Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:13, реферат

Краткое описание

Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.

Содержание

1. Введение
2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СРСП№4.docx

— 90.50 Кб (Скачать файл)

  1. Желания и удовольствия  первой группы бывают всегда  удовлетворены, имеют естественный  предел: как только устранено  страдание, желание затухает.

  2. Желания второй группы  уже не имеют естественного  предела, ибо не связаны с телесным  страданием, а потому могут спровоцировать  заметный ущерб.

  3. Желания третьей группы, никак  не связанные с телесными потребностями, подвергают душу опасным волнениям.

  И все же, что следует делать, если физические недуги нас  настигли? Ответ Эпикура таков: если  недуг легкий, он переносим и  не может затмить радость души; острая боль проходит быстро; если же боль острейшая, то  смерть не заставит себя ждать, а она есть абсолютная анестезия, бесчувствие.

  А что же делать с душевными  недугами? Поскольку здесь мы  имеем дело с продуктами заблуждений  разума, то философия Эпикура - самое  эффективное снадобье и противоядие.

  А смерть? Смерть - зло только  для тех, кто заблуждается насчет  нее. Поскольку человек - это душевный  состав в составе телесном, то  смерть ни что иное как распад этих соединений; причем, распыляясь повсюду, сознание и чувственность утрачиваются, от человека не остается ничего. Стало быть, смерть не страшна сама по себе, ибо в момент явления её мы ничего не способны чувствовать, и также после смерти, когда душа, как и тело, распадается; не остается решительно ничего. Наконец, смерть не отнимает ничего от жизни, ибо абсолютное совершенствование наслаждения не предусмотрено в плане вечности».

  Подчеркивая чувственную природу  наслаждения, он отдавал предпочтение  не плотским удовольствиям, а  тем, которые вызывают устойчивое  счастливое состояние. А такими  могут быть только духовные  формы блаженства. Высшее счастье, по Эпикуру, достигается мудростью, которая учит жить сообразно  с постигаемой разумом природой, душевным спокойствием, полученным в результате отказа от суетных желаний, и дружбой, объединяющей единомышленников. Телесные удовольствия Эпикур одобрял лишь при условии разумного их направления и полагал, что только человек, способный в случае нужды ограничиться естественными и необходимыми удовольствиями, может рассчитывать на достижение счастья. Эпикур придавал значение не столько наличию удовольствий, сколько отсутствию страданий от неумеренности. Отсюда его учение об атараксии - невозмутимом состоянии духа, когда человек освобождается от своих страстей и влечений и достигает таким образом высшего блаженства. По-настоящему счастлив лишь мудрец, который высоким состоянием духа побеждает все страдания и живет без внутренних противоречий. В школе Эпикура господствовало правило: делай так, будто на тебя смотрит сам учитель.

 

  Неоплатонизм

  Плотин - крупнейший представитель  позднеантичной философии, основатель  философской школы неоплатонизма. Жизнь и деятельность Плотина  проходила в Римской империи  третьего века. Это был период  политического и экономического  упадка Римской империи. За годы  жизни Плотина верховная власть  в Римской империи сменилась  двадцать семь раз! В этой ситуации  шло брожение умов, росло влияние  христианства. Духовная элита общества  все чаще и чаще задумывалась  над проблемой влияния сверхъестественных  сил на судьбы народов и  человека.

  Плотин родился в 204 году  в Ликополе (Египет). В 232 году Плотин отправился в Александрию, где стал учеником Аммония Сакка. После учебы он уже был известен как один из образованнейших людей империи. Был вхож в окружение императора Гордиана III. В 242 году Плотин присоединился к войску Гордиана III, выступившему в восточный поход, с надеждой познакомиться с персидской философией. Однако после поражения Гордиана Плотину пришлось спасаться бегством в Антиохию.

  В 244 году Плотин прибыл в  Рим. Здесь он открыл свои семинары. Занятия проводил на греческом  языке. Особое внимание уделял  изучению Платона, которого он  любил и перед которым преклонялся. Плотин был знаток греческой  философии. Он хорошо знал геометрию, механику, оптику, увлекался музыкой. Плотин проявил себя последователем  учения Платона, хотя во многом  он отходил от афинского классика.

  Школу Плотина посещали видные  сенаторы. Многие семьи считали  за честь отдать своих детей  в его школу. Излагал он свои  мысли доходчиво, образно. Он славился  личной честностью, порядочностью  и добротой, умел располагать  к себе людей. За двадцать шесть  лет, прожитых в Риме, он не  нажил себе ни одного врага.

  В 253 году императором Рима  стал Галлиен. Начатые его отцом, императором Валерианом, гонения на христиан он прекратил. Галлен был образованным императором. Обладал широким кругозором. Между Плотином и Галлиеном установилась тесная дружба. Император любил Плотина и всячески поддерживал его учение. В покровительстве не уступала и Солонина, жена Галлиена.

  Плотин мечтал создать город, где бы жили философы по  законам Платона. Видные и богатые  сановники откликнулись на замысел Плотина и уже было выделено место для строительства города. Но зависть другой группы приближенных императора расстроила благородный план Плотина.

  В 263 году у Плотина появился  талантливый ученик Порфирий. Еще  при жизни Плотина он стал  собирать труды своего учителя. В 270 году Плотин скончался. Порфирий  завершил начатую работу. Он разделил 54 сочинения Плотина на шесть  групп. В каждую группу включил  по девять сочинений. Отсюда и  появилось название «Эннеады» («Девятирицы»).

  Давая общую оценку Плотину, В.Ф. Асмус писал: «Главаная задача философии Плотина - последовательно вывести из божественного единства - как из последнего основания . всякого бытия - градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача эта - не научная и не философская, а религиозная, теософская. Но средством, ведущим к этой цели, для Плотина были философия и диалектика. Плотин понимал всю безмерную трудность этой задачи. Непосредственно подняться до понятия о едином, признать единое безусловно самостоятельным началом, усмотреть в нем основание, из которого должно истекать все, может только гений, и притом гений в исключительном состоянии духа. Обыкновенного человека необходимо довести до этой цели более естественным, не столь исключительным или чрезвычайным путем».

  Исходя из учения Платона  об идеях, как самостоятельно  существующих сущностях предметного  мира, Плотин делает новый шаг  в обосновании роли идей. Согласно  Плотину, есть высшая идея, воплощающая  в себе все. Это, по его терминологии, Единое. Единое - это самостоятельное  начало, субстанция. Оно ни в чем  не нуждается, оно выше всего, оно - бесконечное всемогущество. Единое  неизреченно и непостижимо. Единое обладает свойством эманации. Эманация - это истечение. Из Единого путем эманация возникает вся структура бытия: сначала мировой ум, затем душа мира, а уже потом единичные души и тела, составляющие космоса. Единое вечно сияет в своей сверхпрекрасной благости, вечно прекрасен созерцающий сам себя ум, а душа вечно устремляется на созданный ею космос. Космос вечно вращается круговым движением, чередуясь возникновением и гибелью каждой его конкретности. Вечно взаимное истребление животных, вечные войны и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в здешнем, материальном мире.

  Из учения о мире вытекает  этика Плотина. Этика Плотина, как  у стоиков, является индивидуалистической. Он отбрасывает социальную этику  Платона и развивает этические  идеи последнего только в контексте  индивидуальной морали личного  совершенствования. Но, в отличие  от космополитической этики стоиков (учения о повиновении «гражданина  мира» законам вселенной, управляемой  провидением), этический индивидуализм  Плотина - учение о «бегстве» от  зла и от порочности материального  мира к запредельному Богу  путем совершенствования и диалектического  восхождения через интуицию прекрасного  к высшему благу. Существует мировая  душа. Душа более важна и реальна, нежели тело или другой материальный  объект. Для человека, следовательно, забота о душе - задача первостепенная. Назначение человека, по Плотину, посредством добродетели стать  подобным Богу. Первая ступень  добродетелей - гражданские, их признак - наличие меры, свойственной идеальному  миру форм, предела и «эйдосов» (умственных «видов»). Далее следуют добродетели «очищения» - освобождения от телесного, как сущности души. Очищение делает человека безгрешным, исправляет его, но конечная цель не безгрешность, а богоподобие, уподобление уму. Таким образом, над гражданскими добродетелями возвышаются очистительные, а над ними - созерцательные. Восхождение души к высшему благу совершается на путях эстетической жизни (восхождение к общепрекрасному). любовной страсти (восхождение к бестелесному прекрасному), и философской жизни (восхождение к истинно реальному). Последняя осуществляется посредством математического воспитания и диалектики - основы для приобретения и совершенствования естественных добродетелей и принципов нравственности. Счастье по Плотину, жизнь в целом, но все живущее счастливо в возможности. Человеку счастье доступно лишь тогда, когда он живет не только чувственной жизнью, но рассудком и умом, ибо счастье - в рассудочной части души. Оно совпадает с совершенством: не зависит от внешних благ и свойственно лишь подлинному (внутреннему) человеку, который в самом себе имеет все для счастья. Внешние блага на являются истинными, ибо они лишь необходимые условия телесного существования. Нравственный идеал Плотина - бегство от зла. Сущность зла, которое познается только по противоположности, - все чувственное. Точнее, зло определяется как материя, как недостаток, антитеза или отсутствие добра. Абсолютный недостаток добра есть зло, относительный или частичный - порок. Это слабость души, которая сама по себе имеет множество сил. Бегство от порочности есть победа души над материей, которая хотя и не может проникнуть на место, занимаемое душой, но омрачает излучаемый душой свет, делает его тусклым. Порок - это ослабленный материей свет души. Несмотря на черты алогизма и иррационализма, этика Плотина - этика эллинского интеллектуалистического идеализма. В феодальную эпоху этика Плотина была вытеснена христианской этикой.

 

Список использованной литературы

  1. Антология мировой философии. Т.1 Ч.1. М., 1969.

  2. Аристотель. Соч. в 4-х т., М., 1975 - 1982.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.

  4. Демокрит // Лурье С.Я. Демокрит (тексты, переводы, исследования). М., 1970.

  5. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог. 2002.

  6. Ивлиев В.А. Творцы философии. 2-е изд. Таганрог. 2002.

  7. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.

  8. Лукреций. О природе вещей. М., 1958.

  9. Платон. Диалоги. М., 1986.

  10. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М., 1999. С.472-473.

  11. Плотин О добродетелях//Вопросы философии. 2002. №8.

  12. Поликарпов В.С. Введение  в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону - Таганрог. 2003.

  13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.1. Античность. СПб., 1994.

  14. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

  15. Титаренко И.Н. Философия  Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. Ростов-на-Дону. 2002.

  16. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М., 2001.

  17. Философское наследие античности/Под ред. В.А. Ивлиева. Таганрог, 1999.

 


Информация о работе Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты