Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:10, реферат
Проблематика мудрости, которую Аристотель называл первой философией, рассматривается в группе его относительно самостоятельных работ , объединенных общим названием — «Метафизика».
Знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, или в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия).
Не следует поэтому думать, будто операция исчисления в собственном смысле производится только над числами и будто человек отличается (как, согласно свидетельству древних, полагал Пифагор) от других живых существ только способностью считать. Нет, складывать и вычитать можно и величины, тела, движения, времена, качества, деяния, понятия, отношения, предложения и слова (в которых может содержаться всякого рода философия). Прибавляя или отнимая, т.е. производя вычисление, мы обозначаем это глаголом мыслить (по-гречески ***), что означает также исчислять, или умозаключать (***).
4. Действия и явления
суть способности, или
5. Как, зная производящее
основание, можно прийти к
Подобным же образом мы можем, исходя из данной фигуры, сделать умозаключение относительно ее если не действительного, то хотя бы возможного возникновения; познав только что выясненные свойства круга, нам легко определить, производит ли приведенное в движение тело круг или нет.
6. Цель, или назначение, философии
заключается, таким образом, в
том, что благодаря ей мы
можем использовать к нашей
выгоде предвидимые нами
Ибо одно преодоление трудностей
или открытие наиболее сокровенной
истины не стоит тех огромных усилий,
которых требует занятие
7. Однако мы лучше всего
поймем, насколько велика польза
философии, особенно физики и
геометрии, если наглядно
Разве не обладают все люди
одной и той же духовной природой
и одними и теми же духовными способностями?
Что же имеют одни и не имеют
другие? Только философию! Философия, таким
образом, является причиной всех этих
выгод. Пользу же философии морали и
философии государства можно
оценить не столько по тем выгодам,
которые обеспечивают их знание, сколько
по тому ущербу, который наносит
их незнание. Ибо корень всякого
несчастья и всех зол, которые
могут быть устранены человеческой
изобретательностью, есть война, в особенности
война гражданская. Последняя приносит
с собой убийства, опустошения
и всеобщее обнищание. Основной причиной
войн является не желание людей воевать,
ибо воля человека всегда стремится
к благу или тому, что кажется
благом; нельзя объяснить гражданскую
войну и непониманием того, насколько
вредны ее последствия, ибо кто же
не понимает, что смерть и нищета
— огромное зло. Гражданская война
возможна только потому, что люди не
знают причин войны и мира, ибо
только очень немногие занимались исследованием
тех обязанностей, выполнение которых
обеспечивает упрочение и сохранение
мира, т.е. исследованием истинных законов
гражданского общества. Познание этих
законов есть философия морали. Но
если люди не изучали такой философии,
то разве не было причиной этого
лишь то обстоятельство, что до сих
пор у тех, кто преподавал ее, не
существовало ясного и точного метода?
Как же иначе понять то, что в
древности греческие, египетские, римские
и другие учители мудрости смогли
сделать убедительными для
8. Предметом философии,
или материей, о которой она
трактует, является всякое тело,
возникновение которого мы
Это определение, однако, вытекает из определения самой философии, задачей которой является познание свойств тел из их возникновения или их возникновения из их свойств. Следовательно, там, где нет ни возникновения, ни свойств, философии нечего делать. Поэтому философия исключает теологию, т.е. учение о природе и атрибутах вечного, несотворенного и непостижимого бога, в котором нет никакого соединения и разделения и в котором нельзя себе представить никакого возникновения.
Философия исключает также учение об ангелах и о всех тех вещах, которые нельзя считать ни телами, ни свойствами тел, так как в них нет соединения или разделения большего и меньшего, т.е. по отношению к ним неприменимо научное рассуждение.
Она исключает также историю, как естественную, так и политическую, хотя для философии обе в высшей степени полезны (вернее, необходимы), ибо их знание основано на опыте или авторитете, но не на правильном рассуждении.
Она исключает и знание, имеющее своим источником божественное внушение, или откровение, да и вообще всякое знание, которое не приобретено нами при помощи разума, а мгновенно даровано нам божественной милостью (как бы через сверхъестественный орган чувства).
Она, далее, исключает не
только всякое ложное, но и всякое плохо
обоснованное учение, ибо то, что
познано посредством
Наконец, из философии исключается учение о богопочитании, так как источником такого знания является не естественный разум, а авторитет церкви, и этого рода вопросы составляют предмет веры, а не науки.
