Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии развития фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг России.
В рамках основной цели решаются следующие задачи:
1. изучение характеристики фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг,
2. изучение развития фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг,
3. маркетинговое исследование рынка фитнес – услуг России,
4. анализ рынка фитнес – услуг Москвы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг
1.1. Характеристика фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг 6
1.2. Развитие фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг 10
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Практические аспекты развития фитнес – услуг, как направления оздоровительно-спортивных услуг России
2.1. Маркетинговое исследование рынка фитнес – услуг России 21
2.2. Анализ рынка фитнес – услуг Москвы 25
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список использованной литературы 39
Эти данные весьма показательны, поскольку определяют направления развития фитнес - индустрии: рост количества клубов среднего ценового сегмента, приближение фитнеса к дому клиента и разнообразие программ и пр.
Экономический рост России, а также постепенное улучшение уровня жизни приводит к тому, что количество сторонников активного образа жизни в нашей стране с каждым годом увеличивается, а это в свою очередь способствует росту российского рынка фитнес - услуг. В последние два года эта отрасль развивалась стремительными темпами. Однако экономическая ситуация в 2009 году внесла в этот оптимистичный сценарий свои коррективы.
В 2009 году фитнесом в России занимались чуть более 300 тыс. человек. Объем рынка фитнес - услуг России в 2009 году составил более $900 млн. В настоящее время уровень проникновения фитнес - услуг в Москве составляет не более 3%. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2010 году в России функционировало 1750 фитнес - клубов. По сравнению с 2007 годом их число увеличилось на 125 единиц.
По данным аналитиков, в структуре российского рынка около двух третей приходится на Московский рынок, его доля составляет 63%, доля Петербурга занимает 18%, на остальные регионы приходится 19% от общего объема российского рынка фитнес - услуг (рис. 2).
По мнению экспертов,
наибольшее положительное влияние
на рынок оказывает уровень
Тем не менее, важнейшим фактором, способствующим развитию рынка, является популярность здорового образа жизни. Результаты исследования, проведенного холдингом Ромир, показали, что 81% жителей России стремятся быть здоровыми. Каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, придерживаться диеты и заниматься спортом. Каждый второй готов регулярно совершать прогулки на свежем воздухе (43%), а каждый пятый хотел бы иметь личного/семейного консультанта по здоровому образу жизни.
Интересно, что среди товаров для здоровья респонденты в первую очередь называют витамины (68%) и биологически активные добавки (33%), а также тренажеры/спортивный инвентарь (32%). С услугами для здорового образа жизни россияне ассоциируют, прежде всего, массаж (54%) и фитнес (37%).
Основными и постоянными потребителями рынка фитнес - услуг являются состоятельные жители крупных городов. Более того, потенциальными клиентами фитнес - центров являются не просто все люди, физически способные заниматься фитнесом, а обладающие еще и соответствующим доходом. Так, лица со среднедушевыми доходами ниже 14 тыс. руб. месяц не могут позволить себе услуги фитнес - центров, а лица с доходами свыше 600 тыс. руб. в месяц в связи с отсутствием свободного времени для регулярных занятий.
По данным опроса компании РосБизнесКонсалтинг, проведенного среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, в Москве 49% посетителей спортивных заведений занимаются спортом 2-3 раза в неделю, порядка 25% - 1 раз в неделю. В Санкт-Петербурге - около 55% респондентов посещают спортивные заведения 2-3 раза в неделю, 20% - 1 раз в неделю (рис. 3).
Большинство респондентов, для которых фитнес - клубы являются способом снятия стресса или напряжения, посещают их несколько реже, чем те, кто стремится улучшить внешний вид путем снижения веса или увеличения мышечной массы. Так, посетители, ориентированные на расслабление и снятие стресса (около 30% опрошенных), посещают фитнес - клубы раз в неделю и реже, в то время как накачка мышечной массы или сжигание жира в тренажерном зале требует посещения спортивного заведения минимум 2 раза в неделю.
По данным исследований, основной аудиторией фитнес - услуг являются женщины. Активный спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской спрос почти в четыре раза. Помимо этого среди по-спортивному активных женщин 71% считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот у мужчин эта доля не превышает 40%. Что касается возраста, то наиболее активной частью клиентов фитнеса является возрастная группа в 20-29 лет. Но при этом сегодня формируется потребитель фитнес - услуг старшей возрастной группы. Уже сейчас на клиентов старше 40 лет приходится 13,2%.
