Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, доклад
Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.
РЕЗЮМЕ
1. Потребление табака – причина демографического кризиса и
экономических потерь в России
1.1. Распространенность потребления табака в России
1.2. потребление табака, заболеваемость и смертность
1.3. табакокурение как причина массовой смертности,
заболеваемости, инвалидизации в россии
1.4. Экономический ущерб от потребления табака в России
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И
СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА
ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДЕНОРМАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ
3.2. ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3.2. РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
«Закон Герасименко необходимо убить. Идет широкое лоббирование индустрии»172.
После того как
Всемирная организация
Анти-табачный законопроект Герасименко
Предложения 1 чтение Современное положение
Июнь 1999 г.
Запрет рекламы ДА Удалено
Запрет спонсорства ДА Удалено
Акциз - 80% ДА Удалено
Предупреждение о вреде для здоровья 25% Система ЕС
Запрет курения на рабочем месте ДА Ограничения
Согласно рассекреченным служебным документам представителей табачной промышленности, на российском рынке по инициативе БАТ (Bates no. 760060176) была организована и «успешно функционирует» «Глобальная тактическая группа индустрии (БАТ, Филипп Моррис Интернешнл, Джапан Тобакко Интернешнл) (Bates no. 325136045). Индустрия решала свои задачи, в т.ч. «сохранять Конвенцию как можно более широкой, замедлить процесс…» (Bates no. 760060175).
При поддержке Правительства России (Bates no. 760061516), а также Заместителя Председателя Правительства В. Щербака (Bates no. 760063755), табачной промышленности удалось использовать Россию для формирования региональной (СНГ), европейской и глобальной про-табачной политики. Была «сформирована межведомственная рабочая группа по РКБТ с участием Табакпрома, Правительство решило поддержать Конвенцию только в самой широкой возможной форме» (Bates no. 325136045), руководитель БАТ-Россия Л. Синельников включен в Российскую официальную делегацию» (Bates no. 760028683) на совещания Международного органа по переговорам по подготовке проекта РКБТ (МОП) в Женеве как эксперт Минсельхоза. На одном из заседаний Синельников был разоблачен активистами гражданского общества, что нанесло ущерб международной репутации страны.
На международные общественные слушания по проекту РКБТ БАТ-Россия подготовила выступления «Ассоциации Табакпром,/Рекламного Совета России,/ Национальной Торговой Ассоциации» (Bates no. 760063757). БАТ координировала освещение слушаний в средствах массовой информации стран СНГ (Bates no. 760063758). Организация активно формировала необходимую для иностранной табачной промышленности позицию вокруг России и других стран СНГ, в том числе «колеблющихся», по РКБТ на различных совещаниях. «…Встреча с делегациями стран СНГ в Постоянном Представительстве Российской Федерации спонсирована БАТ Россия» (Bates no. 760063758), (Bates no. 760063759). При этом Россия выступала «… за широкую конвенцию (отсутствие гармонизации налогов, отсутствие полного запрета на рекламу, продвижение)...» (Bates no. 760069303).
Эта бешеная активность табачной индустрии по подрыву РКБТ ВОЗ от имени и на базе российского государства, унизительная для достоинства страны, оказалась разрушительной для эффективной политики и управления в области охраны общественного здоровья на национальном, региональном и глобальном уровнях. «ВОЗ-ИОТ: Европа/Вывод на данный момент: Вклад Европы имел решающее значение для изменения направления РКБТ-«Имеются ободряющие признаки того, что некоторые значимые страны – скорее за широкую конвенцию, позволяющую правительствам учитывать свои собственные обстоятельства, чем за обязывающий договор» (Мартин Броугхтон, Ежегодный Доклад)” (Bates no. 760069306)175.
