Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:57, курсовая работа
Цель – изучить эффективность влияния подвижных игр на повышение двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы совершенствования двигательной активности у младших школьников.
2. Изучить особенности двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения.
3. Разработать и апробировать систему подвижных игр по повышению двигательной активности у учащихся младших классов коррекционно-развивающего обучения и определить ее эффективность.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования двигательной активности у детей младшего школьного возраста……………………………….6
1.1. Понятие «двигательная активность». Общая характеристика ………………6
1.2. Влияние двигательной активности на состояние организма ………………15
1.3. Нормирование двигательной активности…………………………………….24
1.4. Возрастные изменения двигательной активности…………………………...31
1.5. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня начальной школы…………………………………………………………………...33
Глава 2. Подвижные игры как средство совершенствования двигательной активности у младших школьников с трудностями в обучении………………...39
2.1. Изучение уровня развития двигательной активности у детей 2 «Б» класса с трудностями в обучении………………. ……………….........................................39
2.2. Разработка и определение эффективности использования системы подвижных игр, направленных на совершенствование двигательной активности младших школьников классов коррекционно-развивающего обучения…………………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы……………………………………………………………........56
Для организации эффективного процесса развития и коррекции двигательной сферы необходимо определить двигательный статус ребенка. Одновременно с выявлением особенностей двигательного развития могут быть обнаружены признаки неблагополучного состояния центральной нервной системы. Такая возможность обусловлена тесной взаимосвязью в развитии двигательного анализатора и центральной нервной системы в целом (в частности коры головного мозга), характерной для детей школьного возраста.
Исследование двигательной деятельности ребенка возможно с самого раннего возраста, что позволяет своевременно определить уровень и диагностику его общего развития.
Двигательная активность
нормируется по объему и интенсивности
движений, а также по продолжительности
двигательного компонента в режиме
дня. Объем движений определяется количеством
шагов в сутки или в
Для качественного и
количественного анализа
Таблица №3
Результаты методики «Шагометрия» у младших школьников с трудностями в обучении
№ |
Список детей |
Показатели шагометрии |
1 |
Арсений К. |
12785 |
2 |
Дима Г. |
11646 |
3 |
Вероника А. |
10265 |
4 |
Катя О. |
10900 |
5 |
Лиза М. |
15123 |
6 |
Алеша С. |
14654 |
7 |
Маша Б. |
10986 |
8 |
Кристина Р. |
15003 |
9 |
Стефан Б. |
15149 |
10 |
Аминат А. |
12501 |
11 |
Роман В. |
11027 |
12 |
Оля Ш. |
10344 |
Анализ результатов методики «шагометрия» подтвердил существующее в литературе мнение о влиянии сезонов года, возраста и пола испытуемых на количество шагов, совершаемых детьми в сутки.
Диапазон средних значений показателей шагометрии представлен в таблице 4.
Таблица №4
Диапазон средних значений показателей шагометрии в возрастно-половых группах (к-во шагов)
Возраст (лет) |
Мальчики |
Девочки |
8 |
12670 – 16580 |
11587 – 15130 |
9 |
14290 – 17875 |
13240 – 15660 |
Таким образом, среди детей, принимавших участие в констатирующем эксперименте, преобладающее большинство показали значительное снижение двигательной активности, о чем свидетельствует результаты методики «шагометрия».
С целью определения эффективности осуществленной физической подготовки учащихся младшего школьного возраста, нами были просмотрены и проанализированы три физкультурных занятия. Показателем интенсивности двигательной активности является частота сердечных сокращений. Измерение частоты сердечных сокращений осуществлялась до занятия, после вводной части (разминки), основной части (основные движения), заключительной части (медленный бег, упражнения на восстановление дыхания), после занятий.
