Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:20, аттестационная работа
Краткое описание
Актуальность исследования определяется тем, что в последнее время различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и физической кондиции стали объектом пристального внимания общества и государства, предметом научных, в том числе междисциплинарных, исследований. Это обусловлено следующими причинами: приоритет жизни и здоровья является основополагающим принципом государственной политики России в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст.3, п.3); образовательные организации в процессе реформирования системы образования переориентируются на социокультурное и личностносообразное направления, выполняют новую функцию - исследовательско-поисковую.
Содержание
Введение…………………..………………………. 3 Раздел 1. Теоретические и методологические основы физической культуры в профессиональной деятельности ……………...……………………….
7
1.1. Теоретические основы физической культуры в профессиональной деятельности……………….
7
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования……………..….
11 Раздел 2. Профессиональная направленность физического воспитания…………………………………..……..
20
2.1. Организация профессиональной направленности физического воспитания…………………………..
- направленность профессии
на благо людей, стремление достичь
гуманистической ориентации и
др.;
- мотивация высоких уровней
достижения в своей трудовой
деятельности;
- стремление развить себя
как профессионала и др.;
- гармоническое прохождение
всех этапов профессионализации;
- отсутствие профессиональных
деформаций в мотивационной сфере;
- внутренний профессиональный
контроль;
- отсутствие перегрузок,
срывов и конфликтов.
Поэтому важно в каждой сфере
профессиональной деятельности определить
специфические риски, которые приводят
к различным нарушениям, деформациям и
профессиональным болезням.
Как считает А.К. Маркова, процесс
трудовой деятельности в ситуациях особого
риска может приводить к снижению, как
трудоспособности человека, так и эффективности
труда, а также к негативным изменениям
психики и утрате ценностных ориентаций
в труде. Данные нарушения могут затрагивать
разные стороны трудового процесса: профессиональную
деятельность, личность профессионала,
профессиональное общение.
По мнению Ю.Д. Железняка, в освоении
профессии и в достижении вершин профессионализма
большую роль играет использование возможностей
физической культуры в обеспечении должного
уровня здоровья, физического и духовного
развития, двигательной подготовленности
и физической работоспособности.
Следовательно, важным компонентом
профессиональной деятельности является
использование средств физической культуры
в восстановлении, сохранении и укреплении
здоровья, достижении профессионализма,
социализации, как самого специалиста,
так и конкретного индивида, с которыми
ему приходится взаимодействовать в профессиональной
деятельности.
Физическая культура, являясь
наукой, затрагивающей физическую активность
человека, накопила значительный опыт
решения различных проблем, таких как
формирование физической культуры личности
и здорового стиля жизни, восстановление,
сохранение и укрепление состояния здоровья,
социализация человека средствами физической
культуры и спорта и др.
Поэтому под понятием «физическая
культура» мы будем рассматривать основу
социально-культурного бытия индивида,
основополагающую модификацию его общей
и профессиональной культуры.
Как интегрированный
результат воспитания и профессиональной
подготовки она проявляется в
отношении человека к своему
здоровью, физическим возможностям
и способностям, в образе жизни
и профессиональной деятельности
и предстает в единстве знаний,
убеждений, ценностных ориентации
и в их практическом воплощении.
Физическая культура выступает
как интегральное качество личности, как
условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель
профессиональной культуры будущего специалиста
и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Она характеризует
свободное, сознательное самоопределение
личности, которая на разных этапах
жизненного развития из множества
ценностей избирает, осваивает те,
которые для нее наиболее, значимы.
Однако проведенный анализ
по изучению профессиональной деятельности
будущих специалистов, показал, что многие
идеи физической культуры, направленные
на формирование физической культуры
личности, физической активности и здорового
образа жизни не используются в практической
деятельности специалиста.
Решение данной проблемы, на
наш взгляд, уходит в процесс профессиональной
подготовки специалистов в колледже.
Л.П. Матвеев отмечает, что физическая
культура, являясь основным видом общечеловеческой
культуры, приводит к оптимизации физического
состояния и развитию индивида в единстве
с его психическим развитием на основе
рационализации и эффективного использования
его собственной двигательной активности
в сочетании с другими культурными ценностями.
Значимость физической культуры
во всестороннем развитии индивида может
быть осмыслена ее ценностями. В.К. Бальсевич,
Л.И.Лубышева выделяют следующие общественные
ценности: специальные знания, спортивную
технику, технологии спортивной подготовки,
методики оздоровления - все то, что создано
человеком для достижения физического
совершенства, оздоровления и организации
здорового образа жизни; личностные ценности,
которые определяются знаниями человека
в области физического совершенства, двигательными
умениями и навыками, способностью к организации
здорового стиля жизни, социально-психологическими
установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной
деятельностью; мобилизационные ценности,
позволяющие человеку выжить в экстремальных
ситуациях (болезни, травмы, экологические
кризисы, аварии и др.); валеологические
ценности - использование физических упражнений
для эффективного развития человека, формирования
его телосложения ,закаливания, повышения
работоспособности, психоэмоциональной
устойчивости.
Важной формой реализации ценностей
физической культуры в обществе является
общее физкультурное образование.
Мы считаем, что общее физкультурное
образование – необходимый вид профессиональной
деятельности специалиста, поскольку
оно направлено на формирование специальных
знаний, умений и навыков и на развитие
разносторонних физических способностей
и личностных качеств.
Рассматривая феномен спорта
в нашем исследовании, следует отметить
следующее:
1. Спорт является эффективным
средством сохранения и укрепления
здоровья, физического развития, улучшения
физической подготовленности и
повышения работоспособности; достижения
физического совершенства; формирования
потребности в здоровом стиле
жизни; поддержания жизненных и
творческих сил людей.
2. Спорт расширяет круг
общения людей, дает возможность
сопереживания, эстетического и
эмоционального восприятия, что
является средством решения социальных,
педагогических и других проблем.
3. Спорт способствует
проявлению физических и функциональных
возможностей организма.
4. Спорт рассматривается
как важное социальное средство
приобщения детей и молодежи
к здоровому образу жизни и
профилактическая работа по предупреждению
их возможного асоциального поведения
(курения, употребления спиртных
напитков, наркотиков, бродяжничества
и др.).
5. В современном мире
спорт рассматривается как гуманный
вид деятельности, ориентированный
на человека, его свободу, достоинство
и разностороннее развитие.
1.2. Физическая
культура в структуре профессионального
образования
Физическая культура студента
колледжа представлена следующими компонентами:
Мотивационно-ценностный компонент
отражает активно положительное эмоциональное отношение
к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему
знаний, интересов, мотивов и убеждений,
организующих и направляющих волевые
усилия личности, познавательную и практическую
деятельность по овладению ценностями физической культуры,
нацеленность на здоровый образ жизни,
физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической
культуры определяют знания, которые делятся на теоретические,
методические и практические.
Теоретические знания
охватывают историю развития
физической культуры, закономерности
работы организма человека в двигательной
деятельности и выполнения двигательных
действий, физического самовоспитания
и самосовершенствования. Эти знания необходимы
для объяснения и связаны с вопросом «почему?».
Методические знания
обеспечивают возможность получить
ответ на вопрос: «как использовать
теоретические знания на практике, как
самообучаться, само развиваться, самосовершенствоваться
в сфере физической культуры?»
Практические знания характеризуют
ответ на вопрос: «как эффективно выполнять
то или иное физическое упражнение, двигательное
действие?»
Знания необходимы для самопознания
личности в процессе физкультурно-спортивной
деятельности.
Прежде всего, это относится
к самосознанию, т.е. осознанию себя
как личности, осознанию своих
интересов, стремлений, переживаний.
Переживание различных эмоций,
сопровождающих самопознание, формирует
отношение к себе и образует самооценку
личности, которая имеет две стороны —
содержательную (знания) и эмоциональную
(отношение). Знания о себе соотносятся
со знаниями о других и с идеалом. В
результате выносится суждение, что у
индивида лучше, а что хуже, чем у других,
и как соответствовать идеалу.
Таким образом, самооценка —
это результат сравнительного познания
себя, а не просто констатация наличных
возможностей.
В связи с самооценкой возникают
такие личностные качества, как самоуважение,
тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет
ряд функций: сравнительного познания
себя (чего я стою); прогностическая (что
я могу); регулятивная (что я должен делать,
чтобы не потерять самоуважение, иметь
душевный комфорт).
Студент ставит перед собой
цели определенной трудности, т.е. имеет
определенный уровень притязаний, который
должен быть адекватным его реальным возможностям.
Если уровень притязаний занижен, то это
может сковывать инициативу и активность
личности в физическом совершенствований;
завышенный уровень может привести к разочарованию
в занятиях, потере веры в свои силы.
Убеждения определяют направленность
оценок и взглядов личности в сфере физической
культуры, побуждают ее активность, становятся
принципами ее поведения. Они отражают
мировоззрение студента и придают его
поступкам особую значимость и направленность.
Потребности в физической культуре
— главная побудительная, направляющая и регулирующая
сила поведения личности. Они имеют широкий
спектр: потребность в движениях и физических
нагрузках; в общении, контактах и проведении
свободного времени в кругу друзей; в играх,
развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке;
в самоутверждении, укреплении позиций
своего Я; в познании; в улучшении качества
физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.
Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного,
удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение
потребностей сопровождается положительными
эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение
— отрицательными (отчаяние, разочарование,
печаль). Человек обычно выбирает тот вид
деятельности, который в большей степени
позволяет удовлетворить возникшую потребность
и получить положительные эмоции.
Возникающая на основе потребностей
система мотивов определяет направленность
личности, стимулирует и мобилизует ее
на проявление активности.
Можно выделить следующие мотивы:
физического совершенствования,
связанный со стремлением ускорить темпы собственного
развития, занять достойное место в своем
окружении, добиться признания, уважения;
дружеской солидарности, продиктованный
желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать
с ними;
долженствования, связанный
с необходимостью посещать занятия по физической культуре,
выполнять требования учебной программы;
соперничества, характеризующий
стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде,
добиться авторитета, поднять свой престиж,
быть первым, достичь как можно большего;
подражания, связанный со стремлением
быть похожим на тех, кто достиг определенных
успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми
качествами и достоинствами, приобретенными
в результате занятий;