Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:36, диссертация
Актуальность. Развитие физических качеств является одним из основных направлений процесса физического совершенствования женского организма. Уровень развития физических качеств в значительной мере определяет результативность формирования двигательных навыков и умений и успешное использование их в различных жизненных ситуациях, в том числе и профессиональной деятельности. Имеется большое количество исследований, подтверждающих положение о том, что рациональное использование физических упражнений не только замедляет процесс старения, но и приводит к существенному улучшению физического и психического состояния населения, повышает работоспособность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..3
ГЛАВА I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ……..5
1.1.Формы проявления и механизмы развития силы………………….…….6
1.2. Выносливость, её виды и развитие……………………………………….8
1.3 Понятие быстроты и её проявления ……………….………………………23
1.4. Гибкость как физическое качество ………………….…………………….25
1.5. Особенности двигательного аппарата и развития физических качеств у женщин ………………………………31
1.6. Особенности реабилитации инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата………………………33
1.7. Реабилитация инвалидов-колясочников в спортивных танцах…………………………...……………….………..…………..36
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.....................40
2.1.Материалы исследования……………………………………….…...……..40
2.2. Методы исследования.………………………………………..……….........40
2.3.Организация исследования…………………………………………………46
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.47
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….54
Быстрота, как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т.е осуществлять "включение - выключение".
Скоростные качества человека определяются, прежде всего, такими факторами как наследственность возраст, пол, состояние нервно - мышечного аппарата (механизм), времени суток и др.
Быстрота решающий фактор во многих видах спорта.
1.4. Гибкость и ловкость как физические качества.
Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте во мне связана с важным свойством опорно-двигательного аппарата способности к мышечной релаксации - гибкостью.
В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок.
Сам термин "гибкость" обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, т.е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставе всего тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говори о "подвижности" в них.
В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как морфункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы проявления гибкости:
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнений амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной напряженностью или “запасом гибкости”.
Различают также общую и специальную
гибкость. Общая гибкость характеризует
подвижность во всех суставах тела
и позволяет выполнять
Развивают гибкость с помощью упражнений
на растягивание мышц и связок. Различают
динамические, статические, а также
смешанные статодинамические
Проявление гибкости в той или
иной степени зависит и от общего
функционального состояния
Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата.
Касаясь возрастного аспекта проявления гибкости можно отметить, что гибкость зависит от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, объясняется тем, что в этом возрасте мышечно-связочный аппарат более эластичен и растяжим.
В возрасте от 13-14 лет наблюдается
стабилизация развития гибкости, и, как
правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается,
происходит остановка развития, а
затем имеет устойчивую тенденцию
к снижению. Вместе с тем, если после
13-14 лет не выполнять упражнения
растягивания, то гибкость начнёт снижаться
уже в юношеском возрасте. И
наоборот, практика показывает что
даже в возрасте 40-50 лет регулярные
занятия с применением
Гибкость зависит и от пола. Так подвижность в суставах у девушек выше, чем у юношей примерно на 20-30%. Процесс развития гибкости индивидуализирован. Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно.
Ловкость это сложное качество,
характеризующееся хорошей
Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками, содействуя их развитию, они в свою очередь, улучшают ловкость. Двигательные навыки, как известно, приобретаются в первые пять лет жизни (около 30% общего фонда движений), а к 12 годам - уже 90% движений взросл человека. Уровень мышечной чувствительности, достигнутый в молодые годы, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Среди факторов, обуславливающих развитие проявление ловкости, большое значение имеют координационные способности.
Ловкость - весьма специфическое качество. Можно обладать хорошей ловкостью в играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры).
Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:
выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);
зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
усложнение условий выполнения обычных упражнений;
изменение скорости и темпа движений;
изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).
Развитие ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость.
По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.
Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).
Эффективность прыжка рассматривается специалистами как функция силы.
1.5. Особенности двигательного аппарата и развития физических качеств у женщин.
У женщин меньше, чем у мужчин, длина (в среднем на 10 см) и вес тела (на 10 кг). Меньшие размерам тела соответствуют и меньшие размеры внутренних органов и мышечной массы. Имеются отличия и в пропорциях различных частей тела: конечности у женщин короче, а туловище длиннее, поперечные размеры таза больше, а плечи уже. Эти особенности строения тела обуславливают более низкое общее положения центра масс, что способствует лучшему сохранению равновесия, например, в гребле, упражнениях на бревне и т.д. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движений при локомоциях. Благодаря хорошей подвижности позвоночника и эластичности связочного аппарата возможна значительная амплитуда движений. Большая гибкость. Сравнительно легче женщины выполняют поперечный шпагат. Красоте и эффективности выполнения движений способствует и то, что у женщин чаше встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие. Леворукость встречается в 3 раза реже, чем у мужчин. Заметно преобладает по сравнению с мужчинами правосторонняя симметрия -сочетания преимущества правой руки, ноги и глаза.
Для женского организма в процессе индивидуального развития (онтогенеза) характерны специфические особенности проявления и более раннее развитие физических качеств.
Абсолютная мышечная сила у женщин меньше, чем у мужчин, так как у них тоньше мышечные волокна и меньше мышечная масса(примерно30-35% веса тела, тогда как у мужчин порядка 40-45%). Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах не зависит от пола. Относительная сила у женщин благодаря меньшему весу тела, почти достигает мужских показателей, а для мышц бедра даже превосходит их. Максимальная произвольная сила более слабых мышц руки, плечевого пояса и туловища составляет у мужчин 40-70% от показателей у мужчин. Более сильных мышц ног-70-80%.
В ходе индивидуального развития наибольший прирост абсолютной силы у девочек- подростков наблюдается в 12-14 лет. Максимальные показатели силы достигаются в 15-16 лет (у мужчин в 18-20лет). Относительная сила по мере увеличения веса тела может практически не увеличиваться или даже снижаться. У юных спортсменок более быстрый рост абсолютной силы и сравнительно меньшее увеличение веса тела способствуют нарастанию относительной мышечной силы. Это особенно заметно при отставании биологического возраста от паспортного у девочек - ретарданток, занимающихся спортивной гимнастикой.
Женщины отличаются меньшим развитием качества быстроты по сравнению с мужчинами. Они больше времени тратят на обработку поступающей информации и соответственно у них больше время зрительно- двигательной реакции. Время простой двигательной реакции руки на световые раздражения у высококвалифицированных спотрсменов-120мс,а у спортсменок- 140.
Во время двигательной реакции резко сокращается к 10-13 годам. Этот период наиболее благоприятен для развития быстроты у девочек. Максимального значения скорость зрительно-двигательных реакций достигает у женщин в 13 лет (у мужчин в 15лет). Быстрота движений растет до 14 лет. У женщин, не занимающихся спортом. Она затем снижается, а у спортсменок возрастает и далее. Максимальная скорость и частота движений интенсивно нарастают в период 11-16лет. У женщин максимальная скорость движений на 10-15% ниже, чем у мужчин.
Инвалидность, связанная с поражениями
опорно-двигательного аппарата, может
возникать вследствие разнообразных
заболеваний, врожденных дефектов, травматических
повреждений костно-суставного аппарата
и нервно-мышечной системы. Наибольший
«вклад» в формирование контингента
инвалидов с поражениями