Таблица №5
Изменение частоты сердечных сокращений на первом физкультурном занятии
№ |
Список детей |
Показатели пульса | ||||
До занятия |
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
После занятия | ||
1 |
Арсений К. |
63 |
63 |
92 |
91 |
66 |
2 |
Дима Г. |
60 |
61 |
89 |
87 |
71 |
3 |
Вероника А. |
57 |
58 |
90 |
89 |
73 |
4 |
Катя О. |
63 |
65 |
93 |
90 |
76 |
5 |
Лиза М. |
61 |
63 |
97 |
95 |
83 |
6 |
Алеша С. |
68 |
68 |
95 |
95 |
79 |
7 |
Маша Б. |
64 |
66 |
94 |
93 |
84 |
8 |
Кристина Р. |
65 |
66 |
93 |
90 |
75 |
9 |
Стефан Б. |
59 |
60 |
90 |
89 |
67 |
10 |
Аминат А. |
65 |
65 |
94 |
92 |
73 |
11 |
Роман В. |
64 |
66 |
92 |
90 |
72 |
12 |
Оля Ш. |
67 |
68 |
97 |
96 |
83 |
Средний показатель |
63 |
64 |
93 |
92 |
75 |
Таблица №6
Изменение частоты сердечных сокращений на втором физкультурном занятии
№ |
Список детей |
Показатели пульса | ||||
До занятия |
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
После занятия | ||
1 |
Арсений К. |
59 |
66 |
93 |
78 |
67 |
2 |
Дима Г. |
60 |
62 |
98 |
83 |
66 |
3 |
Вероника А. |
61 |
63 |
99 |
89 |
66 |
4 |
Катя О. |
61 |
69 |
93 |
85 |
66 |
5 |
Лиза М. |
56 |
65 |
101 |
95 |
67 |
6 |
Алеша С. |
58 |
68 |
103 |
94 |
69 |
7 |
Маша Б. |
60 |
68 |
95 |
89 |
69 |
8 |
Кристина Р. |
57 |
71 |
93 |
84 |
73 |
9 |
Стефан Б. |
58 |
65 |
91 |
81 |
67 |
10 |
Аминат А. |
61 |
62 |
95 |
90 |
74 |
11 |
Роман В. |
59 |
61 |
95 |
94 |
80 |
12 |
Оля Ш. |
63 |
65 |
99 |
87 |
69 |
Средний показатель |
60 |
66 |
97 |
87 |
73 |
Таблица №7
Изменение частоты сердечных сокращений на третьем физкультурном занятии
№ |
Список детей |
Показатели пульса | ||||
До занятия |
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
После занятия | ||
1 |
Арсений К. |
61 |
91 |
77 |
61 |
62 |
2 |
Дима Г. |
56 |
88 |
84 |
67 |
60 |
3 |
Вероника А. |
59 |
91 |
92 |
72 |
63 |
4 |
Катя О. |
61 |
92 |
85 |
72 |
66 |
5 |
Лиза М. |
59 |
95 |
96 |
77 |
63 |
6 |
Алеша С. |
66 |
67 |
95 |
75 |
68 |
7 |
Маша Б. |
60 |
94 |
94 |
78 |
65 |
8 |
Кристина Р. |
65 |
94 |
86 |
68 |
67 |
9 |
Стефан Б. |
65 |
70 |
96 |
84 |
82 |
10 |
Аминат А. |
56 |
89 |
80 |
63 |
61 |
11 |
Роман В. |
61 |
90 |
99 |
81 |
76 |
12 |
Оля Ш. |
66 |
68 |
98 |
86 |
84 |
Средний показатель |
61 |
81 |
88 |
74 |
72 |
Диаграмма 1
Показатели частоты сердечных сокращений
Из представленной выше диаграммы видно, что все 3 из занятий представленных на графике были организованы методически верно, грамотно, учитель верно подобрал упражнения для вводной и основной части, использовал нужную дозировку (количество повторений), включая в основную часть упражнения высокой степени подвижности, что отразилось на моторной плотности занятия (75%).
Ещё одним способом изучения двигательной активности является расчет показателей продолжительности двигательного компонента в течение дня.
Таблица №8
Показатели
продолжительности
Динамический и статический компонент в течение дня | ||
Двигательный компонент |
1ч.45мин. |
25% |
Состояние покоя |
5ч.15мин. |
75% |
Из данных, приведённых в таблице 8 видно, что у детей данного класса на двигательную активность отводится всего 25% времени, что говорит о наметившейся тенденции к развитию гипокинезии. Так же нами были проанализированы условия, созданные в СОШ для активизации двигательного
режима учащихся.
К большому сожалению, на пришкольном участке отсутствует спортивное
оборудование, что, несомненно, не способствует активизации двигательной активности детей на прогулке. Оборудование спортивного зала устроено довольно успешно. В большом количестве представлен спортивный инвентарь: обручи, скакалки, кегли, волейбольные мячи, ядра, маты др.
Таким образом, данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о наличии у учащихся данного класса значительного снижения показателей двигательной активности, что негативно сказывается не только на моторном, физическом развитии, но и приводит к ухудшению работоспособности, усидчивости, познавательной активности.
Оценка вклада каждого уровня двигательной деятельности в суточную двигательную активность и определение взаимосвязи этих величин с показателями соматического здоровья позволяет внести соответствующие изменения в режим двигательной активности с целью достижения и поддержания у детей стабильного уровня здоровья. Для повышения показателей двигательной активности нами была подобрана система подвижных игр, апробация которой проводилась в период с февраля по апрель 2010 года.