Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования – установить особенности и эффективность финансового обеспечения футбольных клубов Украины в условиях рыночных отношений.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности финансового обеспечения футбольных клубов в зарубежных странах.
2. Раскрыть основные источники доходов футбольных клубов в условиях рыночных отношений.
3. Определить состояние финансового обеспечения футбольных клубов в Украине и пути его совершенствования.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения футбольных клубов в Украине.
Введение..........................................................................................................4
раздел 1. теорЕтические основы финансового обеспечения спортивной организации……………………………………………...….7
1.1. Средства финансового обеспечения спортивной организации в условиях рынка……………………………………………………………..………..…..…..7
1.2. Основные понятия финансового обеспечения спортивных
организаций…….……………………………………………………………...…10
1.3. Финансовые ресурсы спортивной организации и принципы организации финансового обеспечения……………………………………………..…….......13 1.4. Спонсорство как основной источник финансирования футбольных клубов…………………….....................................................................................16
Выводы по разделу………………………………………………………….…...18
раздел 2. методы и организация исследований.................20
2.1. Методы исследования....................................................................................20
2.2. Организация исследования............................................................................20
раздел 3. специфика и особенности финансирования профессиональных футбольных клубов….…………..........22
3.1. Финансовое обеспечение футбольных клубов в зарубежных странах....................................................................................................................22
3.2 Финансовое обеспечение футбольных клубов в Украине………………………………………………………………………......40
3.3. Финансовый «фейр-плей» ……………….……...........................................46
Выводы к разделу………………………………………………………………..49
РАЗДЕЛ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ ……………….…52
Выводы к разделу…………………… ………………………………………..57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….58
выводы.............................................................................................................60
список использованной ЛИТЕРАТУРЫ.........................................
Заслушав отчет, президент УЕФА Мишель Платини заявил: "Многочисленные футбольные клубы, в том числе престижные, испытывают серьезные финансовые трудности, что привело к росту убытков среди клубов высших дивизионов. В этом контексте мы достигли единодушного согласия среди всей футбольной семьи о внедрении финансового фэйр-плей, что и поможет избежать финансовых проблем в будущем. Хранение расходов под контролем и в устойчивых пределах есть и будет оставаться большой проблемой клубов. Устойчивость всей отрасли футбола, следовательно, находится в центре финансового справедливой философии игры, направленной на сбалансирование доходов и расходов и на стимулирование инвестиций во имя долгосрочной перспективы игры".[47]
Выводы к разделу
В последнем десятилетии спорт, в том числе и футбол, превратился в большой бизнес. Особенно это заметно в начале каждого сезона, когда в Европе идет настоящий бум вокруг "распродажи" игроков. Это вид спорта где доходы и расходы клубов и руководящих структур превышают сотни миллионов долларов.
Опыт зарубежных стран показывает нам
пример четкого функционирования футбольного
клуба. Что позволяет повысить спортивные
результаты вместе с ним и прибыль. В этом
преуспевают такие клубы как Манчестер
Юнайтед, Реал Мадрид и каталонская Барселона
и так далее. Например: по мнению Forbes,
Реал Мадрид за последний год подорожал
на три четверти — с 1,88 млрд. до 3,3 млрд.
долларов.
Манчестер Юнайтед, который занял второе
место, оценивается в 3,17 млрд. долларов.
Дальше следуют Барселона (2,6 млрд.), Арсенал
(1,33 млрд), Бавария (1,31 млрд.), Милан (945 млн.),
Челси (901 млн.), Ювентус (694 млн.), Манчестер
Сити (689 млн.) и Ливерпуль (651 млн.).
Милан — единственный клуб из топ-10, который
потерял в цене за прошлый год. Итальянский
клуб подешевел на 4 процента.
Структуры доходов отечественных футбольных клубов и европейских немного разнятся. В Украине доход приносит продажа клубной атрибутики, билетов на игры, призовые за участие в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, гонорары за проведение матчей и, естественно, спонсорство. В Европе же команды хорошо зарабатывают на продаже телетрансляций. Большую часть в бюджете занимают спонсорские поступления. Потому что ни доход от продажи билетов, ни даже призовые за участие в турнирах УЕФА не покрывают расходную часть. В строку расходов можно записать покупку игроков и выплату им заработной платы. А также содержание всех спортивных инфраструктур, которые числятся на балансе футбольного клуба, и строительство новых объектов.
Так же хочу подчеркнуть, что финансовые проблемы в отечественных и зарубежных клубах есть и они растут – это подчеркивает УЕФА и отчет согласно которому деятельности более чем 670 клубов из высших дивизионов 53-х полноправных членов ФИФА, убытки европейских клубов увеличились до рекордных 1,7 миллиардов евро в 2011-м году.
