Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:20, аттестационная работа
Краткое описание
Актуальность исследования определяется тем, что в последнее время различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и физической кондиции стали объектом пристального внимания общества и государства, предметом научных, в том числе междисциплинарных, исследований. Это обусловлено следующими причинами: приоритет жизни и здоровья является основополагающим принципом государственной политики России в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст.3, п.3); образовательные организации в процессе реформирования системы образования переориентируются на социокультурное и личностносообразное направления, выполняют новую функцию - исследовательско-поисковую.
Содержание
Введение…………………..………………………. 3 Раздел 1. Теоретические и методологические основы физической культуры в профессиональной деятельности ……………...……………………….
7
1.1. Теоретические основы физической культуры в профессиональной деятельности……………….
7
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования……………..….
11 Раздел 2. Профессиональная направленность физического воспитания…………………………………..……..
20
2.1. Организация профессиональной направленности физического воспитания…………………………..
комфортности, определяющий
желание заниматься физическими упражнениями
в благоприятных условиях, и др.
В побуждении студентов к занятиям
физической культурой и спортом важны
и интересы.
Они отражают избирательное
отношение человека к объекту, обладающему
значимостью и эмоциональной привлекательностью.
Когда уровень осознания интереса невысок,
преобладает эмоциональная привлекательность.
Чем выше этот уровень, тем большую роль
играет объективная значимость. В интересе
отражаются потребности человека и средства
их удовлетворения. Если потребность вызывает
желание обладать предметом, то интерес
— познакомиться с ним.
В структуре интереса различают
эмоциональный компонент, познавательный
и поведенческий компоненты.
Первый связан с тем, что человек
по отношению к объекту или деятельности
всегда испытывает какие-либо чувства.
Его показателями могут быть: удовольствие,
удовлетворенность, величина потребности,
оценка личной значимости, удовлетворенность
физическим Я и др.
Второй компонент связан с осознанием
свойств объекта, пониманием его пригодности
для удовлетворения потребностей, а также
с поиском и подбором средств, необходимых
для удовлетворения возникшей потребности.
Его показателями могут быть: убежденность
в необходимости занятий физической культурой
и спортом, осознание индивидуальной необходимости
занятий; определенный уровень знаний;
стремление к познанию и др.
В поведенческом компоненте
отражаются мотивы и цели деятельности,
а также рациональные способы удовлетворения
потребности. В зависимости от активности
поведенческого компонента и интересы
могут быть реализованными и нереализованными.
Свободный выбор физкультурно-спортивных
занятий свидетельствует о наличии у человека
осознанного, активного интереса.
Интересы обычно возникают
на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной
деятельности, которые связаны:
- с удовлетворением процессом
занятий (динамичность, эмоциональность,
новизна, разнообразие, общение и др.);
- с результатами занятий
(приобретение новых знаний, умений
и навыков, овладение разнообразными
двигательными действиями, испытание
себя, улучшение результата и др.);
- с перспективой занятий
(физическое совершенство и гармоничное
развитие, воспитание личностных качеств,
укрепление здоровья, повышение спортивной
квалификации и др.).
Если же человек не имеет определенных
целей в физкультурно-спортивной деятельности,
то он не проявляет интереса к ней.
Ценностные ориентации выражают
совокупность отношений личности к физической
культуре в жизни и профессиональной деятельности.
Эмоции — важнейший компонент
ценностных ориентации, наиболее глубоко
характеризующий их содержание и сущность.
С помощью эмоций выражаются:
удовольствие, удовлетворение, величина
потребности, оценка личной значимости,
удовлетворенность физическим Я.
Волевые усилия регулируют
поведение и деятельность личности в соответствии
с поставленными целями, принятыми решениями.
Волевая активность определяется силой
мотива: если я очень хочу достичь цели,
то буду проявлять и более интенсивное,
и более длительное волевое усилие. Волевое
усилие направляется разумом, моральным
чувством, нравственными убеждениями.
Физкультурно-спортивная деятельность
развивает волевые качества:
- упорство в достижении
цели, которое проявляется через
терпеливость и настойчивость, т.е.
стремление достичь отдаленную во времени
цель, несмотря на возникающие препятствия
и трудности;
- самообладание, под которым
понимают смелость, как способность
выполнить задание, несмотря на возникающее
чувство боязни, страха;
- сдержанность (выдержка) как
способность подавлять импульсивные,
малообдуманные, эмоциональные реакции;
- собранность (сосредоточенность)
как способность концентрировать внимание
на выполняемом задании несмотря на возникающие
помехи.
К волевым качествам относятся
решительность, характеризуемая минимальным
временем принятия решения в значимой
для человека ситуации, и инициативность,
которая определяется взятием на себя
ответственности за принимаемое решение.
Таким образом, в процессе физического
воспитания осуществляется воздействие
не только на биологическую основу личности,
но и на ее биосоциальную целостность.
Поэтому невозможно судить
о физической культуре личности, опираясь
лишь на развитие ее физических возможностей,
без учета ее мыслей, чувств, ценностных
ориентации, направленности и степени
развитости интересов, потребностей, убеждений.
Владея и активно используя
разнообразные физические упражнения,
человек улучшает свое физическое состояние
и подготовленность, физически совершенствуется.
