Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является экспериментальное обоснование эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.
В работе представлены требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Рассмотрено годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями. Проведено исследование, целью которого являлось:
выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а также
изучить состояние здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов.
В ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей, а также предложены рекомендации для совершенствования процесса подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности.
Разработана проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра на территории училища. Рассмотрены вопросы экономической привлекательности проекта.
Дан анализ мероприятий по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности курсантов-спасателей при проведении занятий по физической культуре.
Введение
1. Основной раздел № 1. Теоретические аспекты физического воспитания
1.1 Система физического воспитания в России
1.2. Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУГА
1.3 Содержание учебной программы
1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений
1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств
1.4 Организация процесса физического воспитания
2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1 Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1.1 Экспериментальное исследование
2.2 Морфофункциональное развитие курсантов—спасателей
2.2.1 Физическое развитие и его показатели
2.2.2 Экспериментальное исследование
2.3 Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин
2.3.1 Профессионально-прикладная физическая подготовка
2.3.2 Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1 Общие положения
3.2. Расчёт экономической эффективности строительства спортивного ядра на территории УВАУ ГА
4. Специальный раздел № 2. Организация охраны труда при занятиях физической культурой
4.1 Нормативно-правовые документы по охране труда на занятиях по физической культуре
4.2 Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
5. Специальный раздел № 3. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)
Заключение
Библиографический список
ППФП спасателей МЧС России осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Министерством чрезвычайных ситуаций РФ. Это одна из немногих профессий, которая сочетает в себе владение профессиональными качествами сразу нескольких профессий, а именно: пожарного, водолаза, парашютиста, скалолаза и др. Исходя из этого, спасатели должны обладать специфическими, следующими основными качествами:
- способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
-способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
- способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
- способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
- способностью переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки;
- способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
- способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
- умением безопасно выполнять работу;
- способностью к взаимопониманию, состраданию [5, 31,32].
Труд спасателя связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях.
Переход к чрезвычайной активности происходит мгновенно. Боевая активность, связанная с тушением пожаров или иными АСР, имеет характеристики, требующие от спасателя оперативности, решительности, энтузиазма, физической активности. Без этих качеств невозможна успешная деятельность по ликвидации ЧС [38,39].
Решающим фактором подготовки спасателей является содержание его обучения. Рассмотрим некоторые, наиболее значимые профессионально-прикладные учебные дисциплины, качественному усвоению содержания программных требований и норм которых, способствует учебный процесс по физическому воспитанию.
Пожарно-спасательная подготовка
Целью изучения данной дисциплины специализации является получение курсантами знаний, умений и навыков, необходимых руководителю ведомственной пожарной охраны (ВПО) СПАСОП для подготовки личного состава подразделений ВПО СПАСОП к практическим действиям по тушению пожаров и спасанию людей на воздушном судне (ВС) и объектах инфраструктуры ГА.
Изучение данной дисциплины базируется на знании курсантами таких дисциплин как «Пожарно-спасательная техника и оборудование», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности», «Спасательная техника, оборудование и снаряжение», «Пожарная тактика».
В свою очередь дисциплина «Пожарно-спасательная подготовка» изучается во взаимодействии с такими дисциплинами как «Психология и педагогика», «Физическая подготовка», «Производственная безопасность», «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации», «Производственная безопасность», в содержании которых рассматривается конструкция, тактико-технические данные, особенности эксплуатации и обслуживания пожарной техники и снаряжения, вопросы организации подготовки и использования сил и средств ведомственной пожарной охраны ПАСОП на различных этапах боевых действий на пожарах, оформления оперативных и учебно-методических материалов.
В результате изучения учебной дисциплины «Пожарно-спасательная подготовка» курсанты должны:
Иметь представление:
- о порядке организации и проведения пожарно-спасательной подготовки с начальствующим составом пожарной части;
- о правильности составления оперативных и учебно-методических документов и оформления схем тушения пожаров;
- о принципах использования сил и средств подразделений пожарной охраны в период организации спасательных работ на аэродромах и воздушных судах.
Знать:
- приемы работы с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием;
- мероприятия по обеспечению физической готовности личного состава ВПО и подготовке расчетов к боевой работе на пожарах;
- принципы рационального и тактически грамотного использования сил и средств ВПО на различных этапах боевых действий;
- порядок выполнения упражнений личным составом ВПО как индивидуально, так и в составе расчета, команды, правила техники безопасности и нормативы при проведении занятий;
- методы проведения учений, занятий, тренировок с личным составом ВПО и взаимодействующими подразделениями;
- методы воспитания у личного состава психологической устойчивости, дисциплинированности и взаимопомощи при выполнении задач службы.
Уметь:
- укладывать и надевать боевую одежду и снаряжение; работать со спасательной верёвкой и пожарной лестницей;
- работать с пожарными стволами, рукавами, рукавной арматурой и принадлежностями;
- устанавливать пожарные автомобили на водоисточнике. Организовать боевое развёртывание по тушению пожаров;
- проводить занятия и тренировки с личным составом пожарно-спасательной команды (ПСК) на пожарной технике, с пожарно-техническим вооружением и оборудованием;
- составлять планы проведения учений, планы-конспекты для проведения занятий по пожарно-спасательной подготовке [26].
Парашютно-спасательная подготовка
Целью учебной дисциплины «Парашютно-спасательная подготовка» является изучение курсантами парашютной техники, оборудования и снаряжения применяемых в региональных поисково-спасательных базах (РПСБ), в подразделениях поиска и спасения СПАСОП гражданской авиации, правил эксплуатации, обслуживания и хранения парашютной техники, снаряжения и оборудования.
