Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:12, реферат
Краткое описание
Существует мнение, что «талантливый человек талантлив во всем». Огромное количество умнейших и мудрейших философов внесли непосильный вклад не только в философскую науку, но и во многие другие. Среди «универсальных философов» такие великие умы как Пифагор, Фалес, Демокрит, Аристотель и другие.
Содержание
1) Вступление 2) Фалес Милетский а) Краткая биография б) Вклад в астрономию в) Вклад в геометрию г) Открытия в исследовании космоса д) Вклад в физику 3) Пифагор Самосский а) Краткая биография б) Основы Пифагоризма в) Пифагор и его школа г) Научные достижения 4) Демокрит Абдерский а) Краткая биография б) Проблема авторства в) Атомы и пустота г) Космогония д) «Видики» е) Псюхе-душа ж) Этика 5) Аристотель а) Краткая биография б) Теория познания и логика в) Этические взгляды г) Космология Аристотеля д) Учение о государстве е) Политика и политик ж) Форма государственного управления 5) Заключение 6) Список литературы
Об исключительной популярности
Пифагора свидетельствует моменты с его
изображениям и с надписью «Пифагор»,
выпущенные в 430-420 гг. до н.э. в Абдерах.
Для 5 в. до н.э. это случай беспрецедентный
и не только потому что изображения философов
на монетах появляются гораздо позже и,
как правило, в их родных городах: перед
нами первый портрет на греческих монетах,
во всяком случае, первый подписанный
портрет.
Пифагор первым из греческих
философов удостоился специально посвященного
ему сочинения.
Из предшественников Пифагора
чаще всего упоминают Ферекида Сиросского,
автора одной из первых теогоний в прозе.
В более поздние времена у Пифагора появляются
и другие учителя, например, Анаксимандр
или Фалес.
в) Научные достижения
В современном мире Пифагор
считается великим математиком и космологом
древности, однако ранние свидетельства
до III в. до н. э. не упоминают о таких его заслугах.
Как пишет Ямвлих про пифагорейцев: «У них также был замечательный
обычай приписывать всё Пифагору и нисколько
не присваивать себе славы первооткрывателей,
кроме, может быть, нескольких случаев.»
Античные авторы нашей эры отдают
Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного
треугольника равняется сумме квадратов
катетов. Такое мнение основывается на
сведениях Аполлодора-исчислителя и на
стихотворных строках (источник стихов
не известен):
«В день, когда Пифагор открыл
свой чертёж знаменитый,
Славную он за него жертву быками воздвиг.»
Современные историки предполагают,
что Пифагор не доказывал теорему, но мог
передать грекам это знание, известное
в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно
вавилонским глиняным табличкам с записями
математических уравнений). Хотя сомнение
в авторстве Пифагора существует, но весомых
аргументов, чтобы это оспорить, нет.
Аристотель затрагивает развитие представлений
о космологии в работе «Метафизика», однако
вклад Пифагора в ней никак не озвучен.
По Аристотелю космологическими теориями
занимались пифагорейцы в середине V в. до н. э., но, видимо, не сам Пифагор.
Пифагору приписывают открытие, что Земля —
шар, но то же открытие наиболее авторитетный
автор в этом вопросе, Феофраст, отдаёт Пармениду. Да и Диоген Лаэртский сообщает,
что суждение о шарообразности Земли высказывал Анаксимандр Милетский, у которого учился Пифагор
в юности.
В то же время, научные заслуги
школы пифагорейцев в математике и космологии
бесспорны. Точку зрения Аристотеля, отражённую
в его несохранившемся трактате «О пифагорейцах»,
передал Ямвлих.
Демокрит Абдерский.
а) Краткая биография
Демокрит Абдерский (460-360 гг.
до н. э.) - древнегреческий философ. Родился
в знатной семье. Путешествовал по Египту,
Персии, Индии, Эфиопии. Автор 50 трактатов.
По его теории, существуют только
атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные
элементы (геометрические тела, «фигуры»),
вечные, неразрушимые, непроницаемые;
различаются формой, положением в пустоте,
величиной; движутся в различных направлениях;
из их «вихрей» образуются как отдельные
тела, так и все бесчисленные миры. Атомы
невидимы для человека; истечения из них,
действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
В этике развил учение об атараксии.