Следуя требованиям европейского футбольного сообщества, УЕФА вводит перечень конкретных и осуществимых мер для реализации поставленных задач. В их число входит наложение на клубы обязательств по урегулированию в перспективе своих затрат до уровня доходов. Таким образом, клубы не смогут на постоянной основе тратить больше, чем зарабатывают, а также будут обязаны выполнять все взятые на себя финансовые обязательства. Клубы из зоны повышенного риска, чьи показатели не будут соответствовать определенным стандартам, будут обязаны предоставить детальный бюджет по стратегическим планам.
Меры финансового "фэйр-плей" подразумевают многолетнее применение в масштабе широкого европейского клубного футбола при учете долгосрочной перспективы. Они выходят за рамки существующей системы клубного лицензирования, которая создана для оценки финансовой ситуации в клубах в краткосрочной перспективе и курируется соответствующим административным органом в каждой национальной ассоциации УЕФА.
РАЗДЕЛ 4
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБАХ
Среди специалистов сферы физической культуры Украины в первом квартале 2013 года было проведено социологическое исследование с целью установить специфику и эффективность использования финансов в профессиональных футбольных клубах.
Респондентами исследования стали сотрудники Физкультурно-спортивного общества «Украина», Федерации футбола города Киев и тренерского корпуса профессионального футбольного клуба «Арсенал» Белая Церковь.
Выборочная совокупность опроса составила 30 человек.
Данное исследование было организовано в режиме опроса, поскольку выявление важнейших проблем в финансировании имеет первостепенное значение для прогнозирования развития футбольных клубов.
Согласно результатам проведенного исследования, мы видим, что большинство респондентов уверены в том, что украинские профессиональные футбольные клубы находятся в удовлетворительных условиях, но также отмечают отсутствие стабильности в их финансировании.
Вопрос: «Как Вы оцениваете финансовое положение украинских футбольных клубов в целом?» разделил мнения респондентов следующим образом(Рис. 4.1):
А) Как вполне стабильно ответили 5 человек это 16,5 % всех респондентов.
Б) Как удовлетворительное ответили 12 это 40 % всех опрошенных.
В) Как нестабильное ответили 10 это 33 %.
Г) Как такое, что угрожает существованию отечественного футбола ответили 3 это 9,9%
Рисунок 4.1. Оценка финансового положения украинских футбольных клубов в целом
Следует отметить, что вопрос: «От чего, на Ваш взгляд, в наибольшей степени зависит финансовое положение украинских футбольных клубов?» выявил следующие проблемы (Рис 4.2). Прежде всего:
А) от социально-экономичного положения в стране ответили 12 человек это 40 % всех респондентов.
Б) от эффективности хозяйственной деятельности футбольных клубов ответили 15 опрошенных это 50 %.
В) от финансовой поддержки государства ответили 2 это 6,6 %.
Г) сложно ответить было 1 человеку это 3,4% опрошенных.
Рисунок 4.2. Оценка финансовой зависимости украинских футбольных клубов
Респонденты
определили, что финансовое положение
футбольного клуба зависит от
эффективности его
Так же в количестве 40 % опрашивающих ответили, что финансирование футбольных клубов зависит и от социально-экономичного положения в стране.
Незначительное количество респондентов считает, что поддержка государства имеет свое значение для финансового положения футбольного клуба. Один опрашиваемый специалист затруднился ответить.
При ответе на вопрос: «Какие источники доходов играют, на Ваш взгляд, решающую роль в развитии отечественных футбольных клубов?» респонденты ответили следующим образом (Рис. 4.3).
А) доходы от продажи билетов и абонементов ответили 9 специалистов это 30% всех респондентов.
Б) средства спонсорской деятельности ответили 12 человек это 40 % всех опрошенных.
В) поступление от реализации маркетинговых программ ответили 9 это 30 % всех участвующих в анкетировании.
Д) сложно ответит 0 %.
Рисунок 4.3. Источники доходов которые играют решающую роль в развитии отечественных футбольных клубов, по мнению респондентов
Специалисты физической культуры и спорта в анкетировании указали, что решающими источниками доходов в развитии футбольного клуба, является средства спонсоров. Еще не менее важную роль играют доходы от продажи билетов и абонементов на матчи команды, так же и от реализации маркетинговых программ клубом.
Особого внимания заслуживает вопрос: « Какая организация может оказать наиболее действенную помощь в плане привлечения средств для футбольных клубов?» (Рис. 4.4). Ответы разделились следующим образом:
А) Федерация футбола Украины ответили 5 специалистов это 16,5 % всех респондентов.
Б) Профессиональная футбольная лига ответили 7 человек это 23,1 % всех опрошенных.
В) сами футбольные клубы ответили 13 это 42,9 % .
Г) местные органы власти ответили 3 респондента это 9,9 %.
Д) сложно было ответит 2 это 6,6 % опрошенных.
Рисунок 4.4. Оценка финансовой помощи организаций в плане привлечения средств
Результат данного вопроса
свидетельствует, что специалисты
физической культуры и спорта
считают, что профессиональный
23.1% опрошенных считают, что Профессиональная
футбольная лига Украины
5% специалистов утверждают, что в этом плане хорошо работает Федерация футбола Украины.
