Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:35, курсовая работа
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.
Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2.1 Общие понятия и классификация методов
2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками
2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК
3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики
Заключение
Список использованной литературы
Московский гуманитарно-
Кировский филиал
Гуманитарный факультет
Контрольно-реферативная работа по теме:
Структура обучения двигательного действия
гуманитарного факультета Байбородина Алена
Киров 2012г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2.1 Общие понятия и классификация методов
2.2 Методы овладения
2.3 Методы, направленные на
совершенствование
3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК
3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики
Заключение
Список использованной литературы
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
Разнообразные двигательные
действия формируются в течение
жизни человека под влиянием многих
факторов, и процесс их формирования
может приобретать различный
характер. Оптимизация этого процесса
достигается в условиях рационально
построенного обучения. Внутреннюю логику
процесса образования и
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.
Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 65
Двигательные умения имеют
большую образовательную
В результате формирования
двигательного действия возникает
первоначальное двигательное умение.
Понятие «двигательное умение»,
как и понятие «двигательный
навык», относится преимущественно
к технической стороне
- постоянная концентрация
внимания в процессе действия
на составляющих его частных
операциях, минимальная или
- относительная нестандартность
параметров и результата
- расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.
В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кроме всего прочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия эти относительны. Двигательное умение и двигательный навык - это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык .Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное - автоматизированный характер управления движением.
Двигательный навык
К числу таковых, в отличие от признаков двигательного умения, относятся:
- повышенная степень участия
двигательных автоматизмов в
осуществлении частных
- выраженная стереотипность
частных операций и параметров
действия (если не возникает
- выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.
Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит, прежде всего, в том, что умение служит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному действию. Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение, доведенное до определенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык, возникший на основе первоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкой возникновения нового, более сложного умения («умения второго рода»), включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно - перейти в новый навык («навык второго рода») и т. д. Так бывает, например, при последовательном формировании умений и навыков (в гимнастике, спортивных играх и единоборствах), когда их поочередно вырабатывают применительно к двигательным актам возрастающей сложности (вначале применительно к элементам гимнастических комбинаций или технико-тактических комбинаций в играх и единоборствах, затем применительно к более крупным частям комбинаций и затем применительно к комбинациям в целом).
Таким образом, двигательные
умения и навыки в некотором смысле
взаимно переходят друг в друга.
Поэтому было бы неверным абсолютно
разграничивать их. Вместе с тем
надо иметь в виду и их особенности,
их не сводимость друг к другу и
их неодинаковую значимость, как в
повседневной жизни, так и в физическом
воспитании. Из того факта, что на определенной
стадии формирования и совершенствования
двигательного действия умение закономерно
сменяется навыком, не следует, что
итогом обучения в физическом воспитании
всегда должен явиться лишь навык. Реальные
достаточно сложные формы двигательной
деятельности принципиально не могут
быть превращены целиком лишь в навык
- в них представлены в совокупности,
как навыки, так и как умения.
Уже по одной этой причине навык
может рассматриваться как
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 67
1) двигательной одаренности
(врожденные способности) и
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4) профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации,
Таким образом, развитию человека
способствует не само по себе овладение
двигательными умениями и навыками,
а присвоение умения самостоятельно
осваивать двигательные умения и
навыки как способ изменения собственной
телесности посредством усвоения двигательных
умений и навыков. В результате приобретения
учащимися этого
1.2 Основы формирования двигательного навыка
Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).
Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 56-57
Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности.
1. Целостность действия.
Двигательный навык всегда
2. Совершенство. В выполнении
всех элементов целостного
Устойчивость навыка - низкая
подверженность воздействиям сбивающих
факторов. Гибкость навыка - разнообразие
способов выполнять действия, которые
целесообразно применить в
3. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.
4. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда должны быть осознанными.
Процесс образования навыков и использование их в деятельности - сознательный процесс.
В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически (неосознанно) или не автоматически (сознательно), с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 67
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха».
Информация о работе Структура обучения двигательного действия