В последние годы на рынке фитнес - услуг наблюдается несколько новых тенденций. Одна из них – превращение спортклубов в «якорь» как в бизнес - центрах, так и в торгово-развлекательных комплексах. Для бизнес - центра высокого уровня фитнес-центр - это важная дополнительная услуга для арендаторов. Сейчас формируется целый слой «работников офисного труда», стремящихся поддерживать себя в хорошей форме: для них рабочий день начинается или заканчивается в фитнес - центре. Расположение фитнес - центра в одном здании с местом работы весьма привлекательно на фоне транспортных пробок.
Хорошим якорем фитнес - клубы являются и для торгово-развлекательных центров. Несмотря на то, что пока количество торгово-развлекательных центров с фитнес - клубами невелико, в ближайшие годы этот сегмент будет только развиваться. Это в первую очередь связано с тем, что на настоящий момент подходящие площади проще найти именно в торговых комплексах, поскольку администрации ТРК заинтересованы в якорных арендаторах. Чтобы победить в конкурентной борьбе, фитнес - клубы должны обладать тренажерными залами, залами аэробики, банями, саунами, соляриями и детскими комнатами.
Фитнес - центры с бассейном остаются на первом этаже, поскольку их размещение выше приводит к удорожанию проекта. Фитнес не является ярко выраженным якорем с точки зрения притяжения покупательского потока, но формирует незначительный постоянный поток экономически активных, платежеспособных посетителей.
В конце 2008 года новые рыночные обстоятельства «уронили» платежеспособность населения. Тем не менее, в 2008 году влияние кризиса не успело серьезно отразиться на выручке. Это связано, прежде всего, с тем, что подавляющая часть абонементов и клубных карт куплена до наступления 2009г. и действуют до его конца. Мировой финансовый кризис не оказал серьезного влияния на снижение темпов прироста рынка в перспективе: рынок фитнеса относится ко 2-й группе приоритетности (из десяти, где наименьший приоритет у десятой), поэтому радикального сокращения доли затрат населения на услуги фитнеса не было.
Тем не менее, во время
кризиса наблюдалось
Согласно базовому сценарию, которого придерживается большинство участников рынка, основной целью игроков на время кризиса стало сохранение существующей клиентской базы. Это сопровождалось снижением стоимости абонемента, увеличением числа программ лояльности, скидок, дополнительных услуг.
Выводы по второй главе:
Таким образом, по динамике роста количества фитнес - центров Россия опережает ведущие фитнес - державы мира. Заняв прочные позиции на рынке в мегаполисах, крупнейшие игроки действуют по тактике «коврового покрытия»: в регионах открывают фитнес - центры по системе франчайзинга.
Интересно отметить, что стоимость посещения фитнес - клубов в России значительно выше, чем в Европе. Это можно объяснить тем, что основной доход на развитых рынках складывается за счет оборота посетителей, тогда как в России доход складывается за счет стоимости абонемента.
Российский рынок фитнес-услуг развивается в четырех ценовых сегментах: премиум, люкс, средний класс, эконом (или демократический).
Крупнейших сетевых игроков на рынке предоставления фитнес - услуг элитными компаниями - три: сеть World Class, система фитнес - клубов «Планета Фитнес», компания фитнес - услуг «Страта Партнерс».
Были выделены основные тенденции в конкуренции между крупными игроками Рынка: высокий ценовой сегмент, а также сети, освоившие сегмент люкс и премиум, начинают играть в среднем классе, который ранее обслуживали несетевые клубы.
Рассмотрев потребительские предпочтения по спортивным услугам среди населения Москвы, фитнес находится на втором месте, что говорит о его высокой популярности в столице. В Москве наиболее популярными считаются следующие виды фитнес - услуг: пилатес, йога, восточные единоборства, танец живота.
В 2009 году фитнесом в России занимались чуть более 300 тыс. человек. Объем рынка фитнес - услуг России в 2009 году составил более $900 млн. В настоящее время уровень проникновения фитнес - услуг в Москве составляет не более 3%. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2010 году в России функционировало 1750 фитнес - клубов. По сравнению с 2007 годом их число увеличилось на 125 единиц.