Физическое совершенство отражает
такую степень физических возможностей
личности, ее пластической свободы, которые
позволяют ей наиболее полно реализовать
свои сущностные силы, успешно принимать
участие в необходимых обществу и желательных
для нее видах социально-трудовой деятельности,
усиливают ее адаптивные возможности
и рост на этой основе социальной отдачи.
Степень физического совершенства
определяется тем, насколько прочную основу
оно представляет для дальнейшего развития,
в какой мере оно «открыто» новым качественным
изменениям и создает условия для перевода
личности в иное, более совершенное качество.
Физическое совершенствование
правомерно рассматривать как динамическое
состояние, характеризующее стремление
личности к целостному развитию посредством
избранного вида спорта или физкультурно-спортивной
деятельности. Тем самым обеспечивается
выбор средств, наиболее полно соответствующий
ее многофункциональным и социально-психологическим
особенностям, раскрытию и развитию ее
индивидуальности.
Вот почему физическое
совершенство является не просто
желаемым качеством будущего
специалиста, а необходимым элементом
его личностной структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность,
в которую включаются студенты - один их
эффективных механизмов слияния общественного
и личного интересов, формирования общественно
необходимых индивидуальных потребностей.
Ее специфическим ядром являются отношения,
развивающие физическую и духовную сферу
личности, обогащающие ее нормами, идеалами,
ценностными ориентациями. При этом происходит
превращение социального опыта в свойства
личности и превращение ее сущностных
сил во внешний результат. Целостный характер
такой деятельности делает ее мощным средством
повышения социальной активности личности.
Физическая культура личности
проявляет себя в трех основных направлениях.
Во-первых, определяет способность
к саморазвитию, отражает направленность
личности «на себя», что обусловлено ее
социальным и духовным опытом, обеспечивает
ее стремление к творческому самосовершенствованию.
Во-вторых, физическая культура
- основа самодеятельного, инициативного
самовыражения будущего специалиста,
проявление творчества в использовании
средств физической культуры, направленных
на предмет и процесс его профессионального
труда.
В-третьих, она отражает творчество
личности, направленное на отношения,
возникающие в процессе физкультурно-спортивной,
общественной и профессиональной деятельности,
т.е. на других. Чем богаче и шире круг связей
личности в этой деятельности, тем богаче
становится пространство ее субъективных
проявлений.
Раздел 2. Профессиональная
направленность физического воспитания
2.1. Организация
профессиональной направленности физического
воспитания
Профессиональная направленность
физической культуры личности – это основа,
объединяющая все остальные ее компоненты.
Критериями, по которым можно
судить о сформированности физической
культуры личности, выступают объективные
и субъективные показатели. Опираясь на
них, можно выявить существенные свойства
и меру проявления физической культуры
в деятельности.
К ним относятся:
- степень сформированности
потребности в физической культуре
и способы ее удовлетворения;
- интенсивность участия
в физкультурно-спортивной деятельности
(затрачиваемое время, регулярность);
- характер сложности
и творческий уровень этой
деятельности;
- выраженность эмоционально-волевых
и нравственных проявлений личности
в физкультурно-спортивной деятельности
(самостоятельность, настойчивость, целеустремленность,
самообладание, коллективизм, патриотизм,
трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);
- степень удовлетворенности
и отношение к выполняемой
деятельности;
- проявление самодеятельности,
самоорганизации, самообразования, самовоспитания
и самосовершенствования в физической
культуре;
- уровень физического
совершенства и отношение к
нему;
- владение средствами,
методами, умениями и навыками, необходимыми
для физического совершенствования;
- системность, глубина
и гибкость усвоения научно-практических
знаний по физической культуре
для творческого использования
в практике физкультурно-спортивной
деятельности;
- широта диапазона и
регулярность использования знаний,
умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной
деятельности в организации здорового
стиля жизни, в учебной и профессиональной
деятельности.
Таким образом, о сформированности
физической культуры личности можно судить
по тому, как и в какой конкретной форме,
проявляются личностные отношения к физической
культуре, ее ценностям.
Сложная система потребностей
личности, ее способностей предстает как
мера освоения физической культуры общества
и мера творческого самовыражения в ней.
В соответствии с критериями
мы выделяем ряд уровней проявления физической
культуры личности:
Предноминальный уровень складывается
стихийно. Причины его лежат в сфере сознания
в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью
предлагаемой педагогами программой,
содержанием занятий и внеучебной деятельности,
ее смысловым и общекультурным потенциалом;
осложненными межличностными отношениями
с педагогом.
У студентов отсутствует потребность
в познавательной активности, а знания
проявляются на уровне знакомства с учебным
материалом. Отрицается связь физической
культуры со становлением личности будущего
специалиста и процессом его профессиональной
подготовки. В мотивационной сфере доминирует
негативная или индифферентная установка.
На учебных занятиях такие студенты пассивны,
сферу внеучебной деятельности отвергают.
Уровень их физических возможностей может
быть различным.
Номинальный уровень характеризуется
индифферентным отношением студентов
к физической культуре и спонтанным использованием
ее отдельных средств и методов под влиянием
товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального
впечатления от спортивного зрелища, теле-
или кино информации.