Всего ему принадлежало около 70 сочинений
на моральные, естественнонаучные, математические,
технические темы. Наиболее известными
среди них являются «Пифагор», «О душевном
настроении мудреца», «О мужестве, или
о добродетели», «Малый мирострой», «О
природе», «О природе человека», «О поэзии».
б) Проблема авторства
Демокриту приписывали авторство
более 70 сочинений; их названия приводит
Диоген Лаэртий (согласно изданию Трасилла)
в порядке тетралогий: по этике, физике
(отдельно упоминается серия трактатов
«о причинах»), по математике, языку и литературе,
различным прикладным наукам, в том числе
медицине; также ему приписывались «О
священных надписях в Вавилоне» и «Халдейская
книга» — в русле устойчивого «халдейского»
мифа, связанного с его образованием и
путешествиями. Издание Трасилла начиналось
с книги «Пифагор» — среди философов,
которые оказали влияние на Демокрита,
это имя одно из важнейших. Наиболее часто
упоминаются сочинения «Большой мирострой»
и «Малый мирострой», вероятно, посвященные
соответственно устроению космоса и человека;
первое из них приписывали также Левкиппу.
Помимо текстов самого Демокрита, последующая
доксография опиралась в основном на историко-философские
сочинения Аристотеля и Теофраста; много
сведений о Демокрите сохранили скептики,
считавшие его одним из предтеч пирроновского
скептицизма.
В античности Демокрит был известен
не только глубиной своего учения, но и
красотой слога своих произведений —
об этом говорят Цицерон («ясный» Демокрит,
в отличие от «темного» Гераклита), Тимон
из Флиунта (Демокрит — «пастырь слов»),
а также Дионисий Галикарнасский, из всех
греческих философов отметивший Демокрита,
Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых.
Приметами его стиля были: краткость, ритмическая
организация фразы, аллитерации, ассонансы,
неологизмы, широкое использование риторических
антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная
и микрокосм-человек, то, что есть, и то,
чего нет, и т. д.
в) Атомы и пустота
Главная антитеза плюралистической
онтологии Демокрита — атомы и пустота.
Атом («неделимая сущность») есть мельчайшее
тело, неделимое по той же причине, по какой
неделимо «бытие» Парменида: деление предполагает
наличие пустоты, но внутри атома по определению
пустоты нет. Как и бытие у Парменида, атомы
Демокрита вечны и неизменны. Введение
атома традиционно понимается как реакция
на проблему деления до бесконечности,
обсуждавшуюся Зеноном Элейским; если
бы атомов не было, процесс деления любого
физического тела был бы бесконечен, и
мы получили бы одну конечную вещь, состоящую
из бесконечного количества частей, что
абсурдно. Пустота в системе Демокрита
выступает как принцип дискретности, множества
и движения атомов, а также как их «вместилище».
Называя пустоту «небытием», Демокрит
явно отказался от элейского постулата
о несуществовании небытия, однако понятия
бытия и небытия включены у него в более
общее понятие «то, что на самом деле»,
благодаря которому реальность признавалась
и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится
в ряду: бытие, нечто (неологизм Демокрита),
тело, полнота. Экспликация семантического
ряда «атом», таким образом, такова: быть
— значит быть чем-то, быть чем-то — значит
быть телом, быть телом — значит быть полным
(плотным). Пустота соотнесена с понятиями:
небытие, ничто («нуль»), бесконечность.
Атомы и пустота существуют на равном
основании, «не более «нечто», чем «ничто»»,
— этот принцип «исономии» (равноправия)
является универсальным в системе Демокрита.
Все атомы, число которых бесконечно,
вечно движутся, даже внутри твердых тел
они совершают колебательные движения
(«трясутся во все стороны»). Первопричиной
этого движения являются соударения атомов,
начавшиеся в вихревом космогенезе —
космос Демокрита полностью механистически
детерминирован.
В согласии с законом сохранения
бытия («из ничего ничего не бывает») возникновение
и уничтожение сложных тел происходит
путем соединения и разъединения атомов.
