Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:12, реферат
Краткое описание
Существует мнение, что «талантливый человек талантлив во всем». Огромное количество умнейших и мудрейших философов внесли непосильный вклад не только в философскую науку, но и во многие другие. Среди «универсальных философов» такие великие умы как Пифагор, Фалес, Демокрит, Аристотель и другие.
Содержание
1) Вступление 2) Фалес Милетский а) Краткая биография б) Вклад в астрономию в) Вклад в геометрию г) Открытия в исследовании космоса д) Вклад в физику 3) Пифагор Самосский а) Краткая биография б) Основы Пифагоризма в) Пифагор и его школа г) Научные достижения 4) Демокрит Абдерский а) Краткая биография б) Проблема авторства в) Атомы и пустота г) Космогония д) «Видики» е) Псюхе-душа ж) Этика 5) Аристотель а) Краткая биография б) Теория познания и логика в) Этические взгляды г) Космология Аристотеля д) Учение о государстве е) Политика и политик ж) Форма государственного управления 5) Заключение 6) Список литературы
Тема: «Вклад древнегреческих
философов в науку (Фалес, Пифагор, Демокрит,
Аристотель)».
Пенза 2015
Содержание:
1) Вступление
2) Фалес Милетский
а) Краткая биография
б) Вклад в астрономию
в) Вклад в геометрию
г) Открытия в
исследовании космоса
д) Вклад в физику
3) Пифагор Самосский
а) Краткая биография
б) Основы Пифагоризма
в) Пифагор и
его школа
г) Научные достижения
4) Демокрит Абдерский
а) Краткая биография
б) Проблема авторства
в) Атомы и пустота
г) Космогония
д) «Видики»
е) Псюхе-душа
ж) Этика
5) Аристотель
а) Краткая биография
б) Теория познания
и логика
в) Этические взгляды
г) Космология
Аристотеля
д) Учение о государстве
е) Политика и
политик
ж) Форма государственного
управления
5) Заключение
6) Список литературы
Вступление.
Существует мнение, что «талантливый
человек талантлив во всем». Огромное
количество умнейших и мудрейших философов
внесли непосильный вклад не только в
философскую науку, но и во многие другие.
Среди «универсальных философов» такие
великие умы как Пифагор, Фалес, Демокрит,
Аристотель и другие.
Философия тем или иным образом
связана с каждой наукой, будь то химия,
биология или физика.
Неудивительно, что сами ученые,
и особенно, физики, стремясь понять происходящее
в их науке, все чаще обращались и обращаются
к философии.
В дальнейшем, внимание ученых
стали привлекать проблемы философии
и методологии науки:
— Каково содержание понятий
числа, функции, пространства, времени,
закона, причинности, массы, силы, энергии,
жизни, вида и др.?
— Как сочетаются в научном
познании анализ и синтез, индукция и дедукция,
теория и опыт?
— Что обусловливает описательную,
объяснительную и предсказательную функции
теории?
— Какова роль эмпирических
и теоретических гипотез?
— Каким образом происходят
научные открытия и в чем заключается
роль интуиции в получении нового знания?
— Как следует истолковывать
понятие теории?
— Что обеспечивает науке возможность
познавать истину и что в научном познании
представляет собой таковую?
Все это заложили еще до нас
древнегреческие ученые, которые не только
занимались наукой о бытие, но и применяли
свои знания философии на других науках,
возможно, сами того не зная…
Фалес Милетский.
а) Краткая биография
ФАЛЕС (Thales) (ок. 640 - ок. 546), древнегреческий
философ и ученый, основатель так называемой
ионийской (милетской) школы, родоначальник
античной философии и науки; в древности
почитался как один из "Семи мудрецов".
Аристотель начинает с Фалеса историю
метафизики, Евдем - историю астрономии
и геометрии.
Происходил из города Милета
в Малой Азии, принадлежа к аристократическому
роду. Был близок милетскому тирану Фрасибулу
и связан с храмом Аполлона Дидимского,
покровителя морской колонизации. По свидетельству
Диогена Лаэртского, бывал в Египте и жил
у жрецов, изучая астрономию и геометрию.
