Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:10, реферат
Проблематика мудрости, которую Аристотель называл первой философией, рассматривается в группе его относительно самостоятельных работ , объединенных общим названием — «Метафизика».
Знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, или в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия).
* — интеллектуальная любовь к Богу (лат.).
Трагедия философского познания
в том, что, освободившись от сферы
бытия более высокой, от религии,
от откровения, оно попадает в еще
более тяжкую зависимость от сферы
низшей, от положительной науки, от
научного опыта. Философия теряет свое
первородство и не имеет уже оправдательных
документов о своем древнем происхождении.
Миг автономии философии
* — бездна, безначальность, безосновность (нем.).
** Так Гейдеггер в «Sein und Zeit», самой замечательной философской книге последнего времени, всю свою онтологию строит на познании человеческого существования. Бытие как забота (Sorge) открывается лишь в человеке. На другом пути стоит французская философия наук, у Мейерсона, Бруншвига н др.
Как понять отношение между философией и наукой, как разграничить их сферы, как установить между ними конкордат? Совершенно недостаточно определить философию как учение о принципах или как наиболее обобщенное знание о мире, как о целом, или даже как учение о сущности бытия. Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа. Это различие духа и природы, конечно, ничего общего не имеет с различением психического и физического *. Философия в конце концов неизбежно становится философией духа и только в таком качестве своем она не зависит от науки. Философская антропология должна быть основной философской дисциплиной. Философская антропология есть центральная часть философии духа. Она принципиально отличается от научного — биологического, социологического, психологического — изучения человека. И отличие это в том, что философия исследует человека из человека и в человеке, исследует его как принадлежащего к царству духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству природы, то есть вне человека, как объект. Философия совсем не должна иметь объекта, ибо ничто для нее не должно становиться объектом, объективированным. Основной признак философии духа то, что в ней нет объекта познания. Познавать из человека и в человеке и значит не объективировать. И тогда лишь открывается смысл. Смысл открывается лишь тогда, когда я в себе, то есть в духе, и когда нет для меня объектности, предметности. Все, что есть для меня предмет, лишено смысла. Смысл есть лишь в том, что во мне и со мной, то есть в духовном мире. Принципиально отличать философию от науки только и можно, признав, что философия есть необъективированное познание, познание духа в себе, а не в его объективации в природе, то есть познание смысла и приобщение к смыслу. Наука и научное предвидение обеспечивают человека и дают ему силу, но они же могут опустошить сознание человека, оторвать его от бытия и бытие от него. Можно было бы сказать, что наука основана на отчуждении человека от бытия и отчуждении бытия от человека *. Познающий человек вне бытия и познаваемое бытие вне человека. Все становится объектом, то есть отчужденным и противостоящим. И мир философских идей перестает быть моим миром, во мне раскрывающимся, делается миром, мне противостоящим и чуждым, миром объектным. Вот почему и исследования по истории философии перестают быть философским познанием, становятся научным познанием. История философии будет философским, а не только научным познанием в том лишь случае, если мир философских идей будет для познающего его собственным внутренним миром, если он будет его познавать из человека и в человеке. Философски я могу познавать лишь свои собственные идеи, делая идеи Платона или Гегеля своими собственными идеями, то есть познавая из человека, а не из предмета, познавая в духе, а не в объектной природе. Это и есть основной принцип философии, совсем не субъективной, ибо субъективное противостоит объективному, а бытийственно жизненной. Если Вы пишете прекрасное исследование о Платоне и Аристотеле, о Фоме Акви-нате и Декарте, о Канте и Гегеле, то это может быть очень полезно для философии и философов, но это не будет философия. Не может быть философии о чужих идеях, о мире идей как предмете, как объекте, философия может быть лишь о своих идеях, о духе, о человеке в себе и из себя, то есть интеллектуальным выражением судьбы философа. Историзм, в котором память непомерно перегружена и отяжелена и все превращено в чуждый объект, есть декаданс и гибель философии, так же как натурализм и психологизм. Духовные опустошения, произведенные историзмом, натурализмом и психологизмом, поистине страшны и человекоубийственны. Результатом является абсолютизированный релятивизм. Так подрываются творческие силы познания, пресекается возможность прорыва к смыслу. Это и есть рабство философии у науки, террор науки.
* См. мою книгу «Философия свободного духа».
Философия видит мир из
человека и только в этом ее специфичность.
Наука же видит мир вне человека.
Освобождение философии от всякого
антропологизма есть умерщвление философии.
Натуралистическая метафизика тоже
видит мир из человека, но не хочет
в этом признаться. И тайный антропологизм
всякой онтологии должен быть разоблачен.
Неверно сказать, что бытию, понятному
объективно, принадлежит примат над
человеком; наоборот, человеку принадлежит
примат над бытием, ибо бытие раскрывается
только в человеке, из человека, через
человека. И тогда только раскрывается
дух. Бытие, которое не есть дух, которое
«вовне», а не «внутри», есть тирания
натурализма. Философия легко делается
отвлеченной и теряет связь с
источниками жизни. Это бывает всякий
раз, когда она хочет познавать
не в человеке и не из человека, а
вне человека. Человек же погружен
в жизнь, в первожизнь, и ему
даны откровения о мистерии первожизни.
Только в этом глубина философии
соприкасается с религией, но соприкасается
внутренне и свободно. В основании
философии лежит предположение,
что мир есть часть человека, а
не человек часть мира. У человека,
как дробной и малой части
мира, не могла бы зародиться дерзновенная
задача познания. На этом основано и
научное познание, но оно методологически
отвлечено от этой истины. Познание
бытия в человеке и из человека
ничего общего не имеет с психологизмом.
Психологизм есть, наоборот, замкнутость
в природном, объективированном
мире. Психологически человек есть
дробная часть мира. Речь идет не
о психологизме, а о трансцендентальном
антропологизме. Странно забывать,
что я, познающий, философ — человек.
Трансцендентальный человек есть предпосылка
философии и преодоление
Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж. С. 5 — 11
* Взгляд, развиваемый Мейерсоиом в его книге «De l'explication dans les sciences» об онтологическом характере наук, мне представляется ошибочным. Наука — прагматична.