Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:35, курсовая работа
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем - от умения к навыку.
Введение
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
1.2 Основы формирования двигательных умений и навыков
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
2.1 Общие понятия и классификация методов
2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками
2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ НАУК
3.1 Двигательные действия с точки зрения биомеханики и синергетики
Заключение
Список использованной литературы
Классическая механика с ее детерминированным подходом рассматривает движение в его развитии во времени и в пространстве. Двигательное действие разбивается на составные элементы, фазы. Начальные условия однозначно определяют траекторию (конфигурацию) и конечное состояние. Однако явление хаоса в нелинейных динамических системах во многих случаях приводит к "забыванию" начальных условий, и результат перестает зависеть от них. Вместе с тем двигательное действие можно рассматривать не расчленяя на отдельные фазы, а как целостную когерентную структуру, где все события взаимосвязаны. Такая точка зрения характерна для квантовой механики, в которой справедлив вероятностный подход: сразу рассматриваются все возможные траектории, с определенной степенью вероятности соединяются начальная и конечная точки. В этом случае происходит предвидение результата, когда двигательное действие определяется как настоящим, так и будущим (опережающее будущее). Для биомеханики могут быть важны оба подхода.
Эволюцию биомеханических систем можно исследовать с помощью теории катастроф, предсказания которой полностью подтверждаются экспериментально, в частности в теории хлопков упругих конструкций и в теории опрокидывания кораблей. Существование критических значений внешней нагрузки или разрушение той или иной внутренней связи приводит к бифуркационной перестройке и потере устойчивости. Изучаемые процессы устойчивости анализируются на основе энергетического принципа равновесия при помощи управляющих и внутренних параметров. Если в потенциальной яме первоначально небольшое отклонение от равновесия в дальнейшем затухает (аттрактор - устойчивый фокус на фазовой плоскости), то на вершине потенциала ситуация явно неустойчивая: малые отклонения увеличиваются, процесс развивается лавинообразно (катастрофа).
Метастабильные неустойчивые состояния характеризуются тем, что к неустойчивости приводят лишь достаточно большие отклонения: плато или небольшая ямка на вершине холма. Равновесие тела человека, обеспечиваемое балансом моментов всех сил, является примером метастабильного состояния. Механическая энергия тела человека в статике состоит из суммы потенциальной энергии в поле силы тяжести и биопотенциальной энергии упругого напряжения мышц. При внешнем воздействии на тело возникает нормальная реакция двигательного центра - стремление поддержать состояние равновесия так, чтобы центр тяжести (ц.т.) находился над площадью опоры. Тогда отдельный энергетический уровень может быть представлен в виде потенциальной ямы, по ширине соответствующей площади опоры. Глубина ямы определяется высотой энергетического барьера, зависящего от работы, совершаемой по преодолению сопротивления мышц. Следует отметить, что статические режимы довольно условны: наличие шумов - неизбежных флуктуаций положения ц. т. является источником не стационарности, в результате чего возникают локальные экстремумы потенциала, приводящие к дополнительному запасу устойчивости. Движение человека во время ходьбы, бега представляет собой авто волну - последовательность переходов из одного метастабильного состояния в другое во время каждого шага, сопровождающегося частичным падением (катастрофой). Очевидна аналогия с так называемым явлением само организованной критичности, возникающим в том случае, когда системе выгодно скачком перейти на другой энергетический уровень: имеет место устойчивое стремление к неустойчивому положению. В природе такое поведение обнаруживают снежные лавины, кучи песка и т.д. Таким образом, сочетание устойчивых и неустойчивых состояний обеспечивает необходимую стабилизацию движения; в целом можно говорить о само организованной устойчивой динамике. Совместимость несовместимого, переход количества в качество обеспечивают эволюцию.
В исследованиях по синергетике показано, что для многих сложных самоорганизующихся систем характерно усиление малых, согласованных с внутренними свойствами системы воздействий, так называемых резонансных возбуждений. Вообще говоря, за высокую степень адаптации систем, находящихся на границе устойчивости, к быстро меняющимся условиям приходится платить. Такие системы имеют "ахиллесову пяту" - уязвимые места, слабое, но точное воздействие на которые приводит к их разрушению Малинецкий Г.Г., Митин Н.А. - В сб.: Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. - М.: Наука, 1988.. Принципиально важная роль согласования действий защищающегося с действиями нападающего (синергия двух биомеханических систем), использование точечного воздействия наблюдается в рукопашном бое по системе Кадочникова Мирошниченко Е.И. "Теор. и практ. физ. культ."1988.
Изучение характера выведения
биомеханической системы из равновесия
представляет интерес для единоборств.
В случае непосредственного преодоления
энергетического барьера с
Потенциальная яма имеет вид седла с уплощенной верхней частью. Поэтому смена направлений воздействий на взаимно поперечные оптимальна, прежние действия как бы забываются, сила сопротивления в приближении закона Гука каждый раз начинается с нуля, а в то же время необходимое смещение ц.т. накапливается. При этом действия становятся непредсказуемыми для двигательного центра, осуществляющего контроль за движениями и застигнутого "врасплох". Таким образом, последовательность взаимно поперечных малых смещений выводит ц.т. за пределы площади опоры, используя намного меньшие физические усилия. Работает принцип минимакса: максимальный результат при минимуме энергетических затрат.
Полученный энергетический выигрыш, используемый при выведении из равновесия, является следствием информационного поведения системы. Безбарьерный, или туннельный, эффект возникает благодаря смене направлений воздействия, получения информации в точках бифуркации в виде команд от головного мозга, который как бы обманывает двигательный центр. При воздействии на систему важна не только энергия сигнала, но и его форма, т.е.информация.
На практике смена направлений
естественным образом достигается
во время волнообразных
Выводы
Процесс формирования двигательного
навыка имеет следующие
1) Роль двигательных умений
в физическом воспитании может
быть различной. В одних
2) Основными понятиями в представленной теме являются:
1. Двигательное умение
представляет собой одну из
типичных форм реализации
2. Двигательный навык
представляет собой такую
3. Устойчивость навыка - низкая подверженность воздействиям сбивающих факторов.
4. Гибкость навыка - разнообразие
способов выполнять действия, которые
целесообразно применить в
5. Положительный перенос
- это такое взаимодействие
6. Отрицательный перенос
- это такое взаимодействие
3) Основными методами формирования двигательных умений и навыков являются:
- метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный) предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:
- при обучении координационно-
- если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
- если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
- когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
- когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.
- метод разучивания упражнения
в целом (целостно-
- метод сопряженного воздействия.
4) С точки зрения Биомеханики
двигательный акт (
Список использованной литературы
1. Под ред. Ашмарина Б. А/Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие /. - М., 1979. - 360 с./156-165c.
2. Беритов И.С. О происхождении произвольных движений у высших позвоночных животных. Третье научное совещание по эволюционной физиологии, посвященное памяти акад. Л.А. Орбели. Л., 1961, с. 24 - 25.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. С. 373-392
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с./289-293c.
5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с./240-243c.
6. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Кобяков Ю.П. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 11. - С. 20-23.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с./356-370c.
8. Методика тренировки гимнасток. -М.: Физкультура и спорт,1976. -171 с./71-80c.
9. Под. ред. Павлова И. Б., Баршая В.М. /Гимнастика с методикой преподавания /. М., 1985. - 208 с./99-104c.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с./246-270c.
11. Шклярук В. Я. Основы физического воспитания и физической подготовки студентов.- Саратов: Издат. Центр CГСЭУ, 2005.-164 с./45-50c.
Информация о работе Структура обучения двигательного действия