной болью.

Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности  в вечерние часы у "сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 ч, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди "сов" наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы. "Совы" формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта вопреки жизненным ритмам человека. Отсутствие должного режима во многих общежитиях вузов, двухсменная учеба в некоторых учебных заведениях, неравномерность самостоятельной работы над учебным материалом и некоторые другие причины способствуют формированию "сов". В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.

 

Народная мудрость, гласящая, что "утро вечера мудренее", опирается  на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние часы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, или для выполнения менее сложного труда.

Ошибочно поступают  те, кто в поисках тишины, уединения  откладывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции  организма и от него требуются  нервные усилия гораздо большие, чем днем. И, кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного ритма.

 После эпизодической  работы ночью люди обычно недостаточно  отдыхают днем, что приводит к перенапряжению нервной системы и к хроническому переутомлению.

 

4. Динамика  работоспособности студентов в  учебном году  и факторы, ее определяющие

В динамике умственной работоспособности  проявляется определенная ритмика. Наилучшие по работоспособности 3-й и 4-й часы после начала работы. Умственная работоспособность в это время повышается на 17% по сравнению с началом работы, а количество ошибок снижается на 28%. К 6-му часу работоспособность падает незначительно. Резкое снижение работоспособности отмечается к 8-му часу работы. При этом количественные показатели работоспособности снижаются на 9%, а качественные — на 39% по отношению к исходному уровню.

В недельном цикле  работоспособность повышается к  среде и четвергу и более низкая — в понедельник, пятницу и субботу. Подобная динамика работоспособности сохраняется и в течение семестра. Наиболее высокая работоспособность отмечается в середине семестра. В это время количественные показатели работоспособности увеличиваются на 5,5%, а качественные — на 22% по сравнению с началом семестра и, соответственно, на 5 и 15% — по сравнению с концом периода обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов  претерпевает изменения, которые отчетливо  наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день

Учебный день студенты, как  правило, не начинают сразу с высокой  продуктивности учебного труда. После  звонка они не могут сразу сосредоточиться  и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий  период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении  работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты.

Учебный день студента кроме  аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности  объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий.

Вариантность изменения отдельных  сторон работоспособности обусловлены  и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов  умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие)

 


 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Учебные

занятия

Отдых

Самоподготовка 




 

 

 

Учебная неделя

Динамика умственной работоспособности в учебном  недельном цикле характеризуется  наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».

Типичная кривая работоспособности  может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета.

  


 

 

 

 


  


 

 

  

 

 

 

пн

вт

ср

чт

пт

сб




 

 

 

   . Работоспособность студентов в учебной неделе. Пунктиром отмечено явление конечного порыва

 

Учебный семестр и учебный год

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособн