Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.
2. Раскрыть основные источники доходов футбольных клубов в условиях рыночных отношений.
3. Определить состояние финансового обеспечения футбольных клубов в Украине и пути его совершенствования.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения футбольных клубов в Украине.
Введение..........................................................................................................4
раздел 1. теорЕтические основы финансового обеспечения спортивной организации……………………………………………...….7
1.1. Средства финансового обеспечения спортивной организации в условиях рынка……………………………………………………………..………..…..…..7
1.2. Основные понятия финансового обеспечения спортивных
организаций…….……………………………………………………………...…10
1.3. Финансовые ресурсы спортивной организации и принципы организации финансового обеспечения……………………………………………..…….......13 1.4. Спонсорство как основной источник финансирования футбольных клубов…………………….....................................................................................16
Выводы по разделу………………………………………………………….…...18
раздел 2. методы и организация исследований.................20
2.1. Методы исследования....................................................................................20
2.2. Организация исследования............................................................................20
раздел 3. специфика и особенности финансирования профессиональных футбольных клубов….…………..........22
3.1. Финансовое обеспечение футбольных клубов в зарубежных странах....................................................................................................................22
3.2 Финансовое обеспечение футбольных клубов в Украине………………………………………………………………………......40
3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….……...........................................46
Выводы к разделу………………………………………………………………..49
РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52
Выводы к разделу…………………… ………………………………………..57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58
выводы.............................................................................................................60
список использованной ЛИТЕРАТУРЫ.........................................
Доходная часть любого футбольного клуба может наполняться за счет спонсорства и рекламы, продажи трансферных прав футболистов, продажи клубной атрибутики, билетов, сезонных абонементов, прав на телетрансляции и бонусных выплат от УЕФА .
Украинская экономика в целом и телевизионный рынок в частности не настолько сильны, чтобы отечественные футбольные клубы начали показывать по этим позициям в своих доходах цифры хотя бы первого порядка, исчисляемые в миллионах евро. Рейтинг, составленный журналом «Фокус», показывает, что доходы отечественных команд, чьи матчи транслируют чаще всех, от продажи прав на телетрансляции лишь незначительно превышают один миллион гривен.
В целом за сезон 2008/09 15 футбольных клубов (за исключением «Днепра», который реализовывал свои теле и рекламные права самостоятельно) получили от Премьер - лиги 14,5 млн. грн. Исходя из сетки начислений понятно, что больше всего на этом заработал «Шахтёр» (подробнее см. схему). Для сравнения: за 2008 год 53 европейских футбольных клубов топ - дивизиона заработали 11,4 млрд. евро. Из них, по данным УЕФА, 36% – это доходы от продажи прав на телетрансляции. (Рис. 3.1 Доходы клубов от телевизионных прав) [42]
Рис. 3.1 Доходы клубов от телевизионных прав
Бюджеты всех украинских футбольных клубов, как и большинство спортивных команд бывшего соцлагеря, дефицитны. Они на 80% наполняются за счет спонсорских средств, которые в свою очередь являются собственными финансовыми активами владельцев клубов [34].
Но, несмотря на это, тенденция развития финансового обеспечения украинского футбола существует. И она хоть и медленная, но положительная. Интерес к украинскому футболу увеличивается, а с ним - и силы чемпионата нашей страны. Увеличению доходной части бюджетов отечественных клубов будет способствовать общий рост экономики страны и внутренние факторы самого футбольного клуба. К ним можно отнести бизнес - решения, позволяющие максимизировать доходы от продажи прав на телетрансляции, коммерческих прав, спонсорства и рекламы, трансферов на внутреннем и международном рынках, коммерческой деятельности, стадионных сборов. Кроме того необходимы бизнес-планы, позволяющие минимизировать или компенсировать расходы клубов. Поскольку футбол всегда граничит с серьезными рисками, вызванными травмами футболистов, которые в свою очередь обходятся клубам в миллионы долларов, правильная оценка рисков также приведет к уменьшению дефицита бюджета [27].
На сегодняшний день бюджеты и любая отчетность о финансовой деятельности практически каждого украинского футбольного клуба – это большая коммерческая тайна. Но подтверждение того, что доходы отечественных клубов возрастают, имеет место. Пока в нашем чемпионате наиболее полную финансовую отчетность вот уже второй год предоставляет только донецкий «Шахтер». Поэтому он был взят как образец для изучения доходности украинских клубов. Доход донецкого клуба в сезоне 2007-2008 гг. вырос почти на $10 млн. Самая крупная статья доходов «Шахтера» – продажа трансферных прав игроков. В сезоне 2006-2007 она принесла $33,56 млн., а годом позже $37,22 млн. Бонусы от УЕФА за участие в еврокубках составили $9,57 млн. и $10,96 млн. соответственно. Что также подтверждает утверждение, что между успехами футбольных клубов в коммерческой деятельности и достигнутыми спортивными результатами существует прямая связь. Таким образом, доходная часть Шахтера в сезоне 2006-2007 составляла $47,34 млн., а в следующем сезоне – $57,15 млн. [40].
Стоит отметить, что у клубов украинской Премьер- лиги появляется превосходная возможность на более качественном уровне организовать поступление финансовых активов и увеличение доходной части бюджета в связи с проведением в нашей стране финальной стадии Чемпионата Европы 2012 года.
Футбол уже давно стал дорогим спортивным зрелищем, и содержание любого футбольного клуба требует огромных финансовых активов. Поэтому неудивительно, что только самые богатые и успешные бизнесмены любой страны могут себе позволить содержать элитные футбольные клубы. Украина также не стала исключением, и практически все украинские клубы финансируются самыми известными бизнесменами Украины.
Все разговоры о сереньком и скучном нашем первенстве сводятся в последнее время к финансовой теме – нет денег. Сомнительно, что некто всерьез может рассматривать украинский футбол, точнее, украинские футбольные клубы, как выгодное коммерческое предприятие. Коммерция – это вложение средств с целью получения прибыли. Футбольные клубы в Украине - сплошные расходы.
Кто спонсирует футбольные клубы Украины (премьер-лига):
«Шахтер»(Донецк) - «СКМ».
«Динамо»(Киев) –«Приват банк».
«Металист»(Харьков) – ОАО «ВЕТЭК», «Адидас».
«Днепр»(Днепропетровск) – «Биола»
«Арсенал»(Киев) - не определенное финансирование.
«Таврия »(Симферополь) - «Титан»
«Заря»(Луганск) - «Холстен»
«Кривбас» (Кривой рог) – «Криворожсталь»
«Черноморец»(Одесса) – «Имексбанк»
«Ворскла» (Полтава) – «ФЕРРЕКСПО»
«Иличевец» (Мариуполь) – «Мариупольсталь»
«Волынь» (Луцк) – технический спонсор «Адидас»
«Говерла» (Закарпатье) – юридическим лицом.
«Менталург Запорожье» – «Запорожсталь»
«Металург»(Донецк)- «Автозаздево»
«Карпаты»(Львов) – городские власти
Высший дивизион отечественного чемпионата можно поделить на четыре группы. В первую входят провинциальные команды-середняки, борющиеся за выживание. Это (по состоянию на 2013 год) – «Говерла», «Металург», «Карпаты» и «Волынь». Их патронируют предприятия. Регион, заинтересованный в подъеме команды, договаривается с предприятием, которое и становится моноспонсором.
Клубы, добившиеся прямой поддержки местной власти, формируют вторую группу. В чистом виде это «Арсенал» и мариупольский «Иличевец».
Третья группа – ведомственные команды. Сейчас их представляет симферопольская «Таврия», одесский «Черноморец», луганская «Зоря», львоские «Карпаты» и полтавская «Ворскла». Ведомственная любовь не так прибыльна, но у нее есть свои плюсы. Она прочна. Ведомство будет стоять как египетская пирамида. Его начальник и есть патрон команды. Он может обеспечить привлечение любых спонсорских потоков уже под федеральные гарантии. Он обращает свой политический капитал в реальные деньги для команды.[8]
Киевские и донецкие клубы формируют четвертую группу. «Шахтер», «Металург», «Динамо», «Арсенал». Когда-то за них тоже отвечали ведомства. Сейчас же каждый киевский и донецкий клуб, сформировал свою собственную хозяйственную систему. Принцип ее таков: найти основного титульного спонсора из олигархов и через него обрасти группой более мелких доноров. Таким образом добиваются бесперебойного стабильного финансирования, в отличие от провинциалов. Например, у «Динамо» есть «Приват Банк».
Донецкий Шахтер так же является одним из самых лучших налогоплательщиков в Украине. Журнал "ТОП-100. Рейтинг лидеров бизнеса Украины" опубликовал перечень лучших налогоплательщиков страны. Среди предприятий в рейтинге сферы услуг первое место занял футбольный клуб Шахтер.
Сообщается, что за последние три года донецкий клуб заплатил в бюджет государства 46 миллионов долларов. "Активное участие в социальных проектах – это тоже часть корпоративной ответственности клуба. Думаю, что огромная ценность от деятельности клуба в целом во многом превышает сумму налогов, уплаченных в бюджет Шахтером" - прокомментировала попадание в рейтинг журнала финансовый директор дончан Гюльнара Ахмеджанова.
За рубежом футбол также является неприбыльным бизнесом. Британский клуб “Челси” считается самым убыточным из всех европейских футбольных клубов. По итогам 2008 финансового года он снизил убытки до 95 миллионов долларов. Владелец команды Роман Абрамович инвестирует в клуб очень большие деньги. По подсчетам ВВС, эта сумма уже достигла более 1 миллиарда американских долларов.[2]
Структуры доходов отечественных футбольных клубов и европейских немного разнятся. В Украине доход приносит продажа клубной атрибутики, билетов на игры, призовые за участие в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, гонорары за проведение матчей и, естественно, спонсорство. В Европе же команды хорошо зарабатывают на продаже телетрансляций. Большую часть в бюджете занимают спонсорские поступления. Потому, что ни доход от продажи билетов, ни даже призовые за участие в турнирах УЕФА не покрывают расходную часть. В строку расходов можно записать покупку игроков и выплату им заработной платы. А также содержание всех спортивных инфраструктур, которые числятся на балансе футбольного клуба, и строительство новых объектов.
«Спонсорские контракты в
Украине – тайна за семью
печатями, как и суммы рекламных
соглашений. Спонсорские вливания
– чаще всего тоже средства
самих же собственников. Фирменной
атрибутикой торгуют единичные
клубы, а, например, распространённых
в Европе клубных сезонных
абонементов в украинском
Большинство экспертов утверждают, что до 80% доходов украинские ФК получают от спонсоров и продажи игроков. Дополнительными статьями доходов клубов является сдача в аренду и перепродажа игроков, а также ставки в букмекерских конторах. Но, тем не менее, сегодня украинские клубы убыточны, если рассматривать только их спортивную деятельность.
3.3 Финансовый «фэйр-плей»
В сентябре 2009 года Исполнительный комитет УЕФА единогласно утвердил концепцию финансового "фэйр-плей", направленную на долгосрочное развитие европейского футбола. Спортивное сообщество целиком поддержало концепцию, основные задачи которой:
• сделать финансовую политику клубов более дисциплинированной и рациональной;
• снизить инфляционный эффект и давление на зарплаты и трансферные расходы;
• поощрить здоровую конкуренцию между клубами в финансовой области;
• способствовать
• сделать европейские клубы стабильнее в долгосрочной перспективе;
• содействовать
Данные цели отражают позицию УЕФА, который должен учитывать условия рабочей среды европейского клубного футбола и, в частности, чрезмерное инфляционное давление на зарплаты и трансферные расходы.
В последние сезоны многие клубы неоднократно сообщали о финансовых потерях и их усугублении. Положение дел в глобальной экономике негативно повлияло на рыночную позицию европейских клубов, что отрицательно сказывается на уровне их доходности и создает дополнительные проблемы по привлечению финансирования и ведению ежедневной деятельности. Многие клубы столкнулись со снижением ликвидности, что в ряде случаев привело к задержке выплат другим клубам, работникам, а также общественным и налоговым органам.[19]
Следуя требованиям европейского футбольного сообщества, УЕФА вводит перечень конкретных и осуществимых мер для реализации поставленных задач. В их число входит наложение на клубы обязательств по урегулированию в перспективе своих затрат до уровня доходов. Таким образом, клубы не смогут на постоянной основе тратить больше, чем зарабатывают, а также будут обязаны выполнять все взятые на себя финансовые обязательства. Клубы из зоны повышенного риска, чьи показатели не будут соответствовать определенным стандартам, будут обязаны предоставить детальный бюджет по стратегическим планам.[16]
Меры финансового "фэйр-плей" подразумевают многолетнее применение в масштабе широкого европейского клубного футбола при учете долгосрочной перспективы. Они выходят за рамки существующей системы клубного лицензирования, которая создана для оценки финансовой ситуации в клубах в краткосрочной перспективе и курируется соответствующим административным органом в каждой национальной ассоциации УЕФА.
Для отслеживания строгого соблюдения Правил УЕФА по лицензированию клубов и финансовoму "фэйр-плей" в июне 2012 года Исполнительным комитетом УЕФА было утверждено создание двухпалатной Инстанции по финансовому контролю клубов (ИФКК).
ИФКК пришла на смену рабочей группе по финансовому контролю клубов, которая следила за клубами с момента изначального введения правил в 2010 году. Главным нововведением стало то, что ИФКК является органом правосудия УЕФА. В его компетенцию входит наложение дисциплинарных мер в случае невыполнения требований, а также вынесение решений по делам, которые относятся к праву участия команд в клубных турнирах УЕФА.[24]
Согласно статье 34 процедурного регламента ИФКК, члены ИФКК устраняются от дела по собственной инициативе или по просьбе, если это дело затрагивает напрямую их самих, их ассоциацию, принадлежащий к ней клуб или другой клуб, с которым они так или иначе связаны, либо если появляются сомнения в их независимости и беспристрастности.
После периода широких консультаций утвержденные в мае 2010 года правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовoму "фэйр-плей" были обновлены и вышли в новом издании 2012 года. Их введение рассчитано на трехлетний период, тогда как проверка всех трансферов и выплат сотрудникам в клубах, принимающих участие в турнирах УЕФА, ведется еще с 2011 года. По ходу сезона 2013/14 будет дана оценка тому, сумели ли клубы выйти на уровень безубыточности в финансовый период 2012 и 2013 годов.
Согласно пятому отчету лицензирования клубов и анализе финансовой деятельности более чем 670 клубов из высших дивизионов 53-х полноправных членов ФИФА, убытки европейских клубов увеличились до рекордных 1,7 миллиардов евро в 2011-м году.
Тем не менее, УЕФА отмечает, что доходы клубов остаются на плаву – в сравнении с 2007-м годом они выросли на 24% и остановились на отметке 13,2 миллиардов евро. Расходы же увеличились на 38%, в частности, большое влияние на это оказывают выплаты зарплат футболистам и работникам клубов.
Анализ УЕФА гласит, что ухудшение показателей нашло свое отражение на всех уровнях игры. В то время как потери десяти крупнейших убыточных клубов увеличилась на 260 миллионов евро/год в период между 2007 и 2011 годами, финансовые расходы клубов, разместившихся на местах с 11 по 30, увеличилось на 310 миллионов евро, а другие более мелкие убыточные клубы также сообщили о более чем двухкратных потерях в этот период.
Информация о работе Современное финансирование профессионального спорта