Филип Моррис и Джапан Тобакко перехватывают лидерство табачного лоббизма
До 2004 г. наиболее активной среди иностранных табачных компаний, в том числе в противодействии законодательной антитабачной инициативе, была компания Бритиш Американ Тобакко. В мае 2004 г. Филип Моррис Ижора вместе с Джапан Тобакко Елец (принадлежащей Джапан Тобакко Интернешнл) и Балтийской Табачной Фабрикой основали вторую по счету организацию по лоббированию интересов транснациональной табачной индустрии в России – Ассоциацию «Совет по вопросам развития табачной промышленности». Данная организация табачной индустрии объединяет сторонников специфического акцизного налога (на 1000 сигарет), а не адвалорного (процент от розничной цены). Первой акцией данной ассоциации стало письменное обращение к Председателю Правительства России о необходимости вернуться к специфическому акцизному налогу.
Вскоре после этого Филип Моррис Интернешнл и Джапан Тобакко Интернешнл стали наиболее заметными компаниями в согласованных действиях табачников, затмевая Бритиш Американ Тобакко. Совет по вопросам развития табачной промышленности176 стал наиболее влиятельной фронт-группой транснациональной табачной индустрии в России, инициатором многочисленных заказных телепередач, публикаций, его руководство вошло в многочисленные общественные и экспертные советы.
В июне 2006 г. при
Комитете Государственной Думы ФС РФ
по экономической политике, предпринимательству
и туризму организован
Несмотря на то, что данный законопроект, разработанный представителями табачной индустрии, противоречит духу и букве РКБТ ВОЗ, ратифицированной Российской Федерацией, в настоящее время он утвержден Думой, Советом Федерации и Президентом России, и в декабре 2009 г. предусмотрено его вступление в силу.
Директор «Совета по вопросам развития табачной промышленности» занимает видное положение в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), пользуется большим влиянием и в Минсельхозе России, возглавляя общественный совет при данном Министерстве. Неудивительно, что в Комитете по сельскому хозяйству Госдумы также доминируют лоббисты табачного бизнеса.
Продвижение и защита низких акцизов на табак в России
Иностранные табачные компании оказывают значительное воздействие на экспертное сообщество, консультирующее государственные структуры и делегирующее своих сотрудников в данные структуры. В частности, Бритиш Американ Тобакко и Филип Моррис Интернешнл успешно воздействовали на принятие государственных решений в свою пользу через ряд ведущих экспертных учреждений, например, Институт экономики переходного периода (ИЭПП, директор – бывший премьер-министр России Е.Т. Гайдар). Табачная индустрия давно и успешно использует ИЭПП как канал воздействия на формирование государственной политики для защиты своих интересов, в первую очередь, блокируя повышение акцизов и лицензирование, общественную дискуссию, объективное информирование руководства и населения.
Имеются данные, что в течение длительного времени Филип Моррис Интернешнл и Бритиш Американ Тобакко заказывали на платной основе «исследования» ИЭПП, в основном посвященные тому, как избежать должного налогообложения, оказать влияние на политику государства и общественное мнение. Заказанные табачной промышленностью «отчеты» активно направлялись в Думу и Правительство. В настоящее время подобная практика продолжается. Только за последние 10 лет по заказам, оплаченным представителями табачной индустрии, были выполнены следующие многочисленные «исследования» ИЭПП (по данным сайта ИЭПП):
Более того, один из многочисленных сотрудников
ИЭПП, г-н Илья Трунин, участвовавший в
2006 г. в этих заказных псевдоизысканиях,
оплаченных иностранными табачными компаниями,
в том же году перешел на очень важный
для табачной индустрии пост руководителя
Департамента по налогам, акцизам и таможенным
тарифам федерального Министерства финансов.
Г-н И. Трунин связан с введением МРЦ –
максимальной розничной цены на табачные
изделия. Еще одно решение, связанное с
г-ном И. Труниным – освобождение от НДС
акцизных марок на табак. Из материалов
сайта ИЭПП известно, что, к сожалению,
г-н И. Трунин продолжает сочетать свою
работу в Минфине России с «исследованиями»
в ИЭПП.
