Античная философия досократического периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII--VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Содержание

1. Периодизация античной философии,
поиск первоосновы мира в натурфилософских
школах досократического периода.
2. Милетская школа: основные представители и их идеи.
3. Философская значимость воззрений Пифагора и пифагоризма.
4. Философские воззрения Гераклита.
5. Философия элеатов.
6. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Гот. кон. философ..docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

Во время  своих странствий в Вавилон и  Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство  античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему.

Он сформулировал  ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. До сих  пор известна так называемая формула  Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в  случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через  центр окружности) являются прямыми».

Значительны и его знания, касающиеся отношений  прямоугольных треугольников. Он определил  условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два  угла, прилегающие к ней. Ему приписывается  также положение о подобных углах  при пересечении двух прямых.

Разносторонние  интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время  была настолько развитой наукой, что  являлась определенной основой научной  абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего  сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже  в до-философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. К определению воды как основы всего сущего Фалес подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции».

Для обозначения  первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

В праоснове  Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем  «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.

С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые  в наше время называют геологическими и географическими. О Земле Фалес  полагал, что она имеет форму  диска. С пониманием воды как первоосновы  связан его взгляд на то, что Земля  плавает в бесконечной воде. Она  имеет поры и отверстия. Землетрясения  он объяснял как колебания Земли  на взволнованной воде. Рационалистическому  подходу Фалеса отвечает и его  мысль о том, что причиной наводнений на Ниле являются пассатные ветры, которые  «встречным напором преграждают  ему течение».

Как видно, стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно связаны  с развитием античной науки, в  частности математики и астрономии. Фалес, однако, не избегал и практической жизни. Как мы увидим далее, использование  связи науки и практики характерно не только для Фалеса и милетской  школы, но и для всего дальнейшего  античного материализма (и не только античного).

 

Анаксимандр. Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611—546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса. По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он прежде всего изучал природу. У него можно найти мысли, которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии.

В отличие  от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Некоторое время Анаксимандр  жил на острове Самос, где определенную часть жизни провел и Пифагор. Диоген Лаэртский о нем пишет, что «суждения свои он изложил по пунктам в сочинении, которое было еще в руках Аполлодора Афинского». Это говорит о том, что свои взгляды он, видимо, объединил в цельную систему, в виде которой их и излагал.

Наиболее  интересным из его астрономических  взглядов является мысль о том, что  «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Здесь заключен зародыш геоцентрического, воззрения на вселенную. Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую  Фалес лишь абстрактно обозначает, — проблематика возникновения и  формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали, выходили на сушу и, когда покров ломался, жили еще краткое время». Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи.

Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как гилозоизм (от греч. hyle — материя, dzoe — жизнь). Согласно ему, вся материя живая. Следующим проявлением стихийного материализма является тот факт, что Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека. «Говорит он также, что вначале человек родился от животных другого вида».

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное  вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное», оно бескачественное.

В понимании  Анаксимандра  это начало материальное, но вместе с тем неопределенное –  есть апейрон.  Апейрон означает "беспредельное", "безграничное". Само это прилагательное соотносится с существительным περας, или "предел", "граница", и частицей α, которая означает отрицание (тут — отрицание границы). По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня.

Так произошли  три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений  высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все

обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Античная  философия четко представляет различие между двумя состояниями. Одно отмечено рождением и смертью. То, что есть, когда-то возникло и когда-то погибнет — оно преходяще. Преходящи каждый человек, каждая вещь. Преходящи состояния, которые мы наблюдаем. Преходящее многообразно. Значит, есть множественное, и оно же — преходящее. Первоначалом, по логике этого рассуждения, не может стать то, что само является преходящим — ибо тогда оно не было бы первоначалом для другого преходящего.

В отличие  от тел, состояний, людей, отдельных  миров, первоначало не погибает, как  погибают те или иные вещи и миры. Так рождается и становится одной  из самых важных для философии  идея бесконечности, как бы составленная и из идеи беспредельности (отсутствия пространственных границ) и из идеи вечного, непреходящего (отсутствия временных  границ).

 

Анаксимен. Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585—524 до н. э.). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом. В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей.

С этой точки  зрения Анаксимен, как ранее Фалес  и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о том, что является основой мира. Он, как и его предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. «Анаксимен... провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается». Из воздуха затем возникает все остальное.

Разряжение  воздуха приводит к возникновению  огня, а сгущение вызывает ветры  — тучи — воду — землю —  камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные  процессы, участвующие в образовании  различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и  на объяснение происхождения богов. «Анаксимен... говорил, что началом  является неограниченный воздух и что  из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и  божественные вещи и что все последующее  возникнет из потомства воздуха».

Анаксимен впервые  вводит понятие взаимного отношения  праматерии и движения Воздух как прамате-рия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

С утратой  Милетом (в начале 5 в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но и нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии (5 в. до н.э.), выводивший вслед за Анаксименом все из воздуха. Диоген развил мысль о множественности самих изменений.

 

3. Философская значимость воззрений Пифагора и пифагоризма.

Еще одной  философской школой, действовавшей  в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателя школы Пифагора и пифагорейцев дошли до нас в  большинстве случаев в изложении  других авторов. Согласно большинству  сведений, Пифагор происходил с острова  Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э. Союз пифагорейцев возник в атмосфере развития мистических и религиозных течений.

Сам Пифагор  ничего не писал, а учения, основанные им, претерпели в 5 и 4 вв. значительную эволюцию. Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому, учение Пифагора, кроме  собственно религиозного содержания и  религиозных предписаний, заключало  в себе и некоторое философское  мировоззрение с невыделившимися из общего его состава научными представлениями.

Согласно  Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы.

Основными моментами  религии Пифагора были: вера в переселение  души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний  и запретов относительно пищи и поведения  и, быть может, учение о трех образах  жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и  геометрией.

С известной  вероятностью можно полагать, что  в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии  — элементарнейшие свойства плоских  фигур, но вряд ли ему принадлежат  приписанные ему впоследствии открытия «теоремы Пифагора» и несоизмеримости  отношения между диагональю и  стороной квадрата.

В отличие  от других мыслителей, которые в  то время занимались математикой, он идет дальше решения геометрических задач, которыми занимались Фалес или  Анаксимен. Пифагор исследует и  взаимоотношения чисел. Можно справедливо  утверждать, что Пифагор и пифагорейская  школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем пифагорейцы решают многие геометрические задачи того времени.

Изучение  зависимости между числами, и  в частности между рядами чисел, требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он и  его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации  чисел, к мистике чисел. Числа  были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Гегель в  «Истории философии» следующим образом  интерпретирует основные принципы пифагорейского учения: «...первым простым понятием является единица... не дискретная, множественная  арифметическая единица, а тождество  как непрерывность и положительность, совершенно всеобщая сущность» 69. «За  единицей следует противоположность, двоица... различие, особенное» 70.

Из этих принципов  возникают либо, точнее будет сказано, к этим принципам редуцируются все  остальные числа. Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического  ряда — единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации  этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая (определяется двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура, определяемая тремя точками) и куб (как пространственная фигура).

Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое  пифагорейцы считали идеальным  числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, — такое число, на которое  можно перевести все вещи и  явления мира с его противоположностями.

 

Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является, собственно, исторически  первой попыткой (за исключением некоторых  моментов в учении Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений  между реально существующими  вещами. В частности, в области  геометрии отношение между количественно  выраженной взаимосвязью и объективной  реальностью является в значительной степени наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным.

Информация о работе Античная философия досократического периода