Физические качества у женщин, занимающихся танцами их реабилитация и восстановление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:36, диссертация

Краткое описание

Актуальность. Развитие физических качеств является одним из основных направлений процесса физического совершенствования женского организма. Уровень развития физических качеств в значительной мере определяет результативность формирования двигательных навыков и умений и успешное использование их в различных жизненных ситуациях, в том числе и профессиональной деятельности. Имеется большое количество исследований, подтверждающих положение о том, что рациональное использование физических упражнений не только замедляет процесс старения, но и приводит к существенному улучшению физического и психического состояния населения, повышает работоспособность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..3
ГЛАВА I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ……..5
1.1.Формы проявления и механизмы развития силы………………….…….6
1.2. Выносливость, её виды и развитие……………………………………….8
1.3 Понятие быстроты и её проявления ……………….………………………23
1.4. Гибкость как физическое качество ………………….…………………….25
1.5. Особенности двигательного аппарата и развития физических качеств у женщин ………………………………31
1.6. Особенности реабилитации инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата………………………33
1.7. Реабилитация инвалидов-колясочников в спортивных танцах…………………………...……………….………..…………..36
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................40
2.1.Материалы исследования……………………………………….…...……..40
2.2. Методы исследования.………………………………………..……….........40
2.3.Организация исследования…………………………………………………46
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.47
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….54

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_proverka.docx

— 312.33 Кб (Скачать файл)

Быстрота, как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т.е осуществлять "включение - выключение".

Скоростные качества человека определяются, прежде всего, такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно - мышечного аппарата (механизм), времени суток и др.

Быстрота  решающий фактор во многих видах спорта.

1.4.  Гибкость и ловкость как физические качества.

Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте во мне связана с важным свойством  опорно-двигательного аппарата способности  к мышечной релаксации - гибкостью.

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для  выполнения движений с большой и  предельной амплитудой. Недостаточная  подвижность в суставах может  ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции  и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты  и, снижая экономичность работы организма, и зачастую приводит к серьёзным  травмам мышц и связок.

Сам термин "гибкость" обычно используется для интегральной оценки подвижности  звеньев тела, т.е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставе всего  тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говори о "подвижности" в них.

В теории и методике физического  воспитания гибкость рассматривается  как морфункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев  тела. Различают две формы проявления гибкости:

  1. активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря собственным мышечным усилиям;
  2. пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движении, достигаемой воздействии внешних сил, например, с помощью партнёра, либо отягощения и т.п.

В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнений амплитуда движений. Разницу  между показателями активной и пассивной  гибкости называют резервной напряженностью или “запасом гибкости”.

Различают также общую и специальную  гибкость. Общая гибкость характеризует  подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные  движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Различают  динамические, статические, а также  смешанные статодинамические упражнения на растягивание. Зависит проявление гибкости от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции  тонуса мышц, С ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность  анатомические особенности связочного аппарата. Причём мышцы это тормоз активных движении Мышцы плюс связочный  аппарат и суставная сумка, в  которую заключены концы костей и связок, это тормоза пассивного движения и, наконец, кости - это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная  сумка, тем больше ограничена подвижность  сочленяющихся сегментов тела. Кроме  того, размах движений лимитирован  напряжением мышц антагонистов. Поэтому  проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы  и особенностей сочленяющихся суставных  поверхностей, но и от способности  человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением  мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность  мышц антагонистов к растяжению, тем  меньшее сопротивление они оказывают  при выполнении движений, и тем "легче" выполняются эти движения. Недостаточная  подвижность в суставах, связана  с несогласованной работой мышц вызывает “крепощение” движений, что  затрудняет процесс освоения двигательных навыков. К снижению гибкости может  привести систематическое, или на отдельных  этапах подготовки, применения силовых  упражнений, если в тренировочный  процесс включаются упражнения на растягивание.

Проявление гибкости в той или  иной степени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий времени  суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления. Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько  снижена. Однако, тренировка в утренние часы весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается при повышении температуры среды и тела - увеличивается.

Утомление также ограничивает амплитуду  активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата.

Касаясь возрастного аспекта проявления гибкости можно отметить, что гибкость зависит от возраста. Обычно подвижность  крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, объясняется  тем, что в этом возрасте мышечно-связочный  аппарат более эластичен и  растяжим.

В возрасте от 13-14 лет наблюдается  стабилизация развития гибкости, и, как  правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а  затем имеет устойчивую тенденцию  к снижению. Вместе с тем, если после 13-14 лет не выполнять упражнения растягивания, то гибкость начнёт снижаться  уже в юношеском возрасте. И  наоборот, практика показывает что  даже в возрасте 40-50 лет регулярные занятия с применением разнообразных  средств и методов гибкость повышается. Даже выше уровень, чем в юные годы.

Гибкость зависит и от пола. Так  подвижность в суставах у девушек  выше, чем у юношей примерно на 20-30%. Процесс развития гибкости индивидуализирован. Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно.

Ловкость это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость - это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

  1. координационная сложность двигательного задания;
  2. точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
  3. время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Различают общую и специальную  ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые  многообразные связи с другими  физическими качествами, тесно связана  с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в  первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень  мышечной чувствительности, достигнутый  в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых  движений. Среди факторов, обуславливающих  развитие проявление ловкости, большое  значение имеют координационные  способности.

Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).

Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием  на внезапно меняющуюся обстановку.

Обычно для развития ловкости применяют  повторный и игровой методы. Интервалы  отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании  ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В  процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

выполнение  привычных упражнений из непривычных  исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

зеркальное  выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);

создание  непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных  снарядов и устройств (снаряды различного веса);

усложнение  условий выполнения обычных упражнений;

изменение скорости и темпа движений;

изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

 Развитие ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых  упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном  звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.

Различают общую прыгучесть, под  которой понимают способность выполнять  прыжок (вверх, в длину) и специальную  прыгучесть - способность развить  высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует  считать сочетание разбега с  отталкиванием.

Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния  организма, т.е. от величины стартовой  скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).

Эффективность прыжка рассматривается специалистами  как функция силы.

1.5. Особенности двигательного аппарата и развития физических качеств у женщин.

У женщин меньше, чем у мужчин, длина (в среднем на 10 см) и вес тела (на 10 кг). Меньшие размерам тела соответствуют и меньшие размеры внутренних органов и мышечной массы. Имеются отличия и в пропорциях различных частей тела: конечности у женщин короче, а туловище длиннее, поперечные размеры таза больше, а плечи уже. Эти особенности строения тела обуславливают более низкое общее положения центра масс, что способствует лучшему сохранению равновесия, например, в гребле, упражнениях на бревне и т.д. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движений при локомоциях. Благодаря хорошей подвижности позвоночника и эластичности связочного аппарата возможна значительная амплитуда движений. Большая гибкость. Сравнительно легче женщины выполняют поперечный шпагат. Красоте и эффективности выполнения движений способствует и то, что у женщин чаше встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие. Леворукость встречается в 3 раза реже, чем у мужчин. Заметно преобладает по сравнению с мужчинами правосторонняя  симметрия  -сочетания преимущества правой руки, ноги и глаза.

Для женского организма в процессе индивидуального  развития (онтогенеза) характерны специфические особенности проявления и более раннее развитие физических качеств.

Абсолютная мышечная сила у женщин меньше, чем у мужчин, так как у них тоньше мышечные волокна и меньше мышечная масса(примерно30-35% веса тела, тогда как у мужчин порядка 40-45%). Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах не зависит от пола. Относительная сила у женщин благодаря меньшему весу тела, почти достигает мужских показателей, а для мышц бедра даже превосходит их. Максимальная произвольная сила более слабых мышц руки, плечевого пояса и туловища составляет у мужчин 40-70% от показателей у мужчин. Более сильных мышц ног-70-80%.

В ходе индивидуального  развития наибольший прирост абсолютной силы у девочек- подростков наблюдается  в 12-14 лет. Максимальные показатели силы достигаются в 15-16 лет (у мужчин в 18-20лет). Относительная сила по мере увеличения веса тела может практически не увеличиваться или даже снижаться. У юных спортсменок более быстрый рост абсолютной силы и сравнительно меньшее увеличение веса тела способствуют нарастанию относительной мышечной силы. Это особенно заметно при отставании биологического возраста от паспортного у девочек - ретарданток, занимающихся спортивной гимнастикой.

Женщины отличаются меньшим развитием  качества быстроты по сравнению с мужчинами. Они больше времени тратят на обработку поступающей информации и соответственно у них больше время зрительно- двигательной реакции. Время простой двигательной реакции руки на световые раздражения у высококвалифицированных спотрсменов-120мс,а у спортсменок- 140.

Во время двигательной реакции резко сокращается к 10-13 годам. Этот период наиболее благоприятен для развития быстроты у девочек. Максимального значения скорость зрительно-двигательных реакций достигает у женщин в 13 лет (у мужчин в 15лет). Быстрота движений растет до 14 лет. У женщин, не занимающихся спортом. Она затем снижается, а у спортсменок возрастает и далее. Максимальная скорость и частота движений интенсивно нарастают в период 11-16лет. У женщин максимальная скорость движений на 10-15% ниже, чем у мужчин.

1.7. Особенности реабилитации инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата.

Инвалидность, связанная с поражениями  опорно-двигательного аппарата, может  возникать вследствие разнообразных  заболеваний, врожденных дефектов, травматических повреждений костно-суставного аппарата и нервно-мышечной системы. Наибольший «вклад» в формирование контингента  инвалидов с поражениями опорно-двигательного  аппарата вносят травмы всех локализаций (позвоночника, верхних и нижних конечностей), дегенеративно-дистрофические заболевания костей и суставов, ДЦП, в меньшей степени — врожденные недоразвития и аномалии конечностей.

Информация о работе Физические качества у женщин, занимающихся танцами их реабилитация и восстановление