Изучение данной дисциплины базируется на знании обучающихся таких дисциплин как «Физика», «Медико-биологических основ», «Безопасности жизнедеятельности», «Физиология человека».
В свою очередь дисциплина «Парашютно-спасательная подготовка» изучается во взаимодействии с такими дисциплинами как «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации», «Медицина катастроф», «Физическая подготовка», «Основы климатологии и метеорологии», «Выживание», в содержании которых рассматриваются инструкция, тактико-технические данные, эксплуатации снаряжения и оборудования, адаптация и организация выживания в экстремальных ситуациях (ЭС), особенности влияния атмосферных факторов на выполнение прыжков с парашютом используемых в ходе подготовки и выполнения учебно-тренировочных и производственных прыжков с парашютом при поисковых и аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий авиационных происшествий и катастроф.
В результате изучения данной дисциплины обучающиеся должны:
Иметь представление:
- об истории возникновения парашюта;
- о классификации, назначении и особенностях конструкций различных типов парашютных систем;
- об основах климатологии и метеорологии.
Знать:
- нормативно-правовую базу и руководящие документы регламентирующие выполнение прыжков с парашютом;
- теоретические основы прыжков с парашютом;
- тактико-технические данные (ТТД), конструкцию, правила эксплуатации и хранения парашютных систем;
- конструкцию, модификацию, правила эксплуатации и хранения парашютных страхующих приборов;
- правила выброски грузов;
- организацию поисково-спасательных работ.
Уметь:
- применять парашютную технику и оборудование;
- производить укладку ПСД-6 серии 4,3-5, «Лесник-2», 3-5 серии 4;
- выполнять прыжки с парашютом;
- правильно действовать в особых случаях при выполнении прыжков с парашютом;
- выполнять приводнение и приземление на препятствия, и ограниченную площадку;
- выполнять производственные прыжки
- производить расчёт прыжка на точность приземления [25].
Горноспасательная подготовка
Целью изучения данного курса является получение курсантами знаний, умений и навыков, необходимых руководителю и инженеру-спасателю подразделений поиска и спасения пострадавших в авиакатастрофах в горных районах, городских жилых массивах и промышленных застройках. Организация и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, авиапроисшествий и катастроф.
Изучение данной дисциплины базируется на знании курсантами «Парашютно-спасательная подготовка», «Физика», «Механика», «Медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности», «Выживания», «Физической подготовки», «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации», в содержании которых рассматривается инструкция, тактико-технические данные, особенности эксплуатации снаряжения и оборудования, адаптация организации выживания в ЭС в ходе поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, организационно-технические решения.
В результате изучения данной дисциплины курсанты должны:
Иметь представление:
- об истории возникновения горных восхождений;
- о становлении и развитии отечественного альпинизма;
- о горных районах мира и Евроазиатского континента;
- о психофизических нагрузках на организм человека при работах на высоте и ЭС;
- о происхождении и жизни гор;
- об особенностях альпинизма;
- о логике и красоте маршрута восхождения:
Знать:
- терминологию, используемую в альпинизме;
- основы промышленного альпинизма и горовосхождений
- тактико-технические характеристики (ТТХ) снаряжения и оборудования;
- приёмы и способы передвижения по промышленно-гражданским объектам (ПГО) по горному рельефу;
- приёмы и способы поиска, извлечения пострадавших из завалов разрушенных зданий;
- транспортировка пострадавших с травмами различной степени тяжести при ЧС в горах и на ПГО;
- факторы влияния природной среды в горах;
- правила безопасности при поисково-спасательных работах (ПСР) в горах и на ПГО.
Уметь:
- пользоваться альпинистским снаряжением;
- осуществлять подъёмы и спуски различными способами с использованием альпинистского снаряжения;
- осуществлять страховку и самостраховку;
- осуществлять ПСР при ликвидации последствий авиационных происшествий и катастроф в горах и на ПГО;
- передвигаться в условиях горного рельефа и на ПГО;
- ориентироваться на различных рельефных местностях;
- оказывать доврачебную медицинскую помощь (ДМП) и транспортировку пострадавших по горному рельефу и на ПГО;
- использовать приёмы выживания и поддержания жизнедеятельности в природных условиях.
Таким образом, при изучении профессионально значимых учебных дисциплин, большую роль играет ППФП. Поэтому, для более качественного освоения профессиональными навыками и умениями в ближайшее время кафедре ПАСОП совместно с кафедрой ФКиС необходимо разработать учебную программу по ППФП для курсантов-спасателей [24].
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1. Общие положения
Физическая культура в значительной степени определяет успешное освоение сложной авиационной техники, высокий уровень работоспособности, безопасность полетов и профессиональное долголетие. Физическая культура является важной составляющей и неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов поисковой и аварийно-спасательной службы обеспечения полетов гражданской авиации, а также подразделений МЧС России.
Одним из важнейших условий развития физической культуры и спорта среди летного состава и курсантов летных училищ гражданской авиации является создание и совершенствование материально-технической базы.
Основными компонентами материально-технической базы в летных училищах гражданской авиации являются:
- стадион;
- гимнастический зал;
- волейбольная площадка;
- баскетбольная площадка;
- плавательный бассейн;
- легкоатлетический манеж (закрытое спортивное сооружение);
- лыжная база.
Для проведения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» с курсантами и поддержания общей физической подготовки летного состава, а также секционной и физкультурно-массовой работы в УВАУ ГА имеется часть типовой спортивной базы. Спортивные сооружения училища оснащены спортивным оборудованием и спортивным инвентарем.