Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:52, реферат
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Введение. Основные понятия …………………………………………3
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов. …………………………..4
Работоспособность и влияние на нее различных факторов ………..6
Динамика работоспособности студентов в учебном году и
факторы, ее определяющие…………………………………………….9
Основные причины изменения состояния студентов в учебном
году и факторы, ее определяющие………………………………….11
Средства физической культуры для оптимизации работоспособ –
ности, профилактики нервно-эмоционального и психофизичес –
кого утомления студентов, повышения эффективности учебного
процесса………………………………………………………………13
6.1. Использование физических упражнений как средство…13
6.2. «Малые формы» физической культуры в режиме
учебного труда студентов………………………………..13
Формы физической рекреации…………………………..14
Активные формы двигательной активности……………16
Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности……………………………..17
Заключение…… ……………………………………………………..19
Литература………………………………………………………….....20
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления
начало |
конец |
каникулы |
середина |
экзамены |
||||||||||||||
середина |
экзамены |
начало |
конец |
каникулы | ||||||||||||||
1 полугодие |
2 полугодие |
Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в учебном году
5. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.
Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной тонизации посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому утомлению.
Обучение в высшей школе требует
от студентов значительных интеллектуальных
и нервно-эмоциональных
Работоспособность в большей степени связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного характера.
6. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса.
Среди мероприятий, направленных на повышение
умственной работоспособности студентов,
на преодоление и профилактику психоэмоционального
и функционального
1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без
«штурма» в период зачетов и экзаменов.
2) Ритмичную и системную организацию умственного труда.
3) Постоянное поддержание эмоции и интереса
4) Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и
преподавателями вуза, воспитание чувств.
5) Организация
рационального режима труда,
6) Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и
токсикомании.
7) Физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии
оптимальной физической тренированности.
8) Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью
выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения
этих отклонений средствами профилактики.
6.1. Использование физических упражнений как средство активного отдыха.
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Чеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.
6.2. «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений.
Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.
Исследования показывают,
что эффективность влияния
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.
Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.
Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.
6.3. Формами физической рекреации могут быть различные спортивные игры, общеразвивающие физические упражнения, тесты уровня физической подготовленности, бег, походы и т.д. Основная задача рекреационной деятельности — разумное использование свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности человека.
Эффективной формой рекреации является массаж. Массаж давно используется как средство восстановления и лечения. В древних китайских книгах приемы массажа описаны 3000 лет до н.э. Массаж и самомассаж относятся к сильным видам воздействия на организм. Оздоровительное влияние они оказывают только при правильной дозировке и точном соблюдении методики проведения массажа. Наиболее эффективно применение массажа с отдельными физическими упражнениями.
Массаж выполняется чистыми руками по обнаженному телу с использованием талька или крема для лучшего скольжения рук. Может выполняться и массаж через простынь. Начинают и заканчивают массаж приемами поглаживания. При этом движения выполняются по ходу лимфатических путей. Кроме поглаживания в процессе массажа выполняются приемы растирания, разминания, выжимания, приемы вибрации.
Не всегда можно побывать у массажиста, но если овладеть приемами массажа, то всегда можно сделать себе самомассаж. Конечно, эффективность его значительно ниже, поскольку нельзя использовать некоторые приемы и достигнуть полного расслабления мышц, но несмотря на это самомассаж принесет немалую пользу. Делать его нетрудно и времени он требует немного — 10—15 мин. Самомассаж затылочной области способствует улучшению кровообращения в сосудах головного мозга. Поглаживание, а затем разминание мышц шеи и затылочной области кончиками II—IV пальцев обеих рук, а также больших пальцев, массирующих нижнюю часть шеи, помимо влияния на сосуды этой области, обеспечивают приток в центральную нервную систему раздражении от кожи и мышц, улучшающих функциональное состояние нервных центров.
Высокой эффективностью обладает сегментарный самомассаж. Он применяется для снятия головной боли, вызванной нервно-психическим перенапряжением и переутомлением. Упражнения, выполняемые в процессе сегментарного самомассажа, "гасят" очаги возбуждения в коре головного мозга, снимают спазмы мозговых артерий.
1. Вращение пальца в кулаке — "муфта". По 5 раз каждый палец.
2. Круговое растирание запястья. 5—10 раз.
3. Предплечье и плечо — поглаживание, разминание в виде спирали, разминание выжиманием. Все приемы по 5 раз.
4. Плечевой сустав. Поглаживание, разминание. По 5 раз.
5. Голова и шея. Глубокое поглаживание от лба к затылку и шее. 20 раз.
6. Лоб. Поглаживание от переносицы к вискам. 10 раз.
7. Надплечье. Глубокое поглаживание вперед-назад слева от шеи, затем справа, доставая сзади до лопатки, спереди — ключицы. По 15 раз.
8. Живот. Кругообразные поглаживания по ходу часовой стрелки. 20 раз.