Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.
2. Раскрыть основные источники доходов футбольных клубов в условиях рыночных отношений.
3. Определить состояние финансового обеспечения футбольных клубов в Украине и пути его совершенствования.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения футбольных клубов в Украине.
Введение..........................................................................................................4
раздел 1. теорЕтические основы финансового обеспечения спортивной организации……………………………………………...….7
1.1. Средства финансового обеспечения спортивной организации в условиях рынка……………………………………………………………..………..…..…..7
1.2. Основные понятия финансового обеспечения спортивных
организаций…….……………………………………………………………...…10
1.3. Финансовые ресурсы спортивной организации и принципы организации финансового обеспечения……………………………………………..…….......13 1.4. Спонсорство как основной источник финансирования футбольных клубов…………………….....................................................................................16
Выводы по разделу………………………………………………………….…...18
раздел 2. методы и организация исследований.................20
2.1. Методы исследования....................................................................................20
2.2. Организация исследования............................................................................20
раздел 3. специфика и особенности финансирования профессиональных футбольных клубов….…………..........22
3.1. Финансовое обеспечение футбольных клубов в зарубежных странах....................................................................................................................22
3.2 Финансовое обеспечение футбольных клубов в Украине………………………………………………………………………......40
3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….……...........................................46
Выводы к разделу………………………………………………………………..49
РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52
Выводы к разделу…………………… ………………………………………..57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58
выводы.............................................................................................................60
список использованной ЛИТЕРАТУРЫ.........................................
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура финансовой системы
Финансы - это один из важнейших инструментов, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (страны, региона, предприятия, организации др.).[22]
Финансовые ресурсы спортивной организации - это все источники денежных средств, аккумулируемые организациею для формирования необходимых ей активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.
Любая организация, как хозяйствующий субъект, взаимодействует с партнерами, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. Основу экономики спортивной организации образуют его производственные отношения. Часть производственных отношений проявляется через оборот денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом.[10]
Финансовая деятельность организации в общем виде представляет собой движение денежных средств во времени. Совокупность таких движений, сгруппированных по какому-либо признаку и представленных в виде функции во времени, называется финансовыми потоками.
Денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами спортивной организации.[9]
Управление капиталом организации на внешнем уровне сопряжено с моделированием структуры и потока инвестиций, а на внутреннем уровне - с анализом производственно-финансовой деятельности спортивной организации. Обеспечение финансовых потребностей организации может рассматриваться как стратегическая или тактическая задача, для решения которой необходимо создание единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов, применение имеющегося законодательства к управлению денежным оборотом и формированию источников финансирования, экономического роста, накопления капитала, эффективных воспроизводственных процессов
1.3 Финансовые ресурсы
спортивной организации и
Финансовые ресурсы спортивной организации – денежные средства, формируемые при образовании организации и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования.
Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределяет финансовое благополучие спортивной организации, финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса. В этой связи важнейшей задачей организации является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы организации в целом.[23]
Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников, направляемых на формирование их активов. Эти источники классифицируют на собственные и заемные, и привлеченные средства, и отражаются в соответствующих разделах пассива баланса.
Источниками образования финансовых ресурсов спортивной организации являются:
а) собственные и приравненные к ним средства (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы);
б) ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитные инвестиции);
в) поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (страховые возмещения; поступления от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; паевые взносы; дивиденды и проценты по ценным бумагам; бюджетные субсидии).
Собственные средства - это средства организации, которыми они покрывают минимальные размеры оборотных активов (запасов и затрат), требующихся для обеспечения нормального, бесперебойного процесса производства и реализации продукции.[21]
Собственные финансовые ресурсы организации формируются за счет внутренних прибылей (от основной и других видов деятельности), внереализационных операций (оставшаяся в распоряжении спортивной организации, амортизационные отчисления) и внешних источников (дополнительные взносы средств в уставный капитал, дополнительная эмиссия и реализация акций, получение безвозмездной финансовой помощи, прочие внешние источники формирования финансовых ресурсов).
Заемные средства - это средства, получаемые организациею в виде банковских кредитов для создания сезонных запасов материальных ценностей и покрытия затрат производства. Они выдаются спортивным организациям на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены банку.
Привлеченные средства - это средства, не принадлежащие организации, однако в силу действующей системы расчетов постоянно находящиеся в его обороте. Данные средства до возникновения санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта. Это, прежде всего, устойчивые пассивы - задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, средства кредиторов поступающие в виде предоплаты и др.
Основным источником финансовых ресурсов на действующих организациях выступает стоимость реализованной оказанных услуг (продукции), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы в основном формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.[41]
Прибыль - это основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. После налоговых выплат образуется чистая прибыль, которая расходуется в соответствии с уставными документами и по усмотрению хозяйствующего субъекта. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств (резервный фонд, фонд накопления, социального развития, фонд потребления.) либо образуется единый фонд предприятия – нераспределенная прибыль.
Основные принципы организации финансов спортивной организации:
1) Принцип полной самостоятельности. Самостоятельность в использовании собственных и приравненных к ним средств, благодаря чему обеспечивается необходимая маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности организиции.
2) Ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовый результат на спортивной организации является качественным показателем деятельности, как руководства организации, так и всего коллектива ее. Ответственность возникает также и по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя организация в условиях рынка.