Видимо, Фалес использовал достижения
древневосточной науки египтян, вавилонян
и финикийцев. Диоген Лаэртский сообщает,
что Фалес установил продолжительность
года и разделил его на 365 дней. По словам
Геродота, в 585 до н. э. мудрец предсказал
полное солнечное затмение.
Имя Фалеса уже в 5 в. до н. э.
стало нарицательным для мудреца. Мудрость
его истолковывалась по-разному: то как
практическая смекалка и изобретательность,
то как созерцательная отрешенность (Платон).
Предание рисует Фалеса купцом и предпринимателем,
гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым
политиком, провидцем, предсказывающим
погоду и затмения.
Из приписываемых Фалесу сочинений
ни одно до нас не дошло. Содержание их
известно только в передаче более поздних
авторов. Аристотель приводит 4 тезиса,
которые могут восходить к устному учению
Фалеса: 1) все произошло из воды; 2) земля
плавает по воде подобно дереву; 3) все
полно богов или душа размешана во вселенной;
4) магнит имеет душу, так как движет железо.
Таким образом, Фалес впервые сформулировал
две основные проблемы греческой натурфилософии:
проблемы начала и всеобщего. Все многообразие
явлений и вещей он сводил к единой основе-первоначалу,
которым Фалес считал воду. Отличая душу
от тела, душевную жизнь от процессов природы,
Фалес, вслед за Гомером, представлял душу
в виде тонкого эфирного вещества. Он считал,
что душа, как активная сила и вместе с
тем носитель разумности и справедливости,
причастна к божественному (разумному
и прекрасному) строю вещей.
По свидетельству Прокла, Фалес
первый стал доказывать геометрические
теоремы; ему принадлежат доказательства
следующих положений: 1) круг делится диаметром
пополам; 2) в равнобедренном треугольнике
углы при основании равны; 3) при пересечении
двух прямых образуемые ими вертикальные
углы равны; 4) два треугольника равны,
если два угла и сторона одного из них
равны двум углам и соответствующей стороне
другого.
б) Вклад в астрономию
Считается, что Фалес «открыл»
для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент;
ранее этим созвездием пользовались финикийцы.
Считается, что Фалес первым
открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг,
летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический
круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков
между ними.
Фалес первым указал, что Луна
светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда
его закрывает Луна. Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что
размер Солнца составляет 1/720 часть от
его кругового пути, а размер Луны — такую
же часть от лунного пути. Можно утверждать,
что Фалес создал «математический метод»
в изучении движения небесных тел.
Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором
год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев
по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).
б) Вклад в геометрию
Именем Фалеса названа геометрическая теорема.
Теорема Фалеса :
Считается, что Фалес первым
сформулировал и доказал несколько геометрических
теорем, а именно:
вертикальные углы равны;
имеет место равенство треугольников
по одной стороне и двум прилегающим к
ней углам;
углы при основании равнобедренного
треугольника равны;
диаметр делит круг на две равные
части;
вписанный угол, опирающийся
на диаметр, является прямым.
Фалес научился определять
расстояние от берега до корабля, для чего
использовал подобие треугольников. В
основе этого способа лежит теорема, названная
впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные
прямые, пересекающие стороны угла, отсекают
равные отрезки на одной его стороне, то
они отсекают равные отрезки и на другой
его стороне.
Легенда рассказывает о том,
что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона
Амасиса тем, что сумел точно установить
высоту пирамиды, дождавшись момента,
когда длина тени палки становится равной
её высоте, и тогда измерил длину тени
пирамиды.
в) Открытия в исследовании
космоса
Фалес полагал, что все рождается
из воды; все возникает из воды и в неё
превращается. Начало элементов, сущих
вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Всё образуется из воды
путем её затвердевания/замерзания, а
также испарения; при сгущении вода становится
землей, при испарении становится воздухом.
Причина образования/движения — дух (πνευμα),
«гнездящийся» в воде.
По замечанию Героклита-Аллегориста:
«Влажное вещество,
с легкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“)
во всевозможные тела, принимает пестрое
многообразие форм. Испаряющаяся часть
его обращается в воздух, а тончайший воздух
возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок
и превращаясь в ил, вода обращается в
землю. Поэтому из четверицы элементов
Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом».
По замечанию Плутарха: «Египтяне говорят,
что Солнце и Луна объезжают небо не на
колесницах, а на кораблях, намекая на
их рождение из влаги и питание влагой.
Думают, что и Гомер полагает воду началом
и „родителем“ всех вещей, подобно Фалесу
научившись у египтян».
Фалес полагал, что Космос — един. Вода и всё, что из неё
произошло, не являются мертвыми, но одушевлены;
Космос одушевлен и полон божественных
сил. Душа, как активная сила и носитель
разумности, причастна божественному
строю вещей. Природа, как живая, так и
неживая, обладает движущим началом
Фалес представляет душу в виде
тонкого эфирного вещества. По замечанию Плутарха:
«После него Анахарсис заметил: „Прекрасно полагает
Фалес, что во всех важнейших и величайших
частях космоса имеется душа, а потому
и не стоит удивляться тому, что промыслом
бога совершаются прекраснейшие дела“».
г) Вклад в физику
Фалесу приписываются следующие
положения:
Земля плавает в воде (как кусок
дерева, корабль или какое-нибудь другое
тело, которому по природе свойственно
держаться на плаву в воде); землетрясения,
вихри и движения звезд происходят оттого,
что все качается на волнах по причине
подвижности воды.
Земля плавает в воде, а Солнце
и другие небесные тела питаются испарениями
этой воды.
Звезды состоят из земли, но
при этом раскалены; Солнце — землистого
составаЛуна — землистого состава.
Земля находится в центре Вселенной;
при уничтожении Земли рухнет весь мир.
Жизнь предполагает питание
и дыхание, в каких функциях выступают
вода и «божественное начало», душа.
То есть Фалес утверждает, что
Земля как суша, как собственно тело, физически
держится на некоей «опоре», которая имеет
свойства воды (неабстрактные, то есть
конкретно текучесть, неустойчивость
и т. п.).
Положение 3) является почти
буквальным указанием на физическую природу
звёзд, Солнца и Луны — они состоят из такой
же материи как Земля
(не из собственно такого же материала, как
это денотативно понимает Аристотель); при этом температура весьма
высока.
Положением 4) Фалес утверждает,
что Земля является центром, вокруг которого
происходит обращение небесных явлений,
и таким образом именно Фалес является
основоположником геоцентрической системы мира.
Пифагор Самосский.
а) Краткая биография
Пифагор Самосский– древнегреческий
математик, философ, религиозный и политический
деятель из Самоса. Ученый также создал
свою собственную религиозно-философскую
школу пифагорейцев. Годы жизни Пифагора
570 – 490 гг. до нашей эры. Самые ранние сведения
о жизни и учении философа появились лишь
200 лет спустя после его смерти. Так, хорошо
описали историю жизни мудреца в своих
памфлетах Ямвлих, Порфирий, Диоген Лаэртский
и Аристотеть Аристоксен. Сам Пифагор
не оставил никаких сочинений после себя.
В честь ученого назван кратер на Луне.
Предположительно ученый родился
на острове Самос, который позже покинул
в знак протеста против тирании правителя
Поликрата. Пифагор много путешествовал.
Побывал в Египте, в Вавилоне. Когда ему
исполнилось сорок лет, он решил обосноваться
в южно-италийском городе Кротон, где и
основал закрытое общество своих последователей.
Это было своеобразное религиозное братство,
которое преследовало цель очищения религиозных
воззрений. В итоге данное учение и его
последователи жестоко преследовались.
Философские учения Пифагора
также привлекали множество последователей.
В пифагореизме считалось, что земля шарообразная
и движется вокруг центрального огня,
который является источником света и тепла.
Вокруг «огня» были замечены и другие
светила, которые составляли «гармонию
сфер». С именем Пифагора связывают некоторые
математические открытия. Говорят, что
он регулярно работал над геометрическими
доказательствами, построением правильных
многоугольников, созданием четных и нечетных
чисел, арифметических и геометрических
пропорций. Существует даже доказательство
теоремы, названное в честь Пифагора и
его вычислений.