Совершенствование двигательной активности младших школьников с трудностями в обучении посредством подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы совершенствования двигательной активности у младших школьников.
2. Изучить особенности двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения.
3. Разработать и апробировать систему подвижных игр по повышению двигательной активности у учащихся младших классов коррекционно-развивающего обучения и определить ее эффективность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования двигательной активности у детей младшего школьного возраста……………………………….6
1.1. Понятие «двигательная активность». Общая характеристика ………………6
1.2. Влияние двигательной активности на состояние организма ………………15
1.3. Нормирование двигательной активности…………………………………….24
1.4. Возрастные изменения двигательной активности…………………………...31
1.5. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня начальной школы…………………………………………………………………...33
Глава 2. Подвижные игры как средство совершенствования двигательной активности у младших школьников с трудностями в обучении………………...39
2.1. Изучение уровня развития двигательной активности у детей 2 «Б» класса с трудностями в обучении………………. ……………….........................................39
2.2. Разработка и определение эффективности использования системы подвижных игр, направленных на совершенствование двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения…………………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы……………………………………………………………........56

Вложенные файлы: 1 файл

двигательная система.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Разработка и определение эффективности системы подвижных игр, направленных на совершенствование двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения

Физические оздоровительные  мероприятия имеют большое оздоровительное  значение, а так же способствуют повышению двигательной активности при условии их системного выполнения.

Для младших школьников классов коррекционно-развивающегося обучения разработана система адаптивного физического воспитания, которое представляет собой совокупность методов физического воспитания, позволяющих синтезировать системы физического воспитания, которые имеют возможность изменять параметры двигательной активности и структуру в зависимости от состояния и показателей детей или внешних изменений, действующих на ребёнка. Физические упражнения можно выполнять как утром, так и в процессе обучения, во второй половине дня на прогулке и в помещении.

Построение комплексов оздоровительных упражнений в первую очередь должно быть направлено на оздоровление детей в классах  коррекционно-развивающего обучения.

Динамические перемены (подвижные игры)

1)   "Если нравится тебе"

Если нравится тебе, то делай так

(два хлопка в ладони)

Если нравится тебе, то делай так

(два хлопка за коленями)

Если нравится тебе, то делай так

( два притопа ногами)

Если нравится тебе, то ты скажи: «хорошо!»

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай всё.

(повторяются все движения  вместе).

Игра повторяется, но с нарастанием ритма.

2)  "Коза"

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу

Искать себе принцессу,

Принцессу, принцессу

Давай коза попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем

Игра повторяется несколько  раз.

3)  "Хвост дракона"

Дети встают в цепочки, первый голова, последний хвост.

Голова должна поймать  хвост. Расцепляться нельзя.

4) "Пузырь"

Дети берутся за руки, образуют круг, становятся близко друг к другу и говорят:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно с произнесением  текста дети расширяют круг, постепенно отступая назад, держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Дети отпускают руки и хлопают в ладоши - пузырь лопнул. Игра повторяется, но в другом исходном положении (спиной в круг, присев и т.д.)

5) "Мы топаем ногами"

Дети стоят по кругу  на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу (на вытянутые в стороны руки). Учитель медленно произносит текст, и дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

Дети берутся за руки, образуя круг, и бегут по кругу. На сигнал учителя "Стой!" дети останавливаются. Игру повторяют. Бег продолжается в другую сторону, темп убыстряется.

6) "Огуречик, огуречик"

На одном конце площадки находится мышка (учитель или водящий), на другом дети. Они приближаются к мышке прыжками на двух ногах, а она (учитель – мышка) говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт.

Дети убегают в свой домик (за черту), а педагог их догоняет.

 

7) Рыбачок и рыбки

На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих – рыбачок – находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие – рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай на  крючок». На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

8) Совушка

Ребята становятся в  круг. Один из играющих выходит в  середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

9) Охотники

Играющие разбегаются  по площадке. Три охотника стоят  в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.

10) Невод

Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки.

11) Колобок

Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга  находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу  так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.

12) Берегись, Буратино!

У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий  старается догнать и запятнать  того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями.

13) Воробьи-попрыгунчики

На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы  все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты. 
По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь.

