Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:35, курсовая работа
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.
Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2.1 Общие понятия и классификация методов
2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками
2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК
3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики
Заключение
Список использованной литературы
Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.
2. Формирование знаний
о сущности двигательного
Создание ООД является
ответственным моментом в обучении.
Здесь исключительно важен
3. Создание полноценного
представления об изучаемом
1) зрительный образ
2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.
4) Освоение изучаемого
двигательного действия в
Первые попытки выполнения
обычно сопровождаются повышенным напряжением
всего двигательного аппарата, лишними
движениями, замедленным и скованным
выполнением. Это вполне нормальная
ситуация, так как ученику необходимо
держать под усиленным
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения, постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения. Гимнастика с методикой преподавания / Под. ред. И. Б. Павлова, В.М. Баршая. М., 1985. - 208 с.
Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
При формировании двигательного
навыка в центральной нервной
системе последовательно
Первая фаза, когда происходит
объединение отдельных
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
1. Закон изменения скорости
в развитии навыка. Навык формируется
не только постепенно, но и
неравномерно, что выражается в
разной мере качественного
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки)
в развитии навыка. Длительность
задержки в развитии навыка
может быть самой
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).
3. Закон угасания навыка.
Он проявляется, когда
4. Закон отсутствия предела
в развитии двигательного
5. Закон переноса двигательного
навыка. В физическом воспитании
и спорте проявляется
Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.
Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.
Отрицательное взаимодействие
навыков можно в значительной
мере снизить или вообще устранить,
если преподаватель указывает
Закономерности переноса
двигательных навыков следует строго
учитывать при определении
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2.1 Основные понятия и
классификация методов
МЕТОД - разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности. Теория и методика физической культуры /под ред. Ю.Ф. Курмашина. - Москва: Советский спорт, 2003.
В соответствии с задачами
и условиями обучения каждый метод
реализуется с помощью
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
Следовательно, внутри каждого метода используются разнообразные приемы. Чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.
МЕТОДИКА - специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на решение педагогической задачи.Теория и методика физической культуры /под ред. Ю.Ф. Курмашина. - Москва: Советский спорт, 2003.
Например, можно говорить о методике обучения кувырку вперед или назад, методике развития силовых способностей, методике физического воспитания в дошкольных учреждениях и др. Термин «методика» означает совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В методике, по возможности, должно содержаться точное предписание о выполнении в определенной последовательности действий (операций), приводящих к решению поставленной педагогической задачи.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД - совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития.
К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).
2.2 Методы овладения
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:
- метод разучивания упражнения по частям (расчленено-конструктивный);
- метод разучивания упражнения
в целом (целостно-
- метод сопряженного воздействия.
Метод расчленено-конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:
- при обучении координационно-
- если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
- если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
- когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
- когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.
Решая эти выше перечисленные задачи, необходимо придерживаться следующих правил:
- при расчленении следует
учитывать особенности
- расчленение не должно
вызывать принципиального
- для отдельного разучивания
следует выбирать только те
фазы упражнения, которые могут
эффективно контролироваться
Преимущества данного метода: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
Информация о работе Структура обучения двигательного действия