3) Самофинансирование. Самофинансирование - обязательное условие успешной деятельности спортивной организации в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции(услуг) и расширению производственно - технической базы организации, он означает, что каждая организация покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.
4) Обеспечение финансовых резервов. Этот принцип в качестве обязательного условия предполагает формирование финансовых резервов для любой организации. Финансовые резервы обеспечивают устойчивую производственную деятельность в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, рисков и т.д. Если спортивная организация создает в достаточном и необходимом размере финансовые резервы, то это обеспечивает организацию соответствующим положительным имиджем на рынке.
5) Финансовая дисциплина. Организация должна своевременно и полно обеспечивать выполнение финансовых обязательств перед партнерами, банковскими институтами, органами власти и разнообразными фондами (бюджетными или внебюджетными), перед своими работниками и т.д.
6) Самоокупаемость организации. Спортивная организация должна обеспечивать покрытие своих расходов за счет результатов своей собственной производственной деятельности, тем самым обеспечивается работу производства и кругооборот ресурсов организации.
1.4 Спонсорство, как основной
источник финансирования
С 1982 года корпорация Sharp является главным спонсором английской футбольной команды «Манчестер Юнайтед». Уже сейчас известно, что это продолжительное спонсорство будет продолжено и в этом тысячелетии.[17]
Всемирная известность и высокие спортивные достижения делают этот футбольный клуб весьма привлекательным для рекламных инвестиций глобального масштаба. Любой болельщик знает, что «МЮ» играет в форме Umbro. Но срок контракта с этой фирмой у богатейшего клуба заканчивается в 2002 году. Все ведущие производители спортивной экипировки выстроились в очередь за право поместить название своей фирмы на футболку этого клуба. У Umbro, конечно, приоритет, но предложение Nike было более щедрым.
Почти полмиллиарда долларов «Манчестер Юнайтед» получит только за то, что будет в течение 15 лет носить форму Nike. Это очередной мировой рекорд в футбольно-финансовой области.
Теперь ежегодно «МЮ» будет получать 20 миллионов фунтов или 30 миллионов долларов, а общая сумма контракта составила 450 миллионов долларов. Такого в истории футбола еще не было. Что ж, единственному в мире клубу, чьи активы оцениваются более чем в полтора миллиарда долларов, подстать иметь таких поставщиков.
Nike же побила собственный рекорд. За 10-летний контракт со сборной Бразилии эта фирма за 4 года выложила 100 миллионов долларов. Nike одевает такие известные во всем мире клубы, как «Интер», «Барселона», «Арсенал», «Лидс», «Рейнджерс».[6]
Кроме рекламы Nike получает практически эксклюзивную возможность изготовлять сувенирные майки с символикой «МЮ». Процент от продаж идет клубу, но и Nike перепадает огромная сумма, которая с лихвой перекрывает все расходы на производство экипировки для клуба. Кроме того Nike будут рекламировать игроки команды, а нынешний ее тренер Алекс Фергюсон будет так называемым послом этой фирмы во всем мире.
Рекламируя товары известных фирм, зарабатывают и наши футбольные клубы. Самый популярный из них «Спартак» подписал соглашение о спонсорстве с парфюмерно-косметической компанией Procter & Gamble. Футболисты будут рекламировать торговую марку P&G – Old Spice.
По условиям договора логотип Old Spice будет размещен на левом рукаве футболки каждого из футболистов «Спартака». Контракт подписан сроком на один год с возможностью последующего продления. Генеральным спонсором команды по-прежнему остается нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»[4].
Договор с футбольной командой также предусматривает возможность съемок игроков команды в рекламных роликах дезодоранта.
Выводы к разделу
В условиях рыночной конкуренции залогом устойчивого развития спортивно организации является его оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимается обеспечение спортивной организации основными и оборотными активами, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для функционирования. Финансовое обеспечение предполагает бесперебойность процесса производства и реализации услуг, минимизацию затрат организации.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.
Финансовые ресурсы спортивной организации – денежные средства, формируемые при образовании организации и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования.
Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределяет финансовое благополучие спортивной организации, финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса. В этой связи важнейшей задачей организации является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы организации в целом.
Футбол является одним из самых массовых видов спорта. Миллионы болельщиков всего мира смотрят футбольные матчи на стадионах, по телевизору, а некоторые слушают радиотрансляции. Среди них есть и такие, которые повсюду следуют за своей любимой командой, не жалея сил и средств. Все больше людей вливается в ряды болельщиков. Этому способствует не только захватывающая игра на поле, но и даже то, кто содержит команду, кто вкладывает в нее деньги, как дороги ее игроки и что они рекламируют.
В последнем десятилетии спорт, в том числе и футбол, превратился в большой бизнес. Особенно это заметно в начале каждого сезона, когда в Европе идет настоящий бум вокруг "распродажи" игроков. Особенно выделяются здесь владельцы итальянских клубов. Например, перед началом футбольного сезона 1997/1998 годов на закупку новых игроков руководство команд серии "А" (так называется национальный чемпионат Италии) истратило в общей сложности 250 млн. долларов. Первое место в этом списке занял "Интер", который за 29 млн. долларов приобрел знаменитого Рональдо из "Барселоны". Однако лучший футболист Бразилии смог удержать свой высокий статус самого "дорогого" игрока только несколько недель. Через некоторое время за его соотечественника Денилсона президент испанского клуба "Бетис" выложил 37 млн. долларов.
Информация о работе Современное финансирование профессионального спорта