14) Горелки

Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди  всех пар встает водящий, он громко говорит: 
Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
Глянь на небо: 
Птички летят, 
Колокольчики звенят. 
Раз, два, три, Последняя пара, беги! 
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим. Игра продолжается.

15) Петушки

Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот). Задача: вытолкнуть противника из круга.

16) Самый ловкий - это ты!

Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут двое или две команды из трех-четырех человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет противникам не допустил его к своим.

17) Брось в кольцо

В комнате или на школьном дворе подвешивают кольцо на высоте примерно 1,5 метра. А в руки каждому участнику дают палочку длиной до 50 сантиметров. Надо с расстояния 10-15 шагов пробежать к кольцу, бросьте палочку так, чтобы она проскочила через него, и вновь поймать ее. 
Если игрок выполнит задание, он выигрывает два очка; если не успеет поймать палочку и она упадет на пол - одно очко, ну а если бросит так, что промахнется, бросок просто-напросто не зачитывается. Игра продолжается пять минут. Кто набрал больше очков, тот и победил.

18) Не попадись на удочку

Для игры нужна веревка  длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком-мешочком с песком.

Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий  с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над  самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.

Данные подвижные игры активно включались в процессе проведения динамических перемен, использовались  на прогулках, вместо физкультурных минуток. Эта работа осуществлялась в период с февраля по апрель 2010 года

во 2 классе ГОУ СОШ № 520 ЮЗАО с целью определения эффективности использования подвижных игр для повышения двигательной активности.

Нами повторно были проведены  контрольные мероприятия.

 Результаты контрольного  эксперимента представлены в  таблицах 9 и 10. Таблица 9

«Шагометрия»

Список детей

Показатели шагометрии

1

Арсений К.

15315

2

Дима Г.

14687

3

Вероника А.

13537

4

Катя О.

16521

5

Лиза М.

16549

6

Алеша С.

16849

7

Маша Б.

15142

8

Кристина Р.

16520

9

Стефан Б.

16711

10

Аминат А.

16216

11

Роман В.

14364

12

Оля Ш.

14021


 

Таким образом, у детей, принимавших участие в контрольном эксперименте, значительно повысились показатели двигательной активности. У 54% детей показатели двигательной активности соответствуют норме, о чем свидетельствуют результаты методики «шагометрия».

Таблица 10

Показатели  продолжительности двигательного  компонента в течение дня после введения системы

 

Динамический и статический  компонент в течение дня

Двигательный компонент

2ч.15мин.

32%

Состояние покоя

4ч.45мин.

68%


Из данных, приведенных  в таблице 10 видно, что у детей данного класса на двигательную активность стало отводиться уже не 25% времени, а 32%, что говорит о повышении двигательного компонента в течение дня и тем самым повышении работоспособности учащихся, что, несомненно, позитивно сказалось и на качестве усвоения знаний.

Таким образом, тщательно  организованный, насыщенный двигательным компонентом режим дня, несомненно, способствует повышению не только двигательной активности, но и работоспособности, усидчивости, интеллектуальной и познавательной активности, а, именно это и требуется для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в СОШ.

Из всего выше сказанного следует, что систематически осуществляемая физкультурно-оздоровительная работа в условиях общеобразовательной  школы, благотворно сказывается на физическом, психическом и эмоциональном здоровье детей, так как взаимозависимость повышенного двигательного компонента в течение дня с устойчивостью внимания и длительностью работоспособности не вызывает сомнений, о чём наглядно свидетельствуют данные теоретического изучения этой проблемы, а так же результаты опытно-экспериментальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под двигательной активностью  понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком  в процессе повседневной жизни. Большинство двигательных действий формируется на основе знаний, имеющегося двигательного опыта и определённого количества попыток выполнить данное действие. Каждое двигательное действие состоит из системы движений.

Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребёнка. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Это особенно актуально при поступлении ребёнка в школу. Учебная работа для школьника труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряжённого со значительными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся процессах роста и развития, которые обуславливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность. Изменить негативные последствия гиподинамии, повысить естественные защитные свойства организма возможно только посредством двигательной деятельности, являющейся основным регулятором его биологической активности.

Информация о работе Совершенствование двигательной активности младших школьников с трудностями в обучении посредством подвижных игр