Таким образом, ИЭПП – одна из организаций, представляющих собой важнейший канал лоббистских усилий табачной индустрии, направленных на формирование государственной политики в области табака в интересах табачных промышленников. Кроме того, ИЭПП – значимый и авторитетный источник не только идей, но и кадров для органов государственного управления.
Целесообразно выявлять и блокировать связи табачных компаний и экспертного сообщества для преодоления конфликта интересов.
Формирование позитивного имиджа иностранных табачных компаний
Для предупреждения разработки, принятия и осуществления эффективного противотабачного законодательства в России, Бритиш Американ Тобакко активно продвигала суррогатные меры, в том числе:
- разработку и принятие иностранными табачными компаниями добровольного кодекса по рекламе;
- осуществление обманных рекламных кампаний. Например, в одном из документов говорится: «…Данный материал для прессы подготовлен БАТ Россия, но распространяется не от лица этой компании…» (Bates no. 760024284);
- осуществление принесшей отрицательные результаты (см. выше) программы предупреждения курения среди молодежи, с привлечением представителей правительства, профессиональных работников здравоохранения, образования, знаменитостей, средств массовой информации;
- реализацию программы «социальной ответственности» БАТ.
Возможно, БАТ Россия претендует на роль ведущей организации по борьбе против табака в России, судя по содержанию сайта компании в Интернете www.batrussia.ru, на котором представлено описание многочисленных крупномасштабных мероприятий компании и их исполнителей.
Например, «Предупреждение курения среди несовершеннолетних» включает «Программу предупреждения доступа в розничной сети», соревнование «Классов, свободных от курения», образовательную программу «Мой Выбор» для детей, образовательную программу для родителей.
На названном сайте представлена информация об участии БАТ и других иностранных табачных компаний в создании и/или поддержке многочисленных российских организаций, осуществляющих программы табачной индустрии. Например, программа предупреждения курения среди несовершеннолетних началась с учреждения при участии табачных промышленников псевдообщественной организации – некоммерческого партнерства «Общественный Совет по проблеме подросткового курения». Соревнование «Некурящий класс» для школьников в возрасте 13–14 лет было инициировано в 2001 г. в Санкт-Петербурге. В 2004 г. Совет по проблеме подросткового курения провел соревнование в 800 классах в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и Липецке. Ни органы государственного управления, ни родители, ни педагоги или врачи не выразили протеста против деятельности, спонсированной табачной индустрией. В программе приняли участие представители государственных органов управления образованием, специалисты здравоохранения и т.п.
Табачные компании представляют
себя в качестве ответственного корпоративного
гражданина, озабоченного проблемами
здоровья. Однако эти компании, очевидно,
применяет в России двойные стандарты.
Например, веб-сайт Филип Моррис Интернешнл
на русском языке содержит информацию
об организациях, которые получили финансовые
пожертвования от этой корпорации в России,
однако этот список приведен лишь на английском
языке и относится только к 2006 г. Более
новая информация вообще не представлена (http://www.
Анализ перечня организаций, получивших
деньги от Филип Моррис Интернешнл в 2006
г., показывает, что некоторые организации
связаны с близкими родственниками членов
Правительства России. Например, Фонд
социальных, благотворительных и культурных
программ «Северная Корона» (http://severnayakorona.ru/
Также из таблицы видно, что Филип Моррис Интернешнл выплатила 22,5 тысячи долларов США ведущей PR организации в России – РАСО, Российской ассоциации по связям с общественностью, объединяющей ведущие PR и GR агентства. Г-н В. Мединский, занимавший на период получения денег от табачной промышленности пост президента РАСО, в настоящее время является депутатом Госдумы, членом Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, активно участвует в регулировании табачной индустрии. Он преподносит себя в качестве борца с табаком, однако на практике противодействует введению в России эффективных мер, предусмотренных РКБТ, в частности, введению полного запрета на курение в общественных местах.
Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления