Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 16:20, аттестационная работа
Краткое описание
Актуальность исследования определяется тем, что в последнее время различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и физической кондиции стали объектом пристального внимания общества и государства, предметом научных, в том числе междисциплинарных, исследований. Это обусловлено следующими причинами: приоритет жизни и здоровья является основополагающим принципом государственной политики России в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст.3, п.3); образовательные организации в процессе реформирования системы образования переориентируются на социокультурное и личностносообразное направления, выполняют новую функцию - исследовательско-поисковую.
Содержание
Введение…………………..………………………. 3 Раздел 1. Теоретические и методологические основы физической культуры в профессиональной деятельности ……………...……………………….
7
1.1. Теоретические основы физической культуры в профессиональной деятельности……………….
7
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования……………..….
11 Раздел 2. Профессиональная направленность физического воспитания…………………………………..……..
20
2.1. Организация профессиональной направленности физического воспитания…………………………..
Максимальная величина перемещаемого
груза (г., величина статистической нагрузки
за смену (г/сек)) при удержании усилия:
Одной рукой
До 18000
До 43200
До 97200
Свыше 97200
Двумя руками
До 43200
До 97200
До 208800
Свыше 208800
С участием мышц корпуса и ног
До 61200
До 129600
До 266400
Свыше 266400
Классификация
труда по степени напряженности
Основной показатель напряженности
труда
Категория труда по степени
напряженности
1-я
2-я
3-я
4-я
Внимание:
Число важных объектов одновременного
наблюдения
До 5
До 10
До 25
Свыше 25
Длительность сосредоточенного
наблюдения (% от рабочего времени)
До 25
До 50
До 75
Свыше 75
Время активных действий (% от
продолжительности смены) при осуществлении
в остальное время наблюдения за ходом
производства
10—20
21—50
1—80
Более 80
Плотность сигналов в среднем
за 1 ч
До 75
До 175
До 300
Более 300
Монотонность:
Число элементов операции
Более 10
10—6
6—3
3—2
Продолжительность повторяющихся
операций (сек.)
Более 100
100—46
54—21
20—2
Время пассивного наблюдения
за производственным процессом (% к рабочему
времени)
80
90
95
98
Приведем наиболее детальную
и удобную для определения задач классификацию,
предложенную профессорами А. Б. Гандельсманом
и К. М. Смирновым. Согласно ей все виды
спорта объединены в семь групп:
Первую группу составляют виды
спорта, которые предъявляют повышенные
требования к координации движений. Это
акробатика, гимнастика, прыжки в воду.
Во вторую группу входят виды
спорта, характеризующиеся циклическими
движениями, главная черта которых – развитие
выносливости. К ним относятся бег, конькобежный
спорт, велоспорт.
Для третьей группы характерна
сила и быстрота движений, в свою очередь
она делится на две подгруппы перемещение
максимальной массы (тяжелая атлетика);
создание максимального ускорения при
постоянной массе (легкоатлетические
метания).
Четвертая группа объединяет
виды спорта, которые способствуют быстрому
сбору и освоению информации в условиях
борьбы с соперником. Это все виды единоборств.
Пятая группа особенно успешно
тренирует центральную нервную систему
в связи с необходимостью обеспечить опережающее
и предупреждающее действие. К ней относятся
мотоспорт, конный, водно-моторный спорт.
Шестая группа «воспитывает»
нервную систему при малых физических
нагрузках. В эту группу входят шахматы,
русские шашки.
Седьмая группа тренирует способность
быстрого переключения с одного вида деятельности
на другой. Это современное пятиборье,
биатлон.
Пригодность вида спорта для
целей профессиональной деятельности
оценивается по следующим направлениям:
общность формируемых навыков, идентичность
требуемых физических качеств, одинаковая
направленность на совершенствование
психофизиологических функций.
При полном совпадении направленности
влияния вида спорта на организм с основными
требованиями специальности достигается
максимальный прикладной эффект.
2.2. Формы
работы
В соответствии с ФГОС СПО физическая
культура является обязательной дисциплиной
гуманитарного образовательного цикла.
Проблему совершенствования
физического воспитания в колледже мы
рассматриваем через следующие положения:
организация и методика занятий
должны быть дифференцированы по половому
признаку.
сближение физического воспитания
с будущей профессией профессиональной
деятельностью студентов, определяемое
как профессионализация физического воспитания.
индивидуализации занятий по
физическому воспитанию в соответствии
с возможностями и склонностями студентов.
Учебная дисциплина «Физическая
культура в профессиональной деятельности»
предусматривает профессионализацию
физического воспитания и, соответственно,
использования конкретного вида спорта.
Например, в группах «Дошкольного
образование» – рассматривается вид спорта
«волейбол» как средства двигательной
активности, позволяющий развить интерес
определенной группы студенток к занятиям,
повысить физическую и умственную работоспособность,
улучшить физическое и функциональное
состояние.
С целью определения общего
уровня отношения к физической культуре
на 1 этапе работы было проведено изучение
уровня отношений студентов к физической
культуре. Было задействовано 156 респондентов.
По результатам был выявлен
низкий уровень физической подготовленности
студентов, низкий интерес к своему здоровью,
физической культуре и спорту.
Среди 1 курсов 78 % имеют отклонения
в здоровье, наиболее распространенными
являются заболевания системы пищеварения,
органов дыхания и опорно-двигательного
аппарата.
Уровень физкультурно-спортивной
активности студенчества весьма невысок:
регулярно используют средства физической
культуры в целях оптимизации своего физического
состояния всего 25 % студентов; при этом,
у девушек интерес к занятиям физическими
упражнениями особенно низок. Также студенты
ставят физическую культуру в числе жизненно
необходимых ценностей на одно из последних
мест.
Поэтому физкультурное воспитание
в рамках учебной, внеаудиторной и внеурочной
деятельности рассматривается как воспитание
личности через культуру посредством
освоения ценностного потенциала физической
культуры, как педагогический процесс
формирования физической культуры личности
студента.
В процессе изучения теоретико-методологической
литературы по теме определены основные
концептуальные идеи: распределение студентов
на группы для занятий по физическому
воспитанию по их интересам и склонностям
в выборе того или иного вида физических
упражнений.
Целесообразность занятий со
спортивной направленностью подтверждается
рядом педагогических и физиологических
исследований. Так, учебные занятия, по
физическому воспитанию, организованные
по принципу совершенствования в отдельных
видах спорта, значительно повысили интерес
к таким занятиям, создали лучшие предпосылки
для усвоения учебной программы по физическому
воспитанию, способствовали улучшению
физической подготовленности студентов,
улучшали умственную работоспособность.
Распределение проводится в
начале учебного года после медицинского
обследования с учетом состояния здоровья,
физического развития, физической и спортивной
подготовленности, интересов. Студенты,
не прошедшие медицинского обследования,
к практическим учебным занятиям не допускаются.
Студенты, имеющие высокую спортивную
квалификацию, могут быть переведены на
индивидуальный график занятий, но с обязательным
выполнением в установленные сроки зачетных
требований.
В физическом воспитании студентов
используются разнообразные формы учебных
и внеучебных занятий на протяжении всего
периода обучения в колледже. Учебные
занятия проводятся в форме: теоретических,
практических, контрольных; элективных
методико-практических и учебно-тренировочных
занятий; индивидуальных и индивидуально-групповых
дополнительных занятий или консультаций;
самостоятельных занятий по заданию и
под контролем преподавателя.
Внеучебные занятия организуются
в форме: выполнения физических упражнений
и рекреационных мероприятий в режиме
учебного дня; занятий в спортивных клубах,
секциях, группах по интересам; самодеятельных
занятий физическими упражнениями, спортом,
туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных
и спортивных мероприятий.
Заключение
Таким образом, становление
физической культуры личности является
составной частью учебно-воспитательного
процесса колледжа, выступает как неотъемлемая
его подсистема и определяется как планируемый
и организуемый процесс, который выражается
в целенаправленном развитии всех подструктур
физической культуры личности: мотивационной
(развитие потребности в формировании
ценностей здорового образа жизни, в физическом
совершенствовании, а также мотивов и
направленности личности на саморазвитие
в сфере физической культуры); когнитивной
(практико-ориентированная система знаний
и умений физического и профессионального
саморазвития); деятельностной (достижение
определенной физической кондиции через
индивидуально-ориентированную и личностно
значимую физическую активность как предпосылку
развития устойчивых привычек здорового
образа жизни).
Процесс становления физической
культуры личности в системе колледжа
носит управляемый характер при соблюдении
психолого-педагогических условий, предусматривающих:
мониторинг состояния физического воспитания,
изучение и интеграцию основных характеристик
физической культуры личности, определение
уровня ее развития на разных этапах обучения,
коррекцию, вариативность выбора видов
физкультурной деятельности, которые
образуют целостную совокупность компонентов
взаимодополняющих и обусловливающих
друг друга.
Условиями повышения роли физической
культуры и спорта в профессиональной
деятельности специалиста выступают:
Усиление роли дисциплины "Физическая
культура" в профессиональной подготовке
будущего специалиста. Формирование у
студентов специальных знаний, методических
умений и навыков.
Введение в учебный план учебной
дисциплины «Физическая культура в профессиональной
деятельности»
Формирование у студентов потребности
в физической активности как факторе достижения
должного уровня профессиональной готовности
на этапе обучения в колледже.
Междисциплинарный подход к
профессиональной подготовке на этапе
обучения студентов в колледже, дисциплина
"физическая культура" – должна быть
взаимосвязанной с дисциплинами профессионального
цикла.
Таким образом, занятия физической
культурой ведет к гармоничному развитию
человека. Мы можем это смело утверждать
на основе сделанных нами выводов.
Полученные результаты
исследования дают возможность
утверждать, что продуктом исследовательской
работы является актуальным и
востребованным.
Мы доказали, что без занятий
физкультурой в наше время абсолютно невозможно
обойтись и если проигнорировать сделанные
нами выводы, то человек не сможет быть
полноценным членом нашего общества.
Физкультура
помогает быть здоровым и гармонично развитым
человеком.