Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:13, реферат
Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.
1. Введение
2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм
Список использованной литературы
1. Желания и удовольствия первой группы бывают всегда удовлетворены, имеют естественный предел: как только устранено страдание, желание затухает.
2. Желания второй группы уже не имеют естественного предела, ибо не связаны с телесным страданием, а потому могут спровоцировать заметный ущерб.
3. Желания третьей группы, никак
не связанные с телесными
И все же, что следует делать,
если физические недуги нас
настигли? Ответ Эпикура таков: если
недуг легкий, он переносим и
не может затмить радость души;
острая боль проходит быстро;
если же боль острейшая, то
смерть не заставит себя ждать,
а она есть абсолютная
А что же делать с душевными
недугами? Поскольку здесь мы
имеем дело с продуктами
А смерть? Смерть - зло только для тех, кто заблуждается насчет нее. Поскольку человек - это душевный состав в составе телесном, то смерть ни что иное как распад этих соединений; причем, распыляясь повсюду, сознание и чувственность утрачиваются, от человека не остается ничего. Стало быть, смерть не страшна сама по себе, ибо в момент явления её мы ничего не способны чувствовать, и также после смерти, когда душа, как и тело, распадается; не остается решительно ничего. Наконец, смерть не отнимает ничего от жизни, ибо абсолютное совершенствование наслаждения не предусмотрено в плане вечности».
Подчеркивая чувственную
Неоплатонизм
Плотин - крупнейший представитель
позднеантичной философии, основатель
философской школы
Плотин родился в 204 году в Ликополе (Египет). В 232 году Плотин отправился в Александрию, где стал учеником Аммония Сакка. После учебы он уже был известен как один из образованнейших людей империи. Был вхож в окружение императора Гордиана III. В 242 году Плотин присоединился к войску Гордиана III, выступившему в восточный поход, с надеждой познакомиться с персидской философией. Однако после поражения Гордиана Плотину пришлось спасаться бегством в Антиохию.
В 244 году Плотин прибыл в
Рим. Здесь он открыл свои семинары.
Занятия проводил на греческом
языке. Особое внимание уделял
изучению Платона, которого он
любил и перед которым
Школу Плотина посещали видные сенаторы. Многие семьи считали за честь отдать своих детей в его школу. Излагал он свои мысли доходчиво, образно. Он славился личной честностью, порядочностью и добротой, умел располагать к себе людей. За двадцать шесть лет, прожитых в Риме, он не нажил себе ни одного врага.
В 253 году императором Рима стал Галлиен. Начатые его отцом, императором Валерианом, гонения на христиан он прекратил. Галлен был образованным императором. Обладал широким кругозором. Между Плотином и Галлиеном установилась тесная дружба. Император любил Плотина и всячески поддерживал его учение. В покровительстве не уступала и Солонина, жена Галлиена.
Плотин мечтал создать город, где бы жили философы по законам Платона. Видные и богатые сановники откликнулись на замысел Плотина и уже было выделено место для строительства города. Но зависть другой группы приближенных императора расстроила благородный план Плотина.
В 263 году у Плотина появился талантливый ученик Порфирий. Еще при жизни Плотина он стал собирать труды своего учителя. В 270 году Плотин скончался. Порфирий завершил начатую работу. Он разделил 54 сочинения Плотина на шесть групп. В каждую группу включил по девять сочинений. Отсюда и появилось название «Эннеады» («Девятирицы»).
Давая общую оценку Плотину, В.Ф. Асмус писал: «Главаная задача философии Плотина - последовательно вывести из божественного единства - как из последнего основания . всякого бытия - градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача эта - не научная и не философская, а религиозная, теософская. Но средством, ведущим к этой цели, для Плотина были философия и диалектика. Плотин понимал всю безмерную трудность этой задачи. Непосредственно подняться до понятия о едином, признать единое безусловно самостоятельным началом, усмотреть в нем основание, из которого должно истекать все, может только гений, и притом гений в исключительном состоянии духа. Обыкновенного человека необходимо довести до этой цели более естественным, не столь исключительным или чрезвычайным путем».
Исходя из учения Платона
об идеях, как самостоятельно
существующих сущностях
Из учения о мире вытекает
этика Плотина. Этика Плотина, как
у стоиков, является индивидуалистической.
Он отбрасывает социальную
Список использованной литературы
1. Антология мировой философии. Т.1 Ч.1. М., 1969.
2. Аристотель. Соч. в 4-х т., М., 1975 - 1982.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.
4. Демокрит // Лурье С.Я. Демокрит (тексты, переводы, исследования). М., 1970.
5. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог. 2002.
6. Ивлиев В.А. Творцы философии. 2-е изд. Таганрог. 2002.
7. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.
8. Лукреций. О природе вещей. М., 1958.
9. Платон. Диалоги. М., 1986.
10. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М., 1999. С.472-473.
11. Плотин О добродетелях//Вопросы философии. 2002. №8.
12. Поликарпов В.С. Введение в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону - Таганрог. 2003.
13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.1. Античность. СПб., 1994.
14. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
15. Титаренко И.Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. Ростов-на-Дону. 2002.
16. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М., 2001.
17. Философское наследие
Информация о работе Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты