Античная философия досократического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII--VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Содержание

1. Периодизация античной философии,
поиск первоосновы мира в натурфилософских
школах досократического периода.
2. Милетская школа: основные представители и их идеи.
3. Философская значимость воззрений Пифагора и пифагоризма.
4. Философские воззрения Гераклита.
5. Философия элеатов.
6. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Гот. кон. философ..docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

Все эти качества, устремления души и объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе. Вовсе не полагая, что достигнуть такого состояния очень легко, он драматически повествует о непрекращающейся тяжбе души и тела, которую, вероятно, не раз испытывал на самом себе. Не только тело виновно перед душой. Душа, считает Демокрит, при неправильном употреблении может стать для тела постоянным источником несчастья. Демокрит особое значение придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина. Люди обычно знают, что такие ценности существуют, и могут к ним стремиться.

Развивая  и углубляя мысль, он утверждает: „Не  из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков". Согласно Демокриту, "совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего". Правильна или неправильна эта мысль с житейской точки зрения, но Демокриту важно отстоять её как нравственную истину. Он нередко говорит о том, что подлинная добродетель в поступках должна быть противопоставлена речам о добродетели, поэтому "должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели".

При этом Демокрит выделяет не только очень высокие ценности — такие, как справедливость, честность. Нередко философ со страстью отстаивает ценности дружеских, теплых, доверительных отношений между людьми, которые в древнегреческом мире становились все более проблематичными и потому приобретали новую значимость; резко выступает против завистливости, недоброжелательства, корыстолюбия.

Рассуждения Демокрита о нравственности довольно тесно связаны с его представлением об обществе, государстве, с его политическими пристрастиями. Демокрит — защитник демократии, хотя, вероятно, и критик отдельных сторон того воплощения, которое она приобрела в античности. Некоторые важнейшие принципы демократии в соединении с упомянутыми духовными ценностями и есть социально-нравственный идеал Демокрита.

Для него бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан  при царях, насколько свобода  лучше рабства. Демокрит считает, что как можно больше людей должно участвовать в общественных делах. Его аргументация в пользу этого тезиса — скорее практическая, причем носит характер доказательства от противного: если не станешь участвовать в общественных делах, приобретешь дурную репутацию.

Для Демокрита демократия — это единомыслие, причем единомыслие не на словах, а в реальных действиях. Чем больше людей активно действуют вместе, тем скорее они способны прийти к согласию и действительно приходят к нему. Путь к предотвращению конфликтов, дурных действий, к доброжелательству людей в отношении друг друга — социальный путь, который вполне согласуется с нравственными идеалами, защищаемыми Демокритом.

Постоянно отстаивая  права бедных, Демокрит и в жизненной практике следует провозглашенному им идеалу жизни, не связанной с устремлением к богатству, или, как он говорил, со "скотоподобной жизнью в роскоши". Но такой идеал, сознает Демокрит, должен быть принят добровольно. Он под силу только немногим, настоящим мудрецам. Вместе с тем философ принимает во внимание положение и переживания тех людей, которые не хотят оставаться в бедности. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой.

 

 

Заключение.

Поле проблемных вопросов в философии античности постоянно расширялось. Их разработка приобретала все более детальный  и углубленный характер. Можно  сделать вывод, что характерные  черты античной философии следующие.

1. Античная философия синкретична,  это означает, что для нее характерна  большая слитность, нерасчлененность  важнейших проблем, чем для  последующих видов философствования. Античный философ, как правило,  распространял этические категории  на весь Космос.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории.

3. Античная философия исходит  из Космоса, чувственного и  умопостигаемого. Она в отличие  от средневековой философии не  ставит на первое место представление  о Боге. Впрочем, Космос в античной  философии часто считается абсолютным  божеством (не личностью); это  означает, что античная философия  пантеистична.

4. Античная философия многого  достигла на понятийном уровне -- концепция идей Платона, понятие формы (эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности -- это преимущественно логика общих имен, понятий. Впрочем, в логике Аристотеля весьма содержательно рассматривается и логика предложений, но опять же на уровне, характерном для эпохи античности.

5. Этика античности -- это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. В разработке этики добродетелей они достигли необычайных высот.

6. Обращает на себя внимание  поразительное умение античных  философов находить ответы на  кардинальные вопросы бытия. Античная  философия по-настоящему функциональна,  она призвана помочь людям  в их жизни. Античные философы  стремились найти для своих  современников дорогу к счастью.  Античная философия не канула  в историю, она сохранила свое  значение и поныне и ждет  новых исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981
  2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: "Мысль", 1989
  3. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш И. И. Богута.— М.: Мысль, 1994.— 590 >>>
  4. Асмус В.Ф. Античная философия, Москва, "Высшая школа", 1976 >>>
  5. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья).- М.:'Греко-латинский кабинет', 1995. - 480 с. >>>
  6. Чернов С.А. Начала философии. Часть1 >>>
  7. Энциклопедия "Кругосвет" >>>

 

 


Информация о работе Античная философия досократического периода