Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:57, курсовая работа
Цель – изучить эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы совершенствования двигательной активности у младших школьников.
2. Изучить особенности двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения.
3. Разработать и апробировать систему подвижных игр по повышению двигательной активности у учащихся младших классов коррекционно-развивающего обучения и определить ее эффективность.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования двигательной активности у детей младшего школьного возраста……………………………….6
1.1. Понятие «двигательная активность». Общая характеристика ………………6
1.2. Влияние двигательной активности на состояние организма ………………15
1.3. Нормирование двигательной активности…………………………………….24
1.4. Возрастные изменения двигательной активности…………………………...31
1.5. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня начальной школы…………………………………………………………………...33
Глава 2. Подвижные игры как средство совершенствования двигательной активности у младших школьников с трудностями в обучении………………...39
2.1. Изучение уровня развития двигательной активности у детей 2 «Б» класса с трудностями в обучении………………. ……………….........................................39
2.2. Разработка и определение эффективности использования системы подвижных игр, направленных на совершенствование двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения…………………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы……………………………………………………………........56
Итак, из всего выше сказанного можем прийти к выводу: профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации. Также при выполнении ряда этих принципов необходимо помнить о возрастных изменениях, происходящих в организме детей, о нормировании показателей двигательной активности.
1.4. Возрастные изменения двигательной активности
Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребёнка.
Движения - необходимая составная часть любого вида деятельности ребёнка и его естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии.
Под кинезиофилией М.Р. Могендович [16, с.48] понимал "...мощный потенциал энергии, наследственно заложенный в мозгу и определяющий активность моторики, как органическую потребность своего рода инстинкт первостепенного биологического значения".
И.А.Аршавским [16, с.44] сформулировано энергетическое правило скелетных мышц, согласно которому состояние и развитие организма в каждом возрастном периоде детерминируется функционированием мышечной системы; каждое движение является фактором индукции избыточного анаболизма, обеспечивающего избыточное восстановление структур и энергии после движения в результате чего, становится возможным рост и развитие организмов. Это правило действует на протяжении всего онтогенеза, начиная с эмбрионального периода. В цитоплазме зиготы присутствует сократительные белки - актиноподобные и миозоноподобные нити (Б.Ф. Поглазов, 1965), при сокращении которых регистрируется двигательная активность (П.Н. Резиченко, 1959). И.А. Аршавский [16, с.43] считает, что причина этой активности внутренняя. С момента возникновения организма он начинает осуществлять физиологические отправления с затратой энергии. В результате происходит обеднение цитоплазмы пластическими веществами и энергетическими резервами. Это является стимулом для двигательной активности зиготы, которая решает две задачи. Во-первых, за счёт движения обогащается среда окружающая зиготу, улучшается диффузияи получение из среды вещества и энергии (питательных веществ и кислорода). Во-вторых, являясь фактором индукции избыточного анаболизма, она обеспечивает ускорение роста и развитие организма. Одним из механизмов этого является воздействие двигательной активности на генотип. В результате активируется синтез информативных РНК и соответственно цитоплазматических белков. Следовательно, двигательная активность проявляется с момента зарождения организма. Причиной её возникновения является эндогенные метаболические процессы.
В фетальный период индивидуального развития эмбрион переходит с гистотрофного типа питания на гематотрофный - получение питательных веществ и кислорода из материнской крови через плаценту. Установление связи эмбриона с материнским организмом через плаценту существенно осложняет и затрудняет получение питательных веществ и кислорода. Следовательно, в фетальный период причина двигательной активности организма по-прежнему эндогенная обеднение внутренней среды питательными веществами и кислородом и связанное с этим изменение гомеостаза.
После рождения младенец около 50% времени бодрствования должен проводить в движении. Периодически осуществляющаяся двигательная активность в раннем постнатальном возрасте является формой адаптации к температуре среды ниже термоиндифферентной зоны. Эта адаптация в раннем возрасте осуществляется не за счёт "мышечной дрожи", как в последующие возрастные периоды, а за счёт увеличения мышечного тонуса, частоты и амплитуды двигательной активности. В свою очередь двигательная активность обеспечивает адаптацию к температуре среды, а так же стимуляцию роста и развитие организма за счёт индукции избыточного анаболизма.
В 1965 году А.Д. Слоним [9, с.34], анализируя результаты своих исследований, пришёл к выводу о наличии своеобразного "потенциала" двигательной активности, "в основе которого несомненно лежат биохимические изменения в центральной и периферической звеньях двигательного аппарата". Изменения во внутренней среде, в частности содержания метаболитов и гормонов, может быть непосредственной причиной "мышечного напряжения" и связанного с ним спонтанного двигательного поведения. Вероятно, игровая деятельность и другие формы спонтанной активности связаны обратной зависимостью с уровнем метаболизма в покое и таким образом "как бы восполняют известный дефицит в энергетических затратах организма". Возрастание двигательной активности у детей по мере развития организма связывается с возрастанием потребности в движениях. На наличие этой потребности указывают в частности данные о постоянстве индивидуального объёма двигательной активности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что двигательная активность имеет большое значении во все этапы развития организма – начиная с эмбрионального периода.
1.5. Роль физкультурно-
Одним из факторов
сохранения и укрепления
В двигательном режиме младших школьников включаются различные виды деятельности для нормирования суточной двигательной активности: гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время уроков, физкультурные паузы, динамическая перемена.
Гимнастика до уроков
является одним из обязательных элементов
физкультурно-оздоровительных
Цель гимнастики до уроков активизировать процессы обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Проведение гимнастики наиболее благоприятно на открытом воздухе на школьных площадках, что обеспечивает закаливающий эффект. Если не позволяют погодные условия, гимнастика проводится в хорошо проветренных рекреационных помещениях. Не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах. Это приводит к нарушению микроклимата в классе в результате увеличения температуры воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов и т. д.).
Длительность гимнастики зависит от возраста школьников. Рекомендуемое время для младших классов - 5-6 минут, для остальных - 6-7 минут без учёта времени на организацию.
Упражнения должны носить активизирующий характер, не требовать сложной координации и силовой нагрузки. Это физические упражнения с участием мышц плечевого пояса, спины, живота, ног.
Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, в результате чего в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Поэтому во время уроков необходимо проводить физкультурные минутки.
Эта форма двигательной нагрузки должна использоваться всеми учителями, особенно в младших классах. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем, то есть при проявлении первых признаков утомления. Это наблюдается примерно на 20-25 минуте после начала урока. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение подчерка, снижение работоспособности и т. д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности. Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей рук. Это обусловливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста, для которых чрезмерное двигательные нагрузки (непрерывное письмо) нежелательны. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренаж. Согласно различным теориям одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-2 минуты в зависимости от степени утомляемости детей, причём комплекс занятий состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. При подборе упражнений необходимо учитывать вид деятельности на данном уроке. Возможны варианты сочетания различных упражнений, при проведении которых следует обращать внимание на правильность выполнения.
Для поддержания работоспособности, снятия статического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма необходимо гигиенически рациональное проведение перемен. За гигиеническую норму принята длительность малых перемен 10 минут, большой перемены - 30 минут или двух больших перемен по 20 минут каждая. Нельзя задерживать детей на уроке и давать предварительный звонок, что приводит к сокращению перемены.
Наиболее эффективны подвижные перемены, проводимые на воздухе. Они удовлетворяют 10% суточной потребности детей в движениях. Чёткая организация, педагогический контроль, благоустройство школьных участков, планирование школьного здания обеспечивают оздоровительное воздействие перемен.
Следует обратить внимание на интенсивность двигательной активности на динамической перемене, которая должна зависеть от нагрузок, которые дети испытывают в этот день. При наличии в расписании урока физкультуры рекомендуется проведение на динамической перемене игр умеренной интенсивности и прогулки. При отсутствии в расписании урока физкультуры целесообразен вариант динамической перемены с продолжительностью игровой деятельности 25 минут и наличием игр и эстафет с интенсивной двигательной активностью.
Для детей каждого возраста необходим подбор специальных игр. Целесообразно организовывать одновременно несколько игр, чтобы у детей была возможность выбора. Игры проводятся как на больших, так и на малых переменах. Обязательным является окончание игр за 3-4 минуты до звонка на урок, что позволяет подготовиться к предстоящему уроку. Большое значение имеют эмоциональность и увлечение детей. При эмоциональном подъёме улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая.
Содержание динамической перемены должны составлять задания, в которых учитывается различие интересов детей к двигательной активности, а также дифференцированный подход к мальчикам и девочкам.
Это организованный отдых на открытом воздухе (обычно после 2 урока) продолжительностью 35-40 минут (в 1 классе 45-50 минут) с необходимой двигательной деятельностью в течение не менее 25 минут.
Физкультурные паузы проводятся в группах продлённого дня во время подготовки домашних заданий. В зависимости от возраста каждые 30-45 минут статичной работы за партой нужно сделать перерыв на 10-15 минут. Физкультурная пауза проводится на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения и подвижные игры должны иметь среднюю интенсивность и не вызывать чрезмерного возбуждения детей.
Эффективность учебно-воспитательного процесса
в школе во многом зависит от правильной
организации физкультурно-оздоровительной
работы. Особенно важно рационально чередовать
учебную деятельность школьников с активным
двигательным отдыхом. Среди различных
видов физкультурно-оздоровительной работы
особое место занимает проведение подвижных
игр на переменах. Известно, что в результате
учебной деятельности, связанной с длительным
поддержанием статической позы, у школьников
развивается утомление, нарушается активность
внимания, замедляется и становится поверхностным
дыхание. Регулярное проведение игр-аттракционов
на перемене повышает тонус всего организма,
восстанавливает работоспособность, что
на последующих занятиях способствует
более высокой сосредоточенности и усилению
внимания к заданиям учителя, содействует
лучшему восприятию проходимого материала
и продуктивности учебной работы.
Подвижные игры
(игры-аттракционы) – это самодеятельные
детские игры. Оборудовать их очень просто,
инвентарь легко изготовят сами школьники
на уроках труда. Если сопроводить игры-аттракционы
описанием правил, дети могут играть самостоятельно,
без руководителей. Игры-аттракционы способствую
развитию внимания, настойчивости, ловкости,
меткости, глазомера, ориентировки в пространстве
и других качеств, необходимых в жизни
и трудовой деятельности. Игры-аттракционы
не требуют длительной подготовки, специальной
тренировки участников, поэтому могут
с успехом применяться как во внеклассной,
так и во внешкольной физкультурно-оздоровительной
работе – на праздниках и спортивных вечерах,
на спортивных площадках в лагерях отдыха,
на больших переменах, на дворовых площадках,
во время прогулок, в детских парках, во
время Дней здоровья. Кроме того, игры-аттракционы
полезно использовать и на уроках физического
воспитания для закрепления упражнений
с палками, мячами, скакалками, а также
в качестве домашних заданий.
Таким образом, правильное использование различных видов деятельности, чередование физических нагрузок и отдыха в режиме учебного дня положительно сказываются на здоровье, физическом развитии и успеваемости учащихся.
Глава 2. Подвижные игры как средство совершенствования двигательной активности у младших школьников с трудностями в обучении
2.1. Изучение уровня развития двигательной активности у детей 2 «Б» класса с трудностями в обучении
С целью изучения особенностей формирования двигательной активности у учащихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении, нами проводилась систематическая и последовательная экспериментальная работа, в которой приняли участие учащиеся 2 класса с трудностями в обучении ГОУ СОШ №520 ЮЗАО г. Москвы в количестве 12 человек.