Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии развития фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг России.
В рамках основной цели решаются следующие задачи:
1. изучение характеристики фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг,
2. изучение развития фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг,
3. маркетинговое исследование рынка фитнес – услуг России,
4. анализ рынка фитнес – услуг Москвы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг
1.1. Характеристика фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг 6
1.2. Развитие фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг 10
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Практические аспекты развития фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг России
2.1. Маркетинговое исследование рынка фитнес – услуг России 21
2.2. Анализ рынка фитнес – услуг Москвы 25
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список использованной литературы 39
Сейчас почти все фитнес - центры предлагают корпоративные программы. Зачастую корпоративные члены клуба получают определенные преимущества. В зависимости от количества сотрудников рассчитывается скидка для всей группы.
Фитнес-индустрия имеет хорошую перспективу роста в России, что связано с ростом доходов населения, внимания к культуре здоровья и здоровому образу жизни, а также с ростом конкурентности отечественной экономики.
По данным компании «Экспресс-Обзор», в 2007 году в России функционировало 1625 фитнес - клубов, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 125 шт.
По оценкам Magram Market Research, к 2012 году в стране будет 2.5 тысячи фитнес - клубов.
Объем рынка фитнес - услуг в России в 2007 году вырос на 28.6% (usd) (данные компании «Экспресс-Обзор»).
Согласно выводам аналитиков, российский рынок сохранит высокий темп роста еще как минимум 5-8 лет, поскольку в большинстве городов даже к 2012 году рынок по количеству клубов будет ненасыщен. До 2012 года прирост объема рынка не опустится ниже планки в 20%.
Основная часть оборота фитнес - индустрии в России сосредоточена на территории двух столиц: 72% от объема российского рынка в 2007 году.
Фитнесом в России регулярно занимаются менее 1% населения, в крупных европейских странах степень проникновения фитнес - услуг значительно выше, например, в Германии – 8.5%, в Голландии - 15.5%.
Лидером по степени проникновения фитнес - услуг является Москва, которая, по оценке аналитиков, сохранит лидерство до 2012 года.
Поскольку российский рынок фитнес - услуг находится на начальном этапе развития, отсутствует должный уровень конкуренции среди фитнес - клубов (главным образом в регионах), что приводит к возможности игроков держать высокую ценовую планку на услуги.
Несмотря на то, что отечественный рынок фитнес услуг начал свое становление лет 15-17 назад, он по-прежнему очень перспективен. Интересен он как для людей деловых, ищущих новые подходы в бизнесе, так и для молодежи, у которой большой популярностью пользуются специальности фитнес инструктора и фитнес директора.
Говоря о тенденциях развития рынка фитнеса, непременно стоит коснуться такого явления как, небольшие фитнес клубы рассчитаны на небольшие микрорайоны или кварталы.
Безусловно, одной из важнейших тенденций развития фитнес индустрии на ближайшие годы, будет дальнейшее увеличение оборотных средств в данной сфере. Инвесторы будут искать грамотных профессионалов способных организовать работу современного фитнес клуба, крупные операторы будут активно проникать в регионы, где так же им понадобятся профессионалы и те и другие будут готовы предложить специалистам хорошие финансовые средства за сотрудничество. Это все происходит и сейчас, но совершено в неудовлетворительных объемах. Со стороны государства будут предлагаться инвестиционные проекты сроком на 10 и больше лет. Доступ к длинным деньгам станет катализатором в развитии фитнес индустрии.
В ближайшее время фитнес перестанет быть роскошью, а станет доступен всем слоям населения.
Глава 2. Маркетинговое исследование и анализ рынка фитнес услуг России
2.1. Маркетинговое исследование рынка фитнес – услуг России
По динамике роста количества фитнес - центров Россия опережает ведущие фитнес - державы мира. Заняв прочные позиции на рынке в мегаполисах, крупнейшие игроки действуют по тактике «коврового покрытия»: в регионах открывают фитнес - центры по системе франчайзинга. Фитнес - индустрия в России набирает силу за счет привлечения различных ресурсов, в частности с помощью организации и проведения выставочных и фестивальных проектов, среди которых, например, фитнес - фестиваль MIOFF и Московский международный открытый фестиваль здоровья и фитнеса.
Все это говорит о наличии большого интереса к российскому Рынку фитнес - услуг, поэтому данное исследование будет интересна для широкого круга читателей: для игроков рынка, для инвесторов, а также для потребителей услуг этого Рынка.
Интересно отметить, что стоимость посещения фитнес - клубов в России значительно выше, чем в Европе.
Таблица 1
Средняя годовая стоимость посещения фитнес - клуба в некоторых странах
Страна |
Средняя годовая стоимость посещения, $ |
Япония |
400-500 |
Италия |
350-450 |
Россия |
1600 |
Это можно объяснить тем, что основной доход на развитых рынках складывается за счет оборота посетителей, тогда как в России доход складывается за счет стоимости абонемента.
Крупнейшими мировыми сетями фитнес - услуг в средней ценовой категории являются с их доступом к дешевым финансовым ресурсам и многолетним опытом:
Однако пока никто из них планов в России не озвучивал, и до серьезной их экспансии у отечественных игроков есть шанс укрепить свои позиции.
