Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:57, курсовая работа
Физическое упражнение – двигательная деятельность, направленная на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.
Физическое упражнение – это основное средство физического воспитания и спортивной тренировки. Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность: выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности. Поэтому многие физические упражнения существенно отличаются друг от друга по форме и содержанию.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Физическое упражнение - основное специфическое средство физического воспитания………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика физического упражнения………………… 5
1.2 Содержание, формы и свойства физического упражнения………..6
1.3 Классификации физических упражнений…………………………..8
Глава 2. Техника физических упражнений…………………………………..12
2.1 Общее понятие о технике двигательных действий………………...12
2.2 Основа техники физического упражнения, её главное звено и
детали……………………………………………………………………...12
2.3 Фазы техники физического упражнения…………………………....13
Глава 3. Характеристики движений физических упражнений……………...16
3.1 Кинематические характеристики физического упражнения………16
3.2 Динамические характеристики физического упражнения…………20
3.3 Ритмические характеристики физического упражнения…………...21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………………………….26
Амплитуда движения — величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линейными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).
Амплитуда движений зависит
от строения костей, суставов, эластичности
связок и мышц. Подвижность
сочленения, которая достигается
сокращением мышц, называют активной.
Подвижность, вызываемая действием
внешних сил (партер), называется
пассивной. Величина пассивной подвижности
больше активной. В жизни и в
практике физического воспитания
максимальная, анатомически возможная
амплитуда движений обычно не
используется. Для достижения максимальной
амплитуды требуется
Временные характеристики раскрывают движения во времени: когда оно началось и закончилось (момент времени), как долго длилось (длительность движения), как часто выполнялось движение (темп). Включают в себя длительность, темп и частоту движения. Вместе с пространственно-временными характеристиками они определяют характер движений человека.
Длительность движения — это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей (в плавании, например, это старт, плавание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе, опоры и полета в беге), циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительности зависят практические достижения во многих двигательных действиях.
Продолжительность каждой фазы, периода, цикла в упражнении, можно измерить и определить ее влияние на результат (например, длительность периодов опоры и полета в беге). Изменение времени выполнения двигательного действия может влиять на деятельность соответствующих органов и систем организма занимающихся.
Темп движения — это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, естественно, не наблюдается.
Темп определяется количеством повторных движений в единицу времени, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в минуту. Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем она меньше, тем он выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определенной дистанции ведет к повышению частоты шагов.
Максимальная частота движений является одним из показателей быстроты как физического качества человека. Не следует отождествлять понятия темпа и скорости движений, хотя часто (но не всегда) скорость движений зависит от темпа и наоборот.
Так, в беге с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость движений может остаться и неизменной. В некоторых случаях (например, в вольных упражнениях в гимнастике) при сохранении одной и той же амплитуды и скорости темп может изменяться за счет увеличения паузы между движениями.
Темп движений во многих видах физических упражнений, с одной стороны, отражает уровень развития быстроты, а с другой — степень владения техникой.
Например, чем больше развита у гребца быстрота движений, тем более высокую частоту гребков он может показать. В то же время, чем совершеннее его техника, тем при более высоком темпе он может правильно выполнять все элементы гребка.
Способность занимающихся изменять темп движений в соревновательных условиях определяется их подготовленностью. У победителей в циклических видах спорта (гребля, бег на дальнюю дистанцию), как правило, вариативность темпа движений гораздо выше, чем у спортсменов, занявших в соревнованиях низкие места.
Нахождение оптимального темпа — одна из главных задач при овладении техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определяется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной частотой движения. При этом фиксируется показанное время. Темп, дающий возможность достигнуть наиболее высокого результата, определяется как индивидуально-оптимальный.
Пространственно-временные характеристики определяют, как изменяются положение тела и движения человека во времени. Основной из них является скорость движения.
Скорость движения - это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени
При определении скорости в поступательном движении ее обычно измеряют в м./с (линейная скорость), а при вращательном в рад./с (угловая скорость).
Если скорость движения постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется — неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением. Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью — скорость возрастает, и отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости — скорость убывает.
Движения, выполняемые без
скачкообразного изменения
В зависимости от величины скорости выделяют также быстрые и медленные движения. Кроме того, различают скорость оптимальную, т.е. наиболее удобную и максимальную. Скорость бывает произвольная и вынужденная. Например, у лыжника при подъеме в гору скорость — произвольная, при спуске с горы — вынужденная.
Понятие скорости движений
не следует отождествлять с
Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов. Например, в беге — от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых двигательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особенно к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска. Без высокой скорости движений в момент толчка при прыжках невозможно прыгнуть высоко или далеко.
Есть упражнения, в которых для достижения наибольшего результата важна не максимальная, а оптимальная скорость. К примеру, при метании копья необязательно стремиться к максимальной скорости стартового разгона. Необходимо определить для каждого занимающегося такую скорость, которая обеспечивала бы наилучшее выполнение финального усилия.
В некоторых действиях от скорости движений зависит своевременное решение тех или иных двигательных задач. Например, занятие выгодной позиции в спортивной игре, предупреждение нападения соперника и т.д. При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость, т.е. проходить отдельные отрезки дистанции со скоростью по заранее составленному графику. Это позволяет целесообразно распределять свои силы на дистанции и отдалять момент наступления утомления, умение произвольно управлять скоростью движений называют "чувством скорости". Педагог, устанавливая определенную скорость движений для занимающихся, при овладении техникой двигательных действий должен учитывать: решаемую двигательную задачу, особенности изучаемого упражнения, внешние условия, возраст, пол и степень физической подготовленности занимающихся, состояние организма в данный момент времени и др.[13]
3.2 Динамические характеристики физического упражнения
Биомеханические силы, с использованием которых совершаются движения человека, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения тяги мышц, силы упругого, эластического сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы, возникающие при взаимодействии звеньев опорно-двигательного аппарата, и т. д.) и внешние (гравитационные силы, силы реакции опоры, силы трения, силы сопротивления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.). Взаимодействие всех этих сил составляет силовую, или динамическую, структуру двигательных действий. Эффективность техники физического упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняющий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движения.[5]
В биомеханике спорта и
других научно-исследовательских
В деталях ее характеризует
ряд закономерностей и черт взаимодействия
сил, в частности: оправданная передача
по ходу упражнения количества движения
с одного звена двигательного
аппарата на другое (когда движение
в очередной фазе совершается
не только в результате мышечных сокращений,
но и как бы благодаря переносу
кинетической энергии с одного, ранее
двигавшегося звена на другое, как,
например, при выходе в упор в
подъеме разгибом на брусьях благодаря
активному торможению движения ног),
целесообразное создание противодействия
противоположно направленным силам (например,
гравитационным силам при отталкивании
в прыжках), последовательное наращивание
усилий в решающей фазе действия (равнодействующая
сил, приведенных в действие к
исходу этой фазы, должна возможно полно
совпадать с оптимальным
3.3 Ритмические характеристики физического упражнения
Ритм — это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастания и уменьшения) в динамике действия.
Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве
Ритм движений присущ как
повторяющимся (циклическим), так и
однократным (ациклическим) двигательным
действиям. Ритм обычно определяют путем
измерения соотношения
Ритм движений может быть
рациональным, правильным, способствующим
высокому результату и нерациональным,
снижающим результаты. Так, рывок
и подъем штанги на грудь могут
выполняться в двухтактном (рациональном)
и однотактном (нерациональном) ритме.
В первом случае движение начинается
со старта энергично, затем, на уровне
коленей, усилие резко снижается
и в подрыве вновь
Различают также постоянный
(стабильный) и переменный (вариативный)
ритмы. На изменение ритма при
выполнении физического упражнения
влияют решаемая двигательная задача,
внешние условия и общее