9. Философия распадается
на две основные части. Всякий,
кто приступает к изучению
возникновения и свойств тел,
наталкивается на два
10. Может быть, однако, некоторым
ученым не понравится
Н. А. БЕРДЯЕВ
Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению самая возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности. Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем. Философ совсем не производит впечатления человека, исполняющего «социальный заказ». В трех стадиях Огюста Конта философии отведено среднее, переходное место от религии к науке. Правда, Огюст Конт сам был философ и проповедовал позитивную, то есть «научную», философию. Но эта научная философия обозначает выход из философской стадии в умственном развитии человечества и переход к стадии научной. Сиантизм [27] отвергает первородность и самостоятельность философского познания, он окончательно ее подчиняет науке. Точка зрения Конта гораздо более вкоренилась в общее сознание, чем это кажется, если иметь в виду контизм или позитивизм в узком смысле этого слова. Наименование «философа» было очень популярно в эпоху французской просветительной философии XVIII века, но она вульгаризировала это наименование и не дала ни одного великого философа. Первое и самое сильное нападение философии пришлось выдержать со стороны религии, и это не прекращается и до сих пор, так как, вопреки О. Конту, религия есть вечная функция человеческого духа. Именно столкновение философии и религии и создает трагедию философа. Столкновение философии и науки менее трагично. Острота столкновения философии и религии определяется тем, что религия имеет свое познавательное выражение в теологии, свою познавательную зону. Философия всегда ставила и решала те же вопросы, которые ставила и решала теология. Поэтому теологи всегда утесняли философов, нередко преследовали их и даже сжигали. Так было не только в христианском мире. Известна борьба арабских магометанских теологов против философии. Отравленный Сократ, сожженный Дж. Бруно, принужденный уехать в Голландию Декарт, отлученный от синагоги Спиноза свидетельствуют о преследованиях и мучениях, которые философии пришлось испытать от представителей религии. Философам приходилось защищаться тем, что они практиковали учение о двойной истине. Источник мучений и преследований лежит не в самой природе религии, а в ее социальной объективации. Потом это станет ясно. Основа религии есть откровение. Откровение само по себе не сталкивается с познанием. Откровение есть то, что открывается мне, познание есть то, что открываю я. Может ли сталкиваться то, что открываю я в познании, с тем, что открывается мне в религии? Фактически да, и это столкновение может стать трагическим для философа, ибо философ может быть верующим и признавать откровение. Но так бывает потому, что религия есть сложное социальное явление, в котором откровение Бога, то есть чистый и первичный религиозный феномен, перемешивается с коллективной человеческой реакцией на это откровение, с человеческим использованием его для разнообразных интересов. Поэтому религия может быть социологически истолковываема*. Откровение в чистом и первичном виде не есть познание и познавательных элементов в себе не содержит. Этот познавательный элемент привносится человеком, как реакция мысли на откровение. Не только философия, но и теология есть познавательный акт человека. Теология не есть откровение, она есть вполне человеческое, а не божественное. И теология не есть индивидуальная, а социально организованная, коллективная познавательная реакция на откровение. Из этой организованной коллективности вытекает пафос ортодоксии. Тут и происходит столкновение между философией и теологией, между мыслью индивидуальной и мыслью коллективной. Познание не есть откровение. Но откровение может иметь огромное значение для познания. Откровение для философского познания есть опыт и факт. Трансцендентность откровения есть имманентная данность для философии. Философское познание — духовно-опытное. Интуиция философа есть опыт. Теология всегда заключает в себе какую-то философию, она есть философия, легализованная религиозным коллективом, и это особенно нужно сказать про теологию христианскую. Вся теология учителей церкви заключала в себе огромную дозу философии. Восточная патристика была проникнута платонизмом и без категорий греческой философии не в силах была бы выработать христианской догматики. Западная схоластика была проникнута аристотелизмом и без категорий аристотелевской философии не могла бы выработать даже католического учения об эвхаристии (субстанции и акциденции). Да-бертоньер не без основания говорит, что в средневековой схоластике не философия была служанкой теологии, а теология была служанкой философии, известного, конечно, рода философии. Это верно про Фому Аквината, у которого теология была целиком подчинена аристотелевской философии. Так создается очень сложное отношение между философией и теологией. Против свободы философского познания восстают именно философские элементы теологии, принявшие догматическую форму. Философия страдает от себя же, от догматизирования некоторых элементов философии и философии известного рода. Совершенно так же мешали свободному развитию науки quasi-научные элементы Библии, библейская астрономия, геология, биология, история, наука детства человечества, а не религиозное откровение Библии в чистом виде. Религиозное откровение может быть очищено от философских и научных элементов, создававших невыносимые конфликты. Но трагизм положения философа этим облегчается, но не устраняется, так как остаются религиозные притязания самой философии, так как познание ставит себе религиозные цели.
27 Сиантизм (сайентизм или
сциентизм) —
* У Маркса, у Дюркгейма можно найти много социологически верного о религии.
Великие философы в своем
познании всегда стремились к возрождению
души, философия была для них делом
спасения. Таковы были индусские философы,
Сократ, Платон, стоики, Плотин, Спиноза,
Фихте, Гегель, Вл. Соловьев. Плотин был
враждебен религии, которая учит
спасению через посредника, Философская
мудрость была для него делом непосредственного
спасения. Между Богом философов
и Богом Авраама, Исаака и Иакова
всегда было не только различие, но и
конфликт. Гегель в крайней форме
выразил понимание философии
как высшей стадии по сравнению с
религией. Философия постоянно боролась
против народных религиозных верований,
против мифологических элементов в
религии, против традиции. Сократ пал
жертвой этой борьбы. Философия начинается
с борьбы против мифа, но кончается
она тем, что приходит к мифу как
увенчанию философского познания. Так
было у Платона, у которого познание
через понятие переходит в
познание через миф. Миф лежит
и в основании немецкого