Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:20, аттестационная работа
Краткое описание
Актуальность исследования определяется тем, что в последнее время различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и физической кондиции стали объектом пристального внимания общества и государства, предметом научных, в том числе междисциплинарных, исследований. Это обусловлено следующими причинами: приоритет жизни и здоровья является основополагающим принципом государственной политики России в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст.3, п.3); образовательные организации в процессе реформирования системы образования переориентируются на социокультурное и личностносообразное направления, выполняют новую функцию - исследовательско-поисковую.
Содержание
Введение…………………..………………………. 3 Раздел 1. Теоретические и методологические основы физической культуры в профессиональной деятельности ……………...……………………….
7
1.1. Теоретические основы физической культуры в профессиональной деятельности……………….
7
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования……………..….
11 Раздел 2. Профессиональная направленность физического воспитания…………………………………..……..
20
2.1. Организация профессиональной направленности физического воспитания…………………………..
Организация профессиональной
направленности физического воспитания…………………………..
20
2.2.
Формы работы……………………………………...
30
Заключение…………………………………………
33
Список литературы…….…………………………..
35
Приложения…………..……………………………
36
Введение
Актуальность исследования
определяется тем, что в последнее время
различные аспекты поведения человека
в отношении своего здоровья и физической
кондиции стали объектом пристального
внимания общества и государства, предметом
научных, в том числе междисциплинарных,
исследований.
Это обусловлено следующими
причинами: приоритет жизни и здоровья
является основополагающим принципом
государственной политики России в области
образования (Закон РФ «Об образовании»,
ст.3, п.3); образовательные организации
в процессе реформирования системы образования
переориентируются на социокультурное
и личностносообразное направления, выполняют
новую функцию - исследовательско-поисковую.
Указанные обстоятельства позволяют
констатировать, что проблема развития
физической культуры личности, наряду
с другими проблемами, приобретает статус
глобальной проблемы современности.
Результаты исследований ученых
(И.М. Быховская, В.В. Колбанов, А.Г. Комков,
В.В. Кузин, А.В. Осницкий, М.В. Прохорова
и др.) свидетельствуют о том, что важнейшими
параметрами, определяющими успешную
адаптацию и социальную мобильность личности,
являются стрессоустойчивость, способность
к самоуправлению психическим и физическим
состоянием, общая работоспособность
и физическая кондиция человека.
Рассматривая факторы состояния
здоровья человека, большое значение отводится
такому фактору как здоровый образ жизни,
составляющим которого являются систематические
занятия различными видами физкультурной
деятельности и спортом.
Однако по статистике успешно
решить данную социально-педагогическую
задачу на практике образовательным организациям
до сих пор не удается: только 16% студентов
систематически занимаются физическими
упражнениями; более 60% выпускников профессиональных
организаций считают, что они не получили
необходимых знаний и умений для самостоятельных
занятий физическими упражнениями в профессиональной
деятельности.
Современная система физического
воспитания, детерминированная задачами
двигательной подготовки в ущерб комплексному
подходу к реализации всех ценностей физической
культуры, не обеспечивает их использование
для адаптации человека к современным
условиям профессиональной деятельности
и жизнедеятельности в целом.
Только признание необходимости
индивидуализации и дифференциации физического
воспитания, освоение студентами интеллектуальных,
коммуникативных, информационных, эмоциональных,
мобилизационных и других ценностей физкультурной
деятельности позволяет разрешить противоречие
между уровнем накопленных знаний по проблемам
становления физической культуры личности,
с одной стороны, и современной практикой
физического воспитания - с другой.
Однако реформирование общества
и системы образования породило ряд противоречий,
требующих внесения соответствующих корректив
в процесс физкультурного образования
в профессиональных организациях:
- между осознанием обществом
настоятельной необходимости гармоничного
развития личности и поддержания
здоровья через становление физической
культуры личности и отсутствием
адекватных социально-педагогических
условий ее формирования;
- между уровнем и объемом
опыта в сфере профессиональной
деятельности, и степенью реализации
потенциала физической культуры
личности.
Указанные противоречия на
методологическом уровне выражаются в
форме педагогической проблемы: каковы
концептуальные идеи, принципы, содержание
становления физической культуры в профессиональной
деятельности будущего специалиста.
Решение этой проблемы определило
тему моего педагогического проекта «Физическая
культура в профессиональной деятельности
будущего специалиста».
