Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:13, реферат
Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.
1. Введение
2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм
Список использованной литературы
Одно из фундаментальных
обоснований этого тезиса
В то же время для него
был неприемлем
Главная задача философии, как
ее понимает Сократ, - этическая:
создание учения о том, как
следует жить. Но так как жизнь
- искусство, а для совершенства
в искусстве необходимо его
знание, то главному (этическому) вопросу
философии предшествует вопрос
о сущности знания. Знание Сократ
толковал как усмотрение общего
(или единого) для целого ряда
вещей (или их признаков). Знание
есть, таким образом, понятие о
предмете, достигаемое посредством
определения понятия. Предметом
знания может быть, по Сократу,
только то, что доступно целесообразной
деятельности человека. Согласно
Сократу, наиболее доступна человеку
деятельность его души. Поэтому
основной задачей познания
Сократ, подчеркивают Реале и Антисери, сформулировал новое понимание счастья: «Начиная с Сократа, большая часть греческих философов предлагала миру свое понимание счастья. По-гречески счастье, эвдаймония, означало наличие некоего демона-хранителя и покровителя, который гарантировал процветание и наслаждение жизнью. Однако уже Гераклит отмечал, что истинный демон человека обладает особым моральным характером, что счастье - далеко не наслаждение жизнью. Демокрит говорил о том, что «счастье не надо искать во внешних благах и что лишь душа дает пристанище нашей судьбе».
Сократ углубляет и
И если все так, то, по Сократу,
добродетельный человек не
Рационалистическая этика
В IV веке до н.э. греческая философия достигла наивысшего расцвета. Этот период называют философией высокой классики или большого синтеза. Эта философия связана с именами Платона и Аристотеля.
Софисты
В середине V в. до н.э. в греческой философии произошли изменения. Этому способствовали бурные политические события: победа греков над персами, укрепление городов-полисов, возвышение Афин, подъем национального самосознания греков, развитие демократии. Возникла потребность в политической, юридической и словесной грамотности. Расширились контакты между городами, государствами, что способствовало не только экономическому, но и культурному обмену. Все вышесказанное способствовало переходу философии от натурфилософии к антропологии. Космоцентризм уступал место антропоцентризму. В центр философских размышлений был поставлен новый объект - человек!
Поворот философии от изучения космоса к изучению человека, его внутреннего, духовного мира, его отношения к миру начали софисты и завершил Сократ.
Самыми крупными софистами были - Протагор, Горгий, Продик. Софисты были самыми образованными людьми своей эпохи. Это была плеяда гуманистов, занимающихся просветительской деятельностью. Софисты путешествовали по городам Греции, обучая за определенную плату богатых юношей и взрослых той мудрости, которой они владели. Они обучали красноречию (риторике), искусству хитроумного рассуждения, искусству спора. Спору необычному. Спору такому, в котором надо было добыть не истину, а победу словесными логическими ухищрениями. Главное в споре - побороть противника, достичь желаемой цели. Особенно важно научиться такому искусству в судебных тяжбах. Однако это лишь одна сторона их медали. Вторая сторона - критический разбор проблем политики, этики, теории познания. Они замахнулись на вековые нравственно-политические устои общества. Они утверждали, что нет вечных нравственных, политических, юридических, эстетических норм. Все относительно. И в самом процессе познания свободно меняются местами истина и ложь. Все зависит от позиции, интереса, особенностей человека как субъекта познания. Сколько людей, столько и истин.
Софисты были страстными пропагандистами своего учения. Переезжая из города в город, они выступали на общественных праздниках с панегериками городу, надгробными речами, восхвалениями полководцев или поэтов. Они отличались от прочих граждан своими пышными одеждами и длинными волосами. Они были всегда окружены толпой восторженных почитателей.
Учеников у них находилось
немало. Они с большим успехом
учили хорошо говорить, находить
необходимые доводы для того,
чтобы убедить собеседника и
особенно слушателей в
Крупнейшим представителем софистов был Протагор (ок.484 - 406 гг. до н.э.). Его родным городом был Абдеры. В свои зрелые годы он был известен во многих городах Греции как великий оратор. В 444 - 443 годах он появился в Афинах. Здесь он стал устраивать публичные диспуты и обучать афинян за большие деньги. Что это за наука, которой он учил? Сам Протагор отвечал, по свидетельству Платона, так: «Наука же эта смышленость в домашних делах, умение наилучшим образом управлять своим домом, а также в делах общественных: благодаря ей можно стать всех сильнее и в поступках и в речах, касающихся государства».
Утверждают, что Протагор первым
произвел деление речи на
Самым известным изречением Протагора, вокруг которого до сих пор идет спор, является: «Человек - мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».
Большинство исследователей
считают, что в этом тезисе
выражен субъективизм в
«Итак, тезис Протагора о
человека как мере вещей
Мы можем изменить предыдущую
интерпретацию, основывающуюся на
классовых различиях. Для этого
вместо класса следует
Утверждая далее, что фундаментальные
перспективы зависят от
Сейчас мы должны задать
следующий вопрос. Является ли
теория о зависимости
Как мы вообще можем доказать,
что подобные теории о народах
и расах, имеющих свои особые
способы видения мира, являются
значимыми? Откуда мы это знаем?
Какие аргументы используются
при построении таких теорий?
И что вообще в этой связи
мы понимаем под такими
Следует отметить, что до
сих пор мы говорили о группах
людей, а не об индивидах. Мы
упоминали о том, что вещи оказываются
разными в представлении
Действительно, мир не является одним и тем же для счастливых и несчастных, для страдающих паранойей и для находящихся в состоянии экстаза. С психологической точки зрения эти различия в определенном смысле имеют место. Но если тезис Протагора понимать, как утверждение о том, что любое знание вещи зависит от той или иной ее перспективы, определяется различными интересами и обстоятельствами индивида, то при применении этого утверждения к нему самому возникает парадокс. Не является ли это утверждение только выражением той стороны, которой проблема предстает перед конкретным индивидом?
До сих пор тезис о человеке
как мере всех вещей
Подобное заключение не
Можно возразить, что нарезка хлеба делается человеком и как он ее делает - хорошо или плохо - зависит от человека. Вещи сами по себе, можно ответить, таковы, каковы они есть, независимо от того, годятся ли они для резки хлеба или нет. Однако человек специально сделал нож, чтобы с его помощью резать хлеб. Тогда вещь сама по себе, хлебный нож в качеств хлебного ножа, уже предопределена предполагаемым использованием, где возможна как хорошая, так и плохая нарезка хлеба. В самой этой вещи уже заложено то, что она должна функционировать в качестве хорошего ножа для резки хлеба.
Из этого краткого обсуждения
видно, насколько проблематичным
является строгое
Слово нормативный обычно
используется в контексте
Один из возможных ответов
заключается в следующем. Правила
и обычаи установлены не
Информация о работе Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты