Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является экспериментальное обоснование эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.
В работе представлены требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Рассмотрено годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями. Проведено исследование, целью которого являлось:
выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а также
изучить состояние здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов.
В ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей, а также предложены рекомендации для совершенствования процесса подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности.
Разработана проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра на территории училища. Рассмотрены вопросы экономической привлекательности проекта.
Дан анализ мероприятий по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности курсантов-спасателей при проведении занятий по физической культуре.

Содержание

Введение
1. Основной раздел № 1. Теоретические аспекты физического воспитания
1.1 Система физического воспитания в России
1.2. Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУГА
1.3 Содержание учебной программы
1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений
1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств
1.4 Организация процесса физического воспитания
2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1 Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1.1 Экспериментальное исследование
2.2 Морфофункциональное развитие курсантов—спасателей
2.2.1 Физическое развитие и его показатели
2.2.2 Экспериментальное исследование
2.3 Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин
2.3.1 Профессионально-прикладная физическая подготовка
2.3.2 Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1 Общие положения
3.2. Расчёт экономической эффективности строительства спортивного ядра на территории УВАУ ГА
4. Специальный раздел № 2. Организация охраны труда при занятиях физической культурой
4.1 Нормативно-правовые документы по охране труда на занятиях по физической культуре
4.2 Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
5. Специальный раздел № 3. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

file_480584.rtf

— 1.25 Мб (Скачать файл)

У обучающихся всех курсов среднее арифметическое значение результатов колебалось в пределах от 9,5±5,5 до 12,5±7,5 повторов при коэффициенте вариации до 60%. Так, на первом и втором курсах количество курсантов, показавших низкие результаты, не превышает 15%, а на старших курсах процент таких курсантов увеличивается с 20% на третьем до 50% на четвёртом. Количество высоких результатов постепенно снижается от 80% на первом курсе до 33-42% на четвёртом (см. таблицы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4).

Следует обратить внимание, что в составе каждого года обучения встречались студенты с разным уровнем ФП. Об этом свидетельствует коэффициент вариации. Вариативность показателей ФП студентов каждого года обучения колебалась в значительных пределах - от 5,6 до 60 %. Наиболее выраженные различия в показателях физической подготовленности студентов каждого года обучения обнаружены в подтягивании на перекладине.

В целом результаты педагогического контроля свидетельствуют о том, что в составе групп курсантов каждого года обучения был большой процент недостаточно физически подготовленных, значительно отстающих от остальных.

Таким образом, по результатам проведенных исследований

можно сделать вывод о том, что по уровню развития показателей физической подготовленности часть курсантов-спасателей не соответствует программным требованиям, которые предъявляются к специалистам службы спасения.

 

2.2 Морфофункциональное развитие курсантов-спасателей

 

Проблема медико-биологического обоснования занятий физическим воспитанием предопределяет изучение динамики физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья курсантов. Снижение двигательной активности при поступлении на дневное отделение ВУЗа обуславливает развитие гипокинезии и рост заболеваемости учащейся молодёжи. Восполнение потребной двигательной активности для поддержания здоровья курсантов за счёт оптимального подбора средств и методов физического воспитания стало важной задачей учебного процесса [9].

Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем курсантов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Растущий поток информации, потребность более глубоких знаний от специалистов требует, и будет требовать все больше усилий от курсантов. В связи с этим перед высшей школой возникает ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха курсантов, необходимости совершенствования методики преподавания и т.д.

Исследования показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития, роста физической и умственной работоспособности у многих школьников и студентов отмечается различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, сколиозы, близорукость (миопия слабой, средней степени), нервно-психическая неустойчивость, снижение функциональной возможности кардио-респираторной системы, лабильность регуляции деятельности сердца и сосудов с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, снижение сопротивляемости организма, которое играет значительную роль в высокой заболеваемости острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ) [9]. О том, что современная молодежь становится все слабее, что ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях [14, 35]. В нашей стране это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре в школе и детском саду, нарушением режима дня и питания.

Зарубежные исследователи связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям спортом и туризмом.

 

2.2.1 Физическое развитие и его показатели

Понятие "физическое развитие" не имеет четкого определения. В широком смысле под термином подразумевается комплекс морфофункциональных показателей, характеризующих деятельность человека в биологическом плане. В.Г. Властовский (1976) определяет физическое развитие как комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень физического развития. Теоретически любой из морфофункциональных показателей жизнедеятельности человека может быть использован в качестве показателя его физического развития. Чем больше количество признаков положено в оценку физического развития, тем точнее будет сама оценка.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов".

Некоторые исследователи вводят понятие "абсолютное здоровье" которое они рассматривают как идеальное, не существующее в реальных условиях состояние организма, служащее своеобразной точкой отсчета [14]. Такая модель создает условия для углубленного изучения проблемы здоровья индивидуума. Но поскольку эта модель абстрактна, в практической медицине она не может быть использована.

Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие "практическое здоровье" и "норма", отклонение от границ которых можно считать болезнью, патологией. Некоторые ученые считают, то "норму" не возможно точно определить, поскольку каждый человек представляет собой "отклонение от нормы" Уильямс (R. Wjljams). Другие исследователи, в частности, В. Петленко, 1970 пишет: "Норма есть биологический оптимум живой системы". Хотя здоровье представляет состояние противоположное болезни, оно не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. В связи с этим возникло понятие "практически здоровый человек", у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности.

Здоровье - сложный показатель, формирующийся под влиянием комплекса внутренних причин и внешних воздействий. С.М. Громбах, 1964, 1967, В.И. Кардошенко и соавторы, 1980 утверждали о том, что здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. Ф.М. Туровская, 1976 и А.А. Минх, 1971, наоборот, указывают, что хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития. Из выше сказанного вытекает, что существует тесная связь между уровнем физического развития, состоянием здоровья и работоспособностью курсантов.

В настоящее время общепризнано, что физическое развитие является одним из ведущих показателей здоровья. Еще недавно за основу в оценке физического развития, как ведущий признак принималась длина тела и все отклонения в росте: ниже М-1σ характеризовались как "физическое развитие ниже среднего" и наоборот, отклонения больше чем М+1σ характеризовались как "физическое развитие выше среднего".

На самом деле никакой-то признак в отдельности, а гармоничное их сочетание характеризует нормальное развитие. На практике физическое развитие определяется путем антропометрического обследования, в программу, которой входят: изменение параметров тела (рост, масса и т.д.), изменения ряда функциональных признаков (жизненная емкость легких, мышечная сила руки) и соматоскопическое обследование.

Показатели физического развития

  • Рост (длина тела). Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного рост перемежаются с периодами относительного замедления роста. Особенно заметен рост с 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания, который длиться для девушек от 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет. Причем период, ускоренного роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков. В этот период они, как правило, выше и тяжелее мальчиков. Окончательно прекращение роста тела наблюдается к 18-20 годам, а иногда и к 25 годам.

Измеряется рост с помощью ростомера или антропометра. Зависимость между ростом и возрастом в диапазоне от 3 до 14-16 лет близка к линейной.

С возрастом рост уменьшается. Так к 60 годам длина тела уменьшается на 2-2.5 см. К 80 годам на 5-6 см.

Влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16-18 лет у женщин и 18-20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.

  • Масса (вес) тела должна определяться периодически (1-2 раза месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той ж спортивной одежде. В начальном периоде тренировок масса обычно снижается, затем стабилизируется, а в дальнейшем за счет прирост мышечной массы несколько увеличивается. Для ориентировочной оценки массы тела можно использовать формула Брока-Брукша, согласно которой вес рассчитывается вычитанием цифры 100 из величины роста.

 

Вес тела (гр.)

ВРП=  рост тела (см)

 

Для оценки показателя веса часто используется индекс Кветеля, весоростовой показатель вычисляется делением массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах

Хорошая оценка находится в пределах: для мужчин - 380-415 г/см, для женщин - 360-405 г/см. У спортсменов могут быть более высокие показатели.

Для расчета рекомендуемого веса тела есть много показателей и формул, но они имеют те или иные недостатки. Так многие из них учитывают рост и возраст, но не учитывают пол, конституцию, двигательную активность и другие факторы. На среднестатистический вес влияет климат, характер питания, социальные условия.

Коэффициент пропорциональности (КП) измеряется в процентах

 

 

КП = L1 (длина тела в положении стоя - L2 в положении сидя)*100%

L2 в положении сидя

 

В норме КП = 87- 92%

  • Дыхание. При правильном дозировании физических нагрузок (при выполнении циклических упражнений) динамический контроль над простейшими показателями системы внешнего дыхания (частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких) позволяет оценить физическое состояние занимающихся. Частота дыхания зависит от возраста, уровня тренированности, состояния здоровья, величины выполняемой физической нагрузки. Взрослый человек делает в минуту 14-18 дыханий. У спортсмена частота дыхания в покое 10-16 в минуту. При увеличении физической нагрузки частота дыхания может достичь 60 и более в минуту.

О силе дыхательной мускулатуры можно судить по данным пневмотонометрии и пневмотахонометрии. Пневмотахонометрия позволяем измерить давление, развиваемое в легких при вдохе. Сила вдоха в большинстве случаев - 50-80 мм ртутного столба. У спортсменов 60-120 мм ртутного столба. Сила выдоха чаще всего составляет 80-120 мм ртутного столба, у спортсменов - достигает 100-240 и более.

При регулярных занятиях физическими упражнениями мощность форсированного вдоха и выдоха может существенно увеличиваться, что обеспечивает лучшую вентиляцию легких во время физических нагрузок.

  • ЖЕЛ - показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания, измеряется с помощью спирометра.

У здоровых нетренированных мужчин ЖЕЛ обычно лежит в пределах 3.0-4.5 л, у женщин 2.5-3.5 л. ЖЕЛ теоретически можно рассчитать по формуле Людвига:

ЖЕЛ для мужчин = 40×[pocт (см) + вес (кг)]-4400

ЖЕЛ для женщин = 40×[рост (см) + вес (кг)]-3800

С возрастом ЖЕЛ снижается. Снижение ЖЕЛ на 15% и более указывает на патологию легких. Повышение ЖЕЛ указывает на высокое функциональное состояние легких.

Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ (в миллилитрах) на массу тела (в граммах). Частное от деления ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55- 60 мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или избыточной массе тела.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), в момент максимального вдоха и максимального выдоха. При накладывании измерительной ленты руки следует несколько приподнять, затем опустить. Закончив измерения, рассчитывают экскурсию грудной клетки, которая определяется как разница на вдохе и выдохе. Обычно этот показатель лежит в пределах 6 - 9 см. Окружность груди с возрастом увеличивается, обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Окружность груди у мальчиков больше, но в возрасте 13-14 лет может быть меньше чем у девочек.

Исходя из выше сказанного, хорошее развитие грудной клетки будет тогда, когда разница между окружностью грудной клетки и половиной длины тела равна для мужчин 5-8 см и 3-4 см для женщин. Если разница меньше указанных величин или имеет отрицательные значения, то это свидетельствует об узкогрудости.

  • Показатель крепости телосложения. Зная величину своего роста, вес и окружность грудной клетки, мы можем по формуле Пинье рассчитать крепость телосложения (КТ)

 

КТ = рост (см) - [вес (кг) + окруж.гр. клетки (см)].

 

спасатель курсант физический подготовка

 

Полученные показатели у взрослых меньше 10 говорит о крепости телосложения, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 - как слабое и более 36 - как очень слабое. Часто большие величины массы тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются результатом ожирения.

  • Частота сердечных сокращений (ЧСС) - важный показатель дающий информацию с деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС). Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток в покое. Лучше всего утром, лежа после пробуждения.

Информация о работе Эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.