3% посчитали, что органы местных
властей так же оказывают
Следует отметить, что абсолютное большинство респондентов – 76 % - отметили целесообразность использования маркетинга с целью улучшения своего финансового положения, 24 % всех отвечавших специалистов допустили такую возможность. (Рис. 4.5)
Рисунок 4.5. Использование маркетинга с целью улучшения финансового положения.
Большинство респондентов считают, что использование маркетинговых технологий позитивно повлияют на финансовое положение футбольного клуба.
При ответе на вопрос: «Заинтересованы ли, на Ваш взгляд, представители украинского бизнеса выступать в качестве спонсоров футбольных клубов?» мнения разделились следующим образом:
А) не заинтересованы ответили 3 это 9,9 % опрошенных.
Б) заинтересованы в очень малой степени ответили 7 опрошенных это 23.1 % всех респондентов.
В) заинтересованы быть спонсорам только отдельных, наиболее известных, клубов ответили 13 человек это 42.9 %.
Г) очень заинтересованы ответили 5 это 16.5 % всех опрошенных.
Д) сложно ответить было 2 респондентам это 6,6 %. (Рис.4.6)
Рисунок 4.6 Заинтересованы ли, на Ваш взгляд, представители украинского бизнеса выступать в качестве спонсоров футбольных клубов?
Выводы к разделу
Необходимо отметить, что проведенные нами исследования позволяют оценить мнения специалистов в сфере физической культуры и спорта, футбольной индустрии по вопросам финансирования современного профессионального спорта и получение практических рекомендаций по улучшению эффективности финансирования.
Анализ проведенного исследования показывает, что в украинском футболе есть множество проблем которые не позволяют в полной мере развивается клубам и тем самым финансово обеспечивать свою деятельность, а получать прибыль могут только малый круг футбольных команд, что ставит под угрозу и вообще развитие футбола в стране.
Законодательная база слабо развита, что имеет не маловажное значение для финансирования футбольных клубов и футбольной индустрии в целом.
Из данного исследования видно, что одна из основных проблем –управление финансами в самом клубе. Не совсем правильное распределение финансовых средств приводит к плачевным результатам, от чего страдают и руководители клубов и футболисты, и болельщики.
Исследование показывает, что для решений этих проблем нужно правильно выбрать организационно-правовую форму для эффективного функционирования клуба, вести строгий контроль за оборотом средств в клубе.
Для популяризации и привлечения финансовых средств нужно применять маркетинговые технологии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для улучшения финансового положения футбольных клубов следует разработать законодательство о спонсорской деятельности, которое на выгодных условиях привлекло бы спонсоров не только в украинский футбол, но и в спорт в целом.
Создавать условия для занятия спортом, а также воспитанию молодых спортсменов что существенно снизило бы затраты на зарплаты иностранных спортсменов и в то же время усилило бы национальную сборную страны.
Увеличить свое влияние на профессиональный спорт, для более жесткого контроля финансовых потоков профессиональных клубов, иметь в персонале футбольного клуба специалистов в области спортивного маркетинга и менеджмента;
Заимствовать зарубежный опыт в сфере маркетинга и поиска спонсоров, что существенно улучшило бы финансовое положение клубов.
Федерации футбола Украины и Профессиональной футбольной лиге Украины:
помогать и всячески поддерживать футбольные клубы среднего уровня;
установить связь с общественностью для привлечения потенциальных зрителей на футбольные матчи национального чемпионата и кубка страны;
Футбольным клубам для привлечения спонсоров следует:
разработать интегрированный подход, который включал бы создание различных специальных проектов для общения с аудиторией.
Это могли бы быть:
мастер-классы с известными футболистами спонсируемой команды;
учреждение специальных призов для игроков, когда болельщики голосуют на официальном сайте;
создание своей цифровой
платформы – Интернет-сайта
Так как для спонсора важно не просто участвовать в спортивном мероприятии, следует искать интерактивные идеи, ведь спонсор должен получать лояльность аудитории.
ВЫВОДЫ
Футбол является одним из самых массовых видов спорта. Миллионы болельщиков всего мира смотрят футбольные матчи на стадионах, по телевизору, а некоторые слушают радиотрансляции.
Учеными было подсчитано, что половину населения Земли старше 10 лет в той или иной степени относятся к любителям футбола, включающей как болельщиков, так и лиц, симпатизирующих этой игре. В абсолютном исчислении они составляют почти 2,9 миллиарда жителей планеты. Это лучший показатель среди всех видов спорта.[12]
Футбол является не только самым зрелищным и популярным видом спора, но и прибыльным. В Европе бюджеты лучших клубов исчисляются сотнями миллионов евро. В Украине футбол в последние годы также заметно улучшил свои показатели. Этот спорт стал значимой частью социальной сферы, а футбольные клубы – полноправными хозяйствующими субъектами. Бюджеты большей части представителей отечественной Премьер Лиги уже преодолели отметку в $10 млн.
Информация о работе Современное финансирование профессионального спорта