Если посмотреть на развитие фитнес - индустрии в мире, то очевидно, что будущее не за отдельно взятыми клубами, а за крупными сетевыми игроками. Российская фитнес-индустрия развивается во многом аналогично английскому рынку, который тоже начинался с верхнего сегмента, с очень дорогих клубных карт (в отличие от американского, выросшего из обычных «качалок»). На британский рынок капитал пришел примерно после 15-18 лет развития рынка. На этом основании эксперты делают вывод, что через 3-5 лет большие деньги придут и в российский фитнес.
Ценовое сегментирование Продукции
Российский рынок фитнес-услуг развивается в четырех ценовых сегментах:
По мнению специалистов, степень наполнения рынка следующая:
Кроме того, рентабельность фитнес - клубов в премиум - сегменте – 20–25%, в отличие от 15–20%, которые зарабатывают клубы демократичного класса. Поэтому исторически сложилось так, что основной доход фитнес - центры получали с клиентов, имеющих доход выше среднего.
На клубы высшей категории приходится 72% оборота Московского рынка фитнеса, и именно в этой нише работают фитнес - сети.
Категории премиум и люкс отличаются высоким уровнем обслуживания и высокими ценами. Стоимость годовой клубной карты - $2-4 тыс. и выше.
Стоимость годового абонемента в клубах массового спроса составляет порядка $1 тыс. в год. Именно этой группе свойственно наиболее динамичное развитие, так как данная ценовая категория наиболее приемлема для еще не охваченных физкультурой менеджеров, молодых специалистов, студентов и членов их семей. Специалисты предполагают, что через несколько лет именно эта группа будет наиболее многочисленной.
В низкой ценовой категории работают отдельные самостоятельные фитнес - клубы - бывшие «качалки», предоставляющие ограниченный ассортимент услуг (как правило, только тренажерный зал). Они не снабжены современным оборудованием и не предлагают услуги квалифицированных тренеров и советы медицинских работников. В настоящее время многие из них нерентабельны и стараются переходить в более высокую ценовую категорию. Пока цены на их услуги составляют $400-800 в год.
Краткое описание основных сегментов участников Рынка
Крупнейших сетевых игроков на рынке предоставления фитнес - услуг элитными компаниями - три:
Им составляют конкуренцию одиночные клубы:
Это либо элитные фитнес - компании, предоставляющие широкий и инновационный спектр услуг и программ по высоким ценам, которые используют индивидуальный подход и новейшие медицинские разработки, либо элитные компании, предлагающие полный ассортимент фитнес - услуг, включая бассейн и водные программы.
Данная группа постепенно
увеличивается расширением
Для клиентов с достатком выше среднего работают фитнес - клубы и сети, предлагающие полный ассортимент фитнес - услуг, включая бассейн, по умеренным ценам. Как правило, они расположены в спальных районах Москвы. Эти компании разрабатывают собственные маркетинговые стратегии, чтобы выделиться среди фирм-конкурентов, которых достаточно много в данной группе. В ее числе такие компании, как
Сюда же можно было бы отнести и некоторые клубы сети Планета Фитнес.
Сейчас это наиболее прибыльный сегмент рынка.
На средний класс ориентированы фитнес - клубы, рассчитанные на массовый спрос, и, следовательно, соответствующим образом подобраны программы. Из-за стремительного развития фитнес - индустрии в среднем классе эта группа бурно растет, ее пополняют клубы, недавно выполнившие модернизацию и повысившие уровень обслуживания и качества программ. Как правило, небольшие по площади. К этой группе относятся:
2.2. Анализ рынка фитнес – услуг Москвы
Выделим основные тенденции в конкуренции между крупными игроками Рынка:
Например, клуб «Мультиспорт», расположенный на территории спорткомплекса Лужники, позиционирует себя следующим образом: наличие практически всех возможных спортивных сооружений, большое количество интересных программ, занятия редкими видами спорта (фехтование, сквош), большая территория и количество залов - клиенты не стоят в очередях у тренажеров. Территория - практически загородный клуб в центре Москвы. Большая парковка.
В целом ожидается, что бурный рост в среднем ценовом сегменте начнется в 2011-2013 годах. Во многом он будет обеспечен консолидацией рынка - крупные объекты более рентабельны и менее рискованны, в том числе за счет прихода сетей в регионы. Данный процесс уже начался. В 2010 году Alfa Capital Partners и World Class объявили о заключении партнерства с целью дальнейшего развития сети демократичных по ценам клубов «Физкульт» и выхода в регионы. Стремление к укрупнению сетей путем слияния с клубами иного ценового сегмента - это явно дешевле, нежели создавать клубы с нуля. Аналогичного курса придерживается сеть «Страта Партнерс».
Иностранные игроки начинают рассматривать Россию в качестве поля своей деятельности. Американская сеть фитнес клубов Bally Total Fitness вскоре может начать работу в России. Российские фитнес - сети готовы приобрести франшизу нового иностранного оператора.
Потребительские предпочтения по: видам, маркам Продукции или Услуги
Рассмотрим потребительские предпочтения по спортивным услугам среди населения Москвы (рис.1).
Рис. 1. Рейтинг спортивных услуг среди населения Москвы, %
Как видно, фитнес находится на втором месте, что говорит о его высокой популярности в столице.
В Москве наиболее популярными считаются следующие виды фитнес - услуг:
Основными критериями выбора фитнес - клуба являются (в порядке убывания значимости):
Информация о работе Развитие фитнес услуг как направление оздоровительноспортивных услуг