Скоростные способности и основы методики их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на важность развития быстроты реагирования на действия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.
Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Содержание

1. Общая характеристика понятия «двигательные способности»
1.1 Физические качества и двигательные способности.
1.2 Классификация двигательных способностей
2. Теоретические основы скоростных способностей
2.1 Понятие о скоростных способностях, их виды

2.2 Механизмы, обеспечивающие скоростные способности
2.3 Задачи развития скоростных способностей
2.4 Средства развития скоростных способностей
3. Методика развития скоростных способностей
3.1 Методы воспитания скоростных способностей
3.2 Способы измерения уровня развития скоростных способностей
3.3 Особенности методики развития скоростных способностей
3.3.1 Методика развития быстроты двигательных реакций
3.3.2 Методика развития скорости одиночного движения и частоты движения
3.3.3 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

О специфических проявлениях  физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать  структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще не являются завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является гомогенной (однородной). Напротив, структура каждой и названных способностей гетерогенна (разнородна).

Так, основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная  устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся  к специфическим координационным  способностям. Основным компонентом  структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных  двигательных действиях.

К проявлениям силовых  способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую) - взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии - без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах - статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50-90% от максимальной и др. Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость.

Результат развития ряда конкретных специальных и специфических  двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия  «общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные» и «общие двигательные»  способности. Под общими двигательными  способностями следует понимать потенциальные и реализованные  возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению  различных по происхождению и  смыслу двигательных действий. Специальные  двигательные способности в данной связи - это возможности человека, определяющие его готовность к успешному  осуществлению сходных по происхождению  и смыслу двигательных действий. А  тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных и специфических двигательных способностей (Коренберг В.Б., 1996).

 

 

 

 

2. Теоретические  основы скоростных способностей

2.1 Понятие о  скоростных способностях, их виды

Для характеристики возможностей выполнять двигательные задания  с максимальной скоростью в течение  ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность  форм проявления движений и высокую  их специфичность, этот термин в последние  годы заменили на понятие «скоростные способности».

Под скоростными способностями  понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий  промежуток времени. Под быстротой  понимают комплекс функциональных свойств  человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции (Холодов Ж.К., 2000).

1. Под быстротой понимают  единство проявления центральных  и периферических нервных структур  двигательного аппарата человека, позволяющий перемещать тело  и отдельные его звенья за  минимально короткое время (Ильин  Е.П., 2000).

2. Под быстротой понимается  специфическая двигательная способность  человека к экстренным двигательным  реакциям и высокой скорости  движений, выполняемых при отсутствии  значительного внешнего сопротивления,  сложной координации работы мышц, не требующих больших затрат (Лях  В.И., 1997).

Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств  человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный  для данных условий отрезок времени (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

Различают элементарные и  комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:

1. Способность к быстрому реагированию на сигнал.

2. Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.

3. Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).

К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

- способность быстро набирать  скорость на старте до максимально  возможной (стартовые скоростные  способности) - стартовый разгон  в спринтерском беге, конькобежном  и гребном спорте, бобслее, рывки  в футболе, «доставание» укороченного  мяча в теннисе;

- способность к достижению  высокого уровня дистанционной  скорости

(дистанционные скоростные  способности) - в беге, плавании и  других циклических локомоциях;

- способность быстро переключаться  с одних действий на другие  и т.п. (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Механизмы, обеспечивающие  скоростные способности

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1) состояния центральной  нервной системы и нервномышечного аппарата человека;

2) морфологических особенностей  мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых  и медленных волокон);

3) силы мышц;

4) способности мышц быстро  переходить из напряженного состояния  в расслабленное

5) энергетических запасов  в мышце (аденозинтрифосфорная  кисло та - АТФ и креатинфосфат - КТФ);

6) амплитуды движений, т.е.  от степени подвижности в суставах;

7) способности к координации  движений при скоростной работе;

8) биологического ритма  жизнедеятельности организма;

9) возраста и пола;

10) скоростных природных  способностей человека (Холодов  Ж.К., 2000).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура  внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При температуре +16°С скорость снижается на 6-9% (Курамшин Ю.Ф. Выдрин В.М. Латышева Н.Е. и др., 2004).

С физиологической точки  зрения быстрота реакции зависит  о скорости протекания следующих  пяти фаз:

1) возникновения возбуждения  в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.) участвующем  в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения  в ЦНС;

3) перехода сигнальной  информации по нервным путям,  ее анализа и формирования  эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного  сигнала от ЦНС к мышце;

5) возбуждения мышцы и  появления в ней механизма  активности.

Максимальная частота  движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние  торможения и обратно, т.е. она зависит  от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую  в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки  зрения быстрота движений зависит oт содержания аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура  внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При 16°С скорость снижается на 6-9°.Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

 

 

 

 

 

 

2.3 Задачи развития  скоростных способностей

Первая задача состоит  в необходимости разностороннего  развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных  действий) в сочетании с приобретением  двигательных умений и навыков, которые  осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для  педагога по физической культуре и  спорту важно не упустить младший  и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для  эффективного воздействия на эту  группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при  специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где  скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег  на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача - совершенствование  скоростных способностей, от которых  зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций  оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности  весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах  весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и с ко ростно - силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

 

 

 

 

 

 

2.4 Средства развития  скоростных способностей

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые  с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (Лях В.И., 1997):

1. Упражнения, направленно  воздействующие на отдельные  компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость  выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на  все основные компоненты скоростных  способностей (например, спортивные  и подвижные игры, эстафеты, единоборства  и т.д.).

3. Упражнения сопряженного  воздействия: а) на скоростные  и все другие способности (скоростные  и силовые, скоростные и координационные,  скоростные и выносливость); б)  на скоростные способности и  совершенствование двигательных  действий (в беге, плавании, спортивных  играх и др.).

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению  темпа движений; бег под уклон  за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе  за счет сокращения размаха, а затем  постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются  три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые  используются для развития скорости отдельных движений, в том числе  для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся  взрывным характером (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003).

 

 

3. Методика развития  скоростных способностей

3.1 Методы воспитания  скоростных способностей

Основными методами воспитания скоростных способностей являются: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод; игровой метод.

Методы строго регламентированного  упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений  по заданной программе в специально созданных условиях.

Информация о работе Скоростные способности и основы методики их развития