Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является экспериментальное обоснование эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.
В работе представлены требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Рассмотрено годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями. Проведено исследование, целью которого являлось:
выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а также
изучить состояние здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов.
В ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей, а также предложены рекомендации для совершенствования процесса подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности.
Разработана проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра на территории училища. Рассмотрены вопросы экономической привлекательности проекта.
Дан анализ мероприятий по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности курсантов-спасателей при проведении занятий по физической культуре.

Содержание

Введение
1. Основной раздел № 1. Теоретические аспекты физического воспитания
1.1 Система физического воспитания в России
1.2. Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУГА
1.3 Содержание учебной программы
1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений
1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств
1.4 Организация процесса физического воспитания
2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1 Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1.1 Экспериментальное исследование
2.2 Морфофункциональное развитие курсантов—спасателей
2.2.1 Физическое развитие и его показатели
2.2.2 Экспериментальное исследование
2.3 Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин
2.3.1 Профессионально-прикладная физическая подготовка
2.3.2 Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1 Общие положения
3.2. Расчёт экономической эффективности строительства спортивного ядра на территории УВАУ ГА
4. Специальный раздел № 2. Организация охраны труда при занятиях физической культурой
4.1 Нормативно-правовые документы по охране труда на занятиях по физической культуре
4.2 Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
5. Специальный раздел № 3. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

file_480584.rtf

— 1.25 Мб (Скачать файл)

 

Распределение курсантов по учебным отделениям

Для проведения практических занятий курсанты распределяются в учебные отделения: основное и спортивное. Специального отделения нет, так как все курсанты по условиям приема в училище должны быть абсолютно здоровы и без ограничения к службе на военной кафедре. Кроме того, пилоты и спасатели сдают вступительные испытания по физической подготовке.

Распределение в учебные отделения производится в начале учебного года с учетом пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности. Уровень физической подготовленности поступивших в училище определяется по результатам вступительных испытаний и выполнения ими контрольных упражнений и нормативов на первых практических занятиях.

В основное учебное отделение зачисляются курсанты основной медицинской группы, которые распределяются по учебным группам общефизической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

В спортивные учебные отделения зачисляются курсанты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной квалификации, имеющие желание профессионально заниматься одним из видов спорта, культивируемых в УВАУ ГА (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гиревой спорт, атлетическая гимнастика, стрельба, аэробика, туризм и спортивное ориентирование).

Курсанты спортивного отделения могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением зачетных требований в установленные сроки.

Численный состав групп в учебных отделениях определяется в соответствии с действующий инструкцией по организации работы кафедр физического воспитания в высших учебных заведениях [10].

 

 

1.3 Содержание учебной программы

 

1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений

Теория. Содержание теоретического раздела программы предполагает усвоение курсантами упорядоченной системы социальных, естественнонаучных, психолого-педагогических и специальных знаний по физической культуре и спорту; формирование профессионального мышления будущих специалистов гражданской авиации, направленного на активное и широкое использование средств физического воспитания и спорта во всех сферах жизнедеятельности.

Теоретический материал изучается самостоятельно по литературе, которую рекомендует преподаватель. Теоретические сведения сообщаются курсантам так же во время кратких бесед на практических занятиях. Обязательный учебный курс «Физическая культура» рассчитан на 408 ч, из них 26 ч - лекции (см. таблицу 1.1) со следующей тематикой:

а) Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке курсантов

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической Культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Ценности физической Культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение курсантов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в училище.

б) Социально - биологические основы физической культуры

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

в) Основы здорового образа жизни курсантов. Физическая культура в обеспечении здоровья

Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры курсанта и его образа жизни. Структура жизнедеятельности курсантов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование. Критерии эффективности здорового образа жизни.

г) Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регуляции работоспособности

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда курсанта. Динамика работоспособности курсантов в учебном году и факторы ее определяющие. Основные причины изменения состояния курсантов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизиологического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизиологического утомления курсантов, повышения эффективности учебного года.

д) Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движения. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в период обучения в училище.

е) Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Планирование самостоятельных занятий и управление ими. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль эффективности самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

з) Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в училище. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки курсантов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Универсиады и Олимпийские игры. Мотивация и обоснование индивидуального выбора курсантом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая характеристика основных групп видов спорта.

и) Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

Краткая характеристика видов спорта, культивируемых в училище. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки в условиях училища. Возможные формы организации тренировки в училище. Перспективное, текущее и оперативное планирование физической подготовки. Основные пути достижения необходимого уровня подготовленности занимающихся. Контроль над эффективностью тренировочных занятий. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.

к) Самоконтроль занимающиxcя физическими упражнениями и спортом

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропологических индексов, тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, уровня физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

л) Профессионально-прикладная физическая подготовка

Цели и задачи ППФП летного состава гражданской авиации. Формы и средства физической подготовки. Направленность и основные понятия ППФП в учебных заведениях гражданской авиации. Методы физической подготовки летного состава. Методы изучения и оценки физической подготовленности летного состава. ППФП курсантов летных учебных заведений гражданской авиации. Физическая подготовка на предприятиях гражданской авиации. Медицинский контроль и самоконтроль на занятиях физической подготовкой.

Практика. Содержание практического раздела программы направлено на формирование у курсантов единства теоретических знаний и практических умений по физической культуре, физических, психомоторных, профессионально значимых качеств, двигательных умений и навыков. Активное использование которых, необходимо для организации здорового образа жизни, решения задач возникающих в учебной, профессиональной, общественной, бытовой сферах жизнедеятельности, включения в процесс физического самообразования и самосовершенствования.

На каждом практическом занятии курсанты выполняют разнообразные физические упражнения, которые в сумме создают определенную физическую нагрузку. В систему упражнений, которые от занятия к занятию повторяются, постепенно вводятся новые, затем они усложняются, а физическая нагрузка возрастает. Это является важным условием для решения учебных задач и выполнения программных требований.

Ульяновское высшее авиационное училище располагает хорошей спортивной базой, в которую входят:

- игровой спортивный зал;

- зал с тренажерами;

- гимнастический зал;

- лыжная база;

- стрелковый тир;

- открытые спортивные площадки;

- учебно-методический класс.

а) Двигательные действия. Обучение и совершенствование

Общеразвивающие и специальные, подготовительные и подводящие упражнения. Обучение системе движений. Обучение техникам движений и совершенствование их. Обучение техникам движений в нестандартных условиях с целью повышения результата. Ознакомление с прикладными способами выполнения разучиваемых движений.

Формирование двигательных умений и навыков в изучаемых видах упражнений и спорта. Закрепление двигательных навыков. Создание вариативного выполнения движений.

Воспитание устойчивости к утомлению, эмоциональным проявлениям и другим сбивающим факторам. Формирование способностей организма к эффективному и вариативному выполнению двигательных действий.

б) Методические знания, умения и навыки. Методы самоконтроля

Методическая подготовка курсантов направлена на формирование готовности к активному, самостоятельному использованию средств физической культуры и спорта для личного физического самосовершенствования, а также для проведения оздоровительной, рекреативной, спортивной и воспитательной работы в училище, на производстве, по месту жительства и в семье. Необходимые для этого знания умения навык и мотивационно-ценностные отношения формируются в процессе учебных занятий, закрепляются и совершенствуются во внеурочной деятельности курсантов на самостоятельной основе [27].

Методы самоконтроля предполагают формирование у курсантов навыков по оценке физического развития и функционального состояния организма по номограммам, индексам, стандартам, функциональным пробам и физической подготовленности с помощью тестов.

 

 

1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств

Сила и скоростнo-силовые способности. Упражнения с отягощением собственным весом тела и отдельных его частей. Упражнение с отягощением, весом партнера и его противодействием, с сопротивлением других упругих предметов (с эспандерами и резиновыми амортизаторами, с отягощением малыми весами - гантелями, гирями, облегченными штангами, набивными мячами), с отягощением гимнастическими снарядами и тренажерами. Статические (изометрические) силовые упражнения. Соревновательные упражнения с отягощением.

Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Многократные прыжки с ноги на ногу и на одной ноге. Прыжки в глубину, вверх из глубокого приседа, вверх после прыжков в глубину, прыжки с отягощением. Метание гранаты, мячей, толкание ядра, броски набивных мячей. Комплексное использование скоростно-силовых упражнений.

Быстрота движений. Повторные циклические упражнения продолжительностью до 20 с. при хорошо освоенной технике с максимальной скоростью на коротких отрезках дистанции (20-50 м, бег за лидером, с ускорением, с переключениями, под уклон, плавание и др.).

Информация о работе Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.