Объект
исследования: процесс становления физической
культуры в профессиональной деятельности
будущего специалиста
Предмет
исследования: формы работы по становлению
физической культуры будущего специалиста
Цель исследования: Разработать и апробировать
формы работы по становлению физической
культуры в профессиональной деятельности
будущего специалиста
В соответствии с проблемой,
объектом, предметом и целью исследования
были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ
проблемы исследования и определить
степень ее проработанности в
современной образовательной практике
профессиональных организаций.
2. Определить формы работы
по становлению физической культуры
в профессиональной деятельности
будущего специалиста.
3.Разработать механизмы
становления физической культуры
в процессе становления будущего
специалиста.
4. Апробировать и внедрить
комплекс методического сопровождения
форм работы по становлению физической
культуры в профессиональной деятельности
будущего специалиста.
Для решения задач применялся комплекс
методов: теоретический анализ и обобщение
литературы, анализ отечественных и зарубежных
исследований по проблемам становления
физической культуры в профессиональной
деятельности будущего специалиста, моделирование,
системный подход, ретроспективный анализ
собственной педагогической деятельности,
анкетирование, беседа, педагогический
эксперимент, анализ результатов деятельности
студентов, методы математической статистики.
Практическая
значимость проекта состоит в том, что:
- разработана и апробируется
рабочая программа «Физическая
культура в профессиональной
деятельности»;
- разработаны и внедряются
в педагогическую практику колледжа
формы работы по становлению
физической культуры в профессиональной
деятельности будущего специалиста;
- создана комплексная
методика педагогического мониторинга
процесса становления физической
культуры личности студента, включающая
в себя диагностические средства
определения уровня развития
мотивов, сформированности знаний,
умений и навыков физического
саморазвития.
Этапы
работы над проектом:
Аналитико-поисковый второе
полугодие 2013 -2014. Изучение анализ проблемы
исследования и определение степени ее
проработанности в современной образовательной
практике профессиональных организаций.
Ранжирование форм работы по становлению
физической культуры в профессиональной
деятельности будущего специалиста. Разработка пакета диагностических
материалов.
Апробация проекта 2014-2016 гг.
Реализация рабочей программы «Физическая
культура в профессиональной деятельности»
форм работы по физической культуре. Разработка
пакета диагностических материалов.
Обобщающий этап 2017г. Анализ
полученных результатов. Обобщение опыта
работы.
Раздел 1. Теоретические
и методологические основы физической
культуры в профессиональной деятельности
1.1. Теоретические
основы физической культуры в профессиональной
деятельности
Рассмотрим основные понятия,
составляющие теоретическую и методологическую
физической культуры в профессиональной
деятельности:
Физическая
культура – это основа социально-культурного
бытия индивида, основополагающая модификация
его общей и профессиональной культуры.
Физическое
воспитание – педагогически организованный
процесс развития физических качеств,
обучение двигательным действиям и формирования
специальных знаний.
Спорт – составная часть физической
культуры, основанная на использовании
соревновательной деятельности и подготовки
к ней, со стремлением занимающихся к достижению
максимального результата.
Физическое
развитие – и процесс изменения естественных
морфофункциональных свойств организма
человека в течение индивидуальной жизни.
Физическое
совершенство – процесс физического образования
и воспитания, выражающий высокую степень
физической подготовленности к жизни,
труду и защите Родины.
Физическая
и функциональная подготовленность – результат физической подготовки,
достигнутый в овладении двигательными
навыками и в развитии и в развитии физических
качеств с одновременным повышением уровня
деятельности его функциональных систем:
опорно-двигательной, сердечно-сосудистой,
дыхательной, нервной и других системах.
Двигательная
активность – естественная и специально
организованная двигательная деятельность
человека, обеспечивающая жизнедеятельность
человеческого организма.
Профессиональная
направленность физического воспитания – это использование средств
физической культуры для подготовки к
высокопроизводительному труду, обеспечению
высокой работоспособности человека.
Важным объектом профессиональной
деятельности в аспекте достижения профессионализма
является специалист.
В работе «Психология профессионализма»
Маркова А.К. выделяет две стороны профессионализма:
состояние мотивационной сферы профессиональной
деятельности человека (побуждающие мотивы)
и состояние операционной сферы профессиональной
деятельности человека (знания, мыслительные
операции, способности). При этом ключевым
моментом в мотивационной сфере профессионализма
является духовное наполнение профессии: