Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:13, реферат
Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в ранних философских и космологических системах миф был не столько основой воззрения, сколько образным средством выражения мысли, а философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. Характерная черта античной философии - это многообразие типов философского объяснения мира.
1. Введение
2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты
3. 2.«Золотой век» античности: Сократ, софисты, Платон, Аристотель
4. 3.Основные направления в философии поздней античности: стоики, эпикуреизм, неоплатонизм
Список использованной литературы
Философия стоиков
В логике стоиков
Главной частью их учения,
сделавшей их известными в
истории философии и культуры,
была их этика, центральным понятием
которой стадо понятие
Человеческая жизнь есть
часть единой системы природы,
каждая жизнь находится в
Стоицизм выработал понятие долга. Это, как подчеркивают Реале и Антисери, имело очень большое значение.
Действия человека, выверенные
Логосом, согласные с природой, а,
значит, рационально корректные, - как
морально совершенные, стоиками
названы долгом. Большинство людей
не способны к морально
Понятие «катекон» - типично стоическое понятие, что для нас оно означает «долженствование», «долг». Макс Похленц полагает, что термин «катекон» пришел, возможно, из семитского духовного наследия через Зенона, посредством наложения понятия «поведения» на греческое понимание физиса. Так или иначе, но разработка стоиками понятия «катекона» внесла в западную духовную культуру вклад огромного значения. Очевидно также, что стоическая интерпретация социального бытия была во всем новой.
Человеку сама природа
От существа, замкнутого в
своей индивидуальности, как это
виделось Эпикуру, мы возвращаемся
к «животному общительному». Новизна
этой формулы в том, что это
уже не «политическое животное»
На основе концепции физиса и логоса стоики сумели сокрушить античные мифы о благородстве крови и превосходстве расы, все на чем держались институты рабства. Знатность объявлена в духе кинизма «отрыжкой равенства». Все люди способны достичь добродетели: человек по определению свободен; никто не раб от природы. Свободен мудрец, владеющий знанием. Раб - невежда, ибо он находится во власти своего заблуждения. Как видим, логос восстановлен в своих правах, по крайней мере, в признании фундаментального равенства людей.
Еще один момент: известная
доктрина «апатии». По мысли стоиков,
страсти, из которых рождается
несчастье, почти всегда суть
ошибки пасующего разума или
их последствия. Как таковые эти
ошибки бессмысленно
Апатия, которую ищет стоик,
экстремальна, мудрец стремится
в пределе к анестезии, при
которой страсть охлаждается, теряя
человеческое тепло. В самом деле,
если жалость, сострадание и милосердие
суть страсти, то стоик должен
выкорчевывать их. «Милосердие участвует
в дефектах и пороках души:
лишь недалекий и
Помощь, которую стоик предлагает
людям, - это аскеза, далекий от
какой-либо человеческой
Эпикур и эпикуреизм
Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.) родился в не очень состоятельной семье Неокла, предки которого были знатными людьми. Неокл имел школу, в которой обучались дети местных жителей. Эпикур (старший сын Неокла) учился в школе отца, проявив любознательность к философии. Когда ему исполнилось 13 лет, отец отправил его учиться в малоазиатский город Теос, где читались лекции по философии. Восемнадцатилетним юношей он прибыл в Афины. Здесь он слушал лекции Ксенократа и Аристотеля. Через некоторое время Эпикур переселился на остров Лесбос в город Мителены, где зарабатывал деньги преподаванием. Из Мителен он перебрался в город Лампсак. Однако и здесь учительствовал недолго.
Весной 306 г. до н. э. Эпикур прибыл в Афины. В окрестностях города он покупает за восемьдесят мин дом и сад, где росли платаны и смоковницы. Здесь он стал собирать своих сторонников. Так возник знаменитый «Сад Эпикура». Над входом в «Сад» красовалась надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». В этом «Саду» прошла вся дальнейшая жизнь Эпикура. Эпикур приветливо встречал посетителей, вел с ними философские беседы, которые часто переходили в горячие споры. Слава его росла. Учение распространялось. Когда Эпикур оставался в доме один, он писал свои труды. Шли годы. Пришла старость. Привязались болезни. Он умер в возрасте семидесяти двух лет после острых двухнедельных мук от камня в почках. Диоген Лаэртский так охарактеризовал последние минуты жизни Эпикура:
«Счастливы будьте, друзья, и помните наши ученья!»
Так, умирая, сказал милым друзьям Эпикур,
В жаркую лег он купальню и чистым вином опьянился,
И через это вошел в вечный холодный Аид.
Эпикур разделял свое учение
на три части - «канонику», то есть
теорию познания, «физику» - учение
о природе и «этику». Порвав
с философской традицией
Эпикур воспринял
Этика Эпикура основана на гедонизме. Сущность гедонизма Эпикура кратко, но четко изложена в книге Реале и Антисери. Они пишут: «Материальное - сущность человека, материальное есть также, необходимым образом, его специфическое благо, которое как актуальное и реализованное, делает человека счастливым. Поскольку благо - природа в ее непосредственности, то ясно без околичностей, что благо - это и наслаждение.
Об этом говорили уже
Истинное удовольствие, по Эпикуру,
это «отсутствие телесного
Если это так, то нравственной
жизнью управляет не
Для уверенности в достижении «апонии» и «атараксии» Эпикур считает важным различать: 1) естественные и необходимые удовольствия, 2) естественные, но не необходимые, 3) удовольствия не естественные и не необходимые. Затем он уточняет, что объективно достижимыми и несущими удовлетворение являются удовольствия первого типа, вторые необходимо ограничивать и всячески избегать третьих. Такая позиция Эпикура могла бы быть без особого преувеличения названа аскетической по следующим причинам. 1) Среди удовольствий первой группы - естественных и необходимых, - лишь те, что тесно связаны с сохранением жизни индивида. Они единственно приносят истинную пользу, избавляя тело от страдания, как, например, чувство сытости в ответ на голод, - когда, жаждая, мы пьем, изнемогая от усталости, отдыхаем, - это состояние естественное. Философ исключает из них наслаждение любви, полагая ее источником беспокойства. 2) Среди удовольствий второй группы - те, что сверх естественных потребностей: изысканные пища и напитки, элегантная одежда и т.п. 3) Наконец, среди неестественных и не необходимых, - все формы человеческого тщеславия, суетные желания роскоши, власти, славы.
Информация о работе Античная натурфилософия. Милетская школа. Элейская школа. Атомисты