Структура Тренировочного процесса в футболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 01:26, реферат

Краткое описание

Футбол стремительно развивается во всем мире. Это наглядно демонстрируют последние чемпионаты мира и Европы, клубные соревнования УЕФА и других конфедераций.
Уровень тренировок и совершенствования молодых футболистов достиг новых высот во многих странах.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат футбол.docx

— 794.24 Кб (Скачать файл)

Структура Тренировочного процесса в футболе.

 

I Введение

 

Футбол стремительно развивается во всем мире. Это наглядно демонстрируют последние чемпионаты мира и Европы, клубные соревнования УЕФА и других конфедераций.

Уровень тренировок и совершенствования молодых футболистов достиг новых высот во многих странах.

В последнее время мы можем наблюдать значительные улучшения не только в области самой игры, но и во всем, что называется емким словом «инфраструктура». Совершенствуются технологии производства полей и искусственных покрытий, качество футбольного инвентаря. Рост цен на телевизионные права, развитие маркетинга и спонсорства привлекают в футбол большие деньги. Важно рационально их использовать и в том числе на подготовку молодых дарований. Тренер играет в этом неоспоримо важную роль.

Процессы, происходившие в нашей стране в последние двадцать лет, коснулись футбола самым непосредственным образом. К сожалению, практически разрушенной оказалась система подготовки резервов большого футбола, бывшая в свое время образцом для подражания и позаимствованная многими ведущими футбольными державами. Дряхлела и не развивалась спортивная наука, как фундаментальная, так и прикладная. Перестали выпускаться учебники и методические пособия.

В последнее время РФС и футбольные лиги предприняли определенные шаги по исправлению сложившейся ситуации. Налажена учеба тренеров профессиональных клубов, улучшается материально-техническая база.

Перед клубами, в связи с поэтапным сокращением числа легионеров, стоит задача воспитания собственных кадров.

Нам представляется чрезвычайно важным оказание методической помощи тренерам, работающим в футбольных школах, которым собственно и предстоит решать эту задачу.

Данный труд обобщает богатый практический опыт работы А.А. Кузнецова в сборных юношеских командах СССР и России, опирается на основные положения теории и методики физического воспитания, «Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе» основана на строгом соблюдении преемственности целей и задач этапов подготовки, главным в которых является строгое соответствие уровня двигательных возможностей и физической подготовленности юных футболистов степени сложности изучаемых технических приемов.

Весь процесс подготовки резерва разбит на 4 этапа в соответствии с возрастными особенностями юных футболистов. На всех этапах предусмотрены контрольные измерения и тестирования, что позволяет оценивать в динамике эффективность тренировочного процесса и перспективность каждого футболиста.

Важной и органичной частью учебно-тренировочного процесса является отбор детей для зачисления в футбольную школу. В работе А.А. Кузнецова подробно описаны критерии оценки перспективности кандидатов на зачисление, включая генетически обоснованные факторы, результаты тестов подготовленности, экспертные оценки тренеров.

Большое внимание в работе уделяется психологическим аспектам обучения, использованию различных педагогических средств с учетом индивидуальных особенностей детей с целью стимулирования их двигательной активности, выстраиванию отношений между тренером и футболистами.

Основное внимание в работе уделено поэтапному совершенствованию физической подготовки, технических навыков и основ тактического мышления. По каждому из этих разделов предлагается набор практических упражнений, планирование тренировочных циклов, методы педагогического контроля.

Специальный раздел посвящен подготовке вратарей - индивидуальной и вместе с командой. Считаем, что в данной работе отражены в полной мере все аспекты подготовки молодых футболистов, и она может быть рекомендована в качестве пособия для тренеров, работающих в футбольных школах всех уровней.

 

 

 

 

 

 

II Методика и планирование

 

 

 

 

Вопросы, затронутые в этом разделе, далеко не исчерпывают всех проблем, с которыми встречается тренер в своей работе. Быть может, что-то окажется просто неожиданным, непривычным для вас, будет отличатся от ваших взглядов и от вашего опыта. Футбол, в плане обучения, необычный вид спорта, а современная методика подготовки отличается от методики прошлых лет, когда большой объем тренировочной работы давал необходимый результат. Опуская бесчисленные теоретические подробности, мы попробуем выделить главные стратегические направления. Просматриваются два основных реальных пути повышения уровня футбола.

Первый - это экономические преобразования с улучшением и увеличением материальной базы, строительством искусственных полей и площадок. Второй путь - профессиональное отношение тренеров к своей работе, повышение качественного уровня подготовки. Понять это можно, но выполнить, к сожалению, трудно. Методического материала по юношескому футболу так мало, и он так однообразен, что тренеру бывает трудно ориентироваться в многообразии затронутых проблем. Проводить или искать аналогии подготовки в других видах спорта - занятие бессмысленное. Ведь тренер обязан быть прагматиком. Ему необходимо самое сложное явление или процесс свести к простому и понятному для футболистов объяснению. Методическое совершенствование - это как раз то направление, которое занимается поиском выхода из кризиса или тупика. Если юношеские тренеры не понимают или не видят путей дальнейшего совершенствования, то это уже работа второго сорта, что мы и имеем на сегодняшний день. В методике подготовки команд мастеров достаточно полно рассмотрен вопрос организации и планирования всего многоцелевого тренировочного процесса. Но наука о спортивной тренировке юношей имеет только общие очертания. Для того чтобы исправить положение, надо прежде всего разобраться в логике причин и следствий, найти ошибки и просчеты, которые мы допускаем в тренировке молодых футболистов. Сейчас нельзя работать на основе устоявшихся дворовых традиций. Необходимо понять, что многолетняя подготовка футболистов - это управляемый педагогический процесс, где каждый период становления мас терства должен основываться на соответствующем уровне физической и технической готовности. Методику начальной технической подготовки, рекомендации и упражнения мы рассматриваем в другом разделе. По существу - это попытка разобраться в методической последовательности многолетнего педагогического процесса обучения, при этом объединив в логическую схему цели и задачи подготовки. Этот раздел поможет действующему тренеру увидеть конкретные пути управления тренировочным процессом, по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность. Резерв здесь один - методическая грамотность тренера.

 
В процессе работы тренер сталкивается с целым рядом сложных задач, связанных с принятием решений по планированию, направленности, объему, интенсивности тренировки, но самое главное - тренер должен видеть конкретные пути управления тренировочным процессом, создать свою логическую основу системы подготовки. Можно утверждать, что успех приходит к тем тренерам, у которых сложилась определенная система подготовки, которые владеют методикой реализации и раскрытия индивидуальности будущего футболиста. Поэтому наряду с чисто практическими вопросами подготовки мы также затронули вопрос динамики процесса игрового мышления молодого футболиста и закономерности его тактического роста. У каждого тренера должна быть и, наверное, есть определенная стратегия подготовки молодого футболиста. И всегда его волнует вопрос: как выйти на уровень более высокий, как сохранить и дальше поступательное движение? Вот на эти вопросы хотелось бы найти больше конкретных ответов или хотя бы рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

III Методика проведения школьных занятий по футболу

 

В секции мини-футбола специализированные и комплексные занятия являются основными формами подготовки школьников.

Комплексное занятие в основном состоит из специально-подготовительных и общеподготовительных упражнений, упражнений по тактической и технической подготовке или их комбинации. При этом упражнения по физической подготовке должны увязываться с основным содержанием уроков.

Специализированное занятие более узкое по содержанию, однако, более целенаправленное, чем предыдущая форма подготовки. В секции мини-футбола подобные уроки следует проводить, если их трудно организовать или нецелесообразно методически объединять тактическую, техническую и физическую подготовки в едином занятии. Такие уроки могут иметь исключительно теоретический характер. В данном случае занятия проводят в виде беседы или лекции с демонстрацией соответствующих учебных фильмов и видеоматериалов.

Комплексные занятия рекомендованы для широкого использования в работе со школьниками 8-10 и 11-15 лет, а специализированные – 16-17 лет. Независимо от вида занятия они должны всесторонне развивать учащихся. Все задачи решаются комплексно. Решение многих задач нужно планировать и осуществлять, учитывая периодическое возвращение к ним на дальнейших занятиях.

Еще до начала урока должна начинаться его организация. Она состоит из подготовки мест занятий, нужного инвентаря и оборудования, соблюдения устанавливаемых порядков в местах переодевания, своевременного построения в устанавливаемых местах. Подобной предварительной подготовкой создается положительный эмоциональный фон среди молодых спортсменов, что настраивает на плодотворные и интенсивные занятия.

Уроки должны иметь определенную структуру и последовательность. Оно включает 3 части: вводную, основную и заключительную. Занятия делятся на 3 части из-за фазового изменения работоспособности при осуществлении мышечной (физической) работы, меняющейся за урок таким образом:

- фаза  повышения (повышение работоспособности  по мере «врабатывания», согласование  разных систем организма –  сердечно-сосудистой, мышечной, центральной  нервной, дыхательной – на высшем  уровне функционирования);

- фаза  устойчивости (сохранение повышенной  работоспособности на некоторое  время);

- фаза  снижения (снижение работоспособности  из-за нарастающего утомления).

1-ая  фаза соответствует вводной части  занятия, 2-ая – основной, 3-я –  заключительной.

Вводной частью решается задача подготовки к активному и сознательному выполнению основных задач занятия в физиологическом и психологическом плане. Психологическая подготовка предусматривает сосредоточение внимания на решении главных задач занятия при помощи физических заданий и упражнений на внимание. С помощью физиологической подготовки достигается готовность организма молодых спортсменов к дальнейшим более значительным и интенсивным нагрузкам, и выполняются главные задачи занятия. Для этого применяются разные подготовительные и общеразвивающие упражнения. Эту часть начинают с построения спортсменов, рапорта дежурного или старосты и постановки задач урока преподавателем.

Основная часть подразумевает решение главных задач занятия при оптимальной работоспособности. Сначала проходит обучение новому материалу. Совершенствование и закрепление приемов выполняется ближе к концу или в середине основной части занятия.

Заключительная часть необходима для достижения перехода организма из состояния высокой функциональной активности в спокойное состояние. Здесь применяются упражнения на формирование правильной осанки, ходьба, жонглирование мячом разными частями тела, строевые упражнения, медленный бег, упражнения на расслабление мышц. Часть заканчивается подведением результатов занятия.

Во многом эффективность занятия определяет нагрузка, получаемая занимающимися от физических упражнений. Преподаватель при каждом занятии должен стремиться достигать большего объема полезных нагрузок.

В секции мини-футбола во время уроков со школьниками важна правильная регулировка физических нагрузок, т.е. определенное влияние физических упражнений на организм. Чем объем нагрузки больше, тем ее интенсивность меньше. Наращивание нагрузок на уроках в младшем школьном возрасте должно проходить за счет увеличения ее объема, а затем при постепенном развитии возможностей организма, как правило, за счет интенсивности.

На каждом занятии физическую нагрузку нужно постепенно увеличивать, достигая ко 2-ой половине урока максимума и к концу урока снижаясь.

Чтобы устранять недостатки в подготовке молодых спортсменов или углубить освоение учебных материалов в работе, используются индивидуальные задания. Однако для этого требуется достаточная материально-спортивная база и хорошая подготовка мест уроков.

 

 

IV Подготовительный период в футболе

 

 

Подготовительный период в футболе должен подготовить команду к выступлению в следующем сезоне. Большую часть тренировок, проходящих в этот период, стоит уделить физическому развитию игроков. 
Тренировки лучше планировать по специальной системе: на протяжении нескольких недель увеличивать интенсивность тренировок, а следующую неделю (или две недели) уменьшать уровень нагрузок. Такой способ помогает максимально увеличить навыки игрока без негативных последствий на организм спортсмена. 
Ещё один популярный метод организации занятий в подготовительном периоде — чередование нагрузок по дням недели. Например, в первый день занятий — средняя нагрузка, во второй — сильная и так далее. Обязательно должен быть свободный от тренировок день. График занятий нужно составить таким образом, чтобы самые интенсивные тренировки были именно перед этим выходным днём. Но такой способ организации подходит только в том случае, если занятия проходят пять-шесть раз в неделю. 
 
В любом случае рекомендуется планировать тренировки так, чтобы уровень нагрузок чередовался. Подготовительный период в футболе — время, когда футболист должен подготовиться к игровому сезону. Именно такое распределение занятий позволяет спортсмену совершенствовать свои навыки и не перенапрягаться.

V Футбол окружает ребёнка повсюду: отец смотрит каждую игру своего любимого клуба, ребята во дворе играют в футбол днями напролёт и так далее. Нет ничего удивительного, если ребёнок заинтересовался футболом с ранних лет. На самом деле, все футболисты начинают осваиваться в этом виде спорта с раннего детства, поэтому специальные упражнения для тренировки детей разработаны уже давно. Футбол требует от спортсмена определённых физических качеств и специальных навыков. Спортсмен должен владеть этими навыками с детства, иначе он попросту не успеет обучиться этому и никогда не сможет стать профессионалом. 
 
Если ребёнок загорелся желанием стать футболистом, стоит записать его на уроки футбола для детей, где он сможет оценить свои возможности в этом виде спорта. Чтобы стать настоящим футболистом, ребёнку предстоит заниматься этим много лет. Конечно, это не означает, что первая игра будет лет эдак через десять. Футбол для детей сейчас очень популярен, и футбольные школы постоянно устраивают между собой турниры и товарищеские матчи. 
Физическая подготовка детей проходит по специальному расписанию, разработанному тренером, поэтому родители могут не опасаться, что ребёнок будет испытывать слишком большие нагрузки. 
Уроки футбола для детей направлены на обучение будущих спортсменов правилам футбола и некоторым техническим приёмам этой игры. Интенсивность тренировок будет постепенно увеличиваться каждый год, поэтому упражнения для тренировки детей немного отличаются от упражнений, которые выполняют более взрослые спортсмены. 
 
Физическая подготовка для детей поможет ребёнку развить многие навыки: бег, реакцию и так далее. Эти умения много раз пригодятся ребёнку в будущем, хотя бы на уроках физкультуры в школе. 
Футбол для детей поможет ребёнку развить свои физические качества и научиться действовать в команде.

Информация о работе Структура Тренировочного процесса в футболе