По мнению экспертов,
наибольшее положительное влияние
на рынок оказывает уровень
Интересно, что среди товаров для здоровья респонденты в первую очередь называют витамины (68%) и биологически активные добавки (33%), а также тренажеры/спортивный инвентарь (32%). С услугами для здорового образа жизни россияне ассоциируют, прежде всего, массаж (54%) и фитнес (37%).
Основными и постоянными потребителями рынка фитнес - услуг являются состоятельные жители крупных городов. Более того, потенциальными клиентами фитнес - центров являются не просто все люди, физически способные заниматься фитнесом, а обладающие еще и соответствующим доходом.
По данным исследований, основной аудиторией фитнес - услуг являются женщины. Активный спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской спрос почти в четыре раза.
В последние годы на рынке фитнес - услуг наблюдается несколько новых тенденций. Одна из них – превращение спортклубов в «якорь» как в бизнес - центрах, так и в торгово-развлекательных комплексах.
Расположение фитнес - центра в одном здании с местом работы весьма привлекательно на фоне транспортных пробок.
Заключение
Таким образом, существует две версии возникновения фитнеса: первая античная версия возникновения подобного образа жизни, которая, по мнению большинства специалистов, не подлежит сомнению, а вторая версия возникновения фитнеса (которую, впрочем, лучше назвать вторым этапом его развития) — американская.
Именно физическая культура и является прообразом современного фитнеса. Но, начиная с 80-х годов прошлого века, спорт в нашей стране прекратил свое развитие. С каждым годом стадионы и спортивные комплексы морально устаревали, новое оборудование не разрабатывалось, исследовательская работа в области физкультуры и спорта практически не велась. Лишь после обретения Россией статуса независимого государства в стране начали появляться первые фитнес - центры.
В России не существует четкой классификации фитнес - клубов, но в соответствии с различными критериями можно выделить определенные категории: по количеству оказываемых услуг, по целевой аудитории, по стоимости (по данным RBC), по размеру, по системе оплаты и вариантам членства.
Сейчас почти все фитнес - центры предлагают корпоративные программы. Зачастую корпоративные члены клуба получают определенные преимущества. В зависимости от количества сотрудников рассчитывается скидка для всей группы.
Фитнес-индустрия имеет хорошую перспективу роста в России, что связано с ростом доходов населения, внимания к культуре здоровья и здоровому образу жизни, а также с ростом конкурентности отечественной экономики.
По данным компании «Экспресс-Обзор», в 2007 году в России функционировало 1625 фитнес - клубов, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 125 шт.
По оценкам Magram Market Research, к 2012 году в стране будет 2.5 тысячи фитнес - клубов.
Объем рынка фитнес - услуг в России в 2007 году вырос на 28.6% (usd) (данные компании «Экспресс-Обзор»).
Согласно выводам аналитиков, российский рынок сохранит высокий темп роста еще как минимум 5-8 лет, поскольку в большинстве городов даже к 2012 году рынок по количеству клубов будет ненасыщен. До 2012 года прирост объема рынка не опустится ниже планки в 20%.
Основная часть оборота фитнес - индустрии в России сосредоточена на территории двух столиц: 72% от объема российского рынка в 2007 году.
Фитнесом в России регулярно занимаются менее 1% населения, в крупных европейских странах степень проникновения фитнес - услуг значительно выше, например, в Германии – 8.5%, в Голландии - 15.5%.
Лидером по степени проникновения фитнес - услуг является Москва, которая, по оценке аналитиков, сохранит лидерство до 2012 года.
Поскольку российский рынок фитнес - услуг находится на начальном этапе развития, отсутствует должный уровень конкуренции среди фитнес - клубов (главным образом в регионах), что приводит к возможности игроков держать высокую ценовую планку на услуги.
Несмотря на то, что отечественный рынок фитнес услуг начал свое становление лет 15-17 назад, он по-прежнему очень перспективен. Интересен он как для людей деловых, ищущих новые подходы в бизнесе, так и для молодежи, у которой большой популярностью пользуются специальности фитнес инструктора и фитнес директора.
Информация о работе Развитие фитнес услуг как направление оздоровительноспортивных услуг