Четыре элемента физического мира — огонь,
воздух, вода и земля — тоже состоят из
атомов. Только атомам огня Демокрит приписывал
определенную форму — шарообразную, об
остальных трех элементах известно, что
у них форма одинаковая, но величина разная:
самые большие атомы земли, самые мелкие
у воздуха. Эти три элемента представляют
собой смесь атомов всех форм, по этой
причине они могут взаимопревращаться:
путем выделения более крупных атомов
вода может превратиться в воздух, или
земля — в воду.
Расхождения в свидетельствах
относятся к вопросу о том, имеют ли атомы
вес: согласно Аристотелю и Теофрасту,
вес атомов Демокрита пропорционален
их величине, Аэтий и Цицерон отрицают
наличие у атомов веса.
г) Космогония
Бесконечные по числу атомы
непрерывно движутся в бесконечной пустоте;
сталкиваясь друг с другом и сцепляясь
благодаря неровностям своих форм, они
«переплетаются» и образуют бесчисленные
миры (космосы). Наш космос образовался
благодаря некоему спонтанному «Вихрю»,
в котором произошла первичная сортировка
атомов — подобное к подобному, причем
более крупные атомы оказались в центре,
и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально
вращалась «влажная и грязеобразная»
оболочка, которая постепенно высыхала
и влажная материя уходила вниз, а сухая
от трения воспламенялась, и из нее формировались
звезды. Земля находится в центре космоса
согласно принципу «исономии» — «нет
причины, почему бы она устремилась скорее
в одну, чем в другую сторону»
д) «Видики»
Чувственное восприятие Демокрит
объяснял с помощью «истечений» от тел:
от поверхности тел отлетает некая материальная
пленка, имеющая форму воспринимаемого
тела проникает в глаза, а затем в душу,
в которой отпечатывается — так возникают
наши представления.
е) Псюхе-душа
Душа-псюхе, как и огонь, состоит
из мельчайших атомов шарообразной формы,
поэтому она придает телу тепло и движение
(шар наиболее подвижная из всех фигур);
при этом атомы души и тела «перемешаны».
Демокрит не вводил специальных различий
между душой и умом, и процесс мышления
объяснял также через «отпечатывание
образов».
ж) Этика
Этика Демокрита — продолжение
его атомистической физики: как атом есть
полное и самодостаточное бытие, так и
человек есть самодостаточное бытие, тем
более счастливое, чем более замкнутое
на себе самом. Для выражения своего понимания
счастья Демокрит придумал несколько
терминов: «благодушие», «благосостояние»,
«бесстрашие», «невозмутимость», использовал
также и традиционные термины «гармония»
и «размеренность». Центральное понятие
его этики — эвтюмия, которой была посвящена
отдельная книга. Учение о благодушии-эвтюмии
находится в связи с критикой Демокритом
традиционной религии и верований в судьбу
(тюхе). Неологизмы euthumia и euesto подчеркивали
его отказ от традиционного понимания
счастья как дарованного богами (eudaimonia)
либо удачным случаем (euthukhia): в результате
сам принцип счастья приобретал не внешнюю,
а внутреннюю обусловленность. Значение
термина прежде всего связано с понятием
меры, самоограничения по отношению к
телесным удовольствиям: «Эвтюмия возникает
благодаря умеренности в удовольствиях
и размеренной жизни». Мудрец умеет радоваться
тому, что имеет, не завидуя чужому богатству
и славе, он стремится к справедливым и
законным делам. Отчетливый мотив радости,
передаваемый термином, не означает отождествления
эвтюмии и удовольствия: «Эвтюмия не тождественна
удовольствию, как ошибочно полагают некоторые;
она есть такое состояние, при котором
душа спокойна и неколебима, не терзается
никакими страхами, суевериями или прочими
переживаниями».
Основная часть сохранившихся
фрагментов Демокрита относится именно
к этике, но в настоящем виде сложно судить,
насколько близко каждое высказывание
передает слова самого Демокрита. Признается,
что собрание моральных наставлений у
Стобея содержит в основном аутентичный
материал, хотя помещено под именем «Демократа».
Это яркие образцы афористической моралистики,
пользовавшиеся устойчивой популярностью
на протяжении веков: «Лучше думать перед
тем, как действовать, чем после», «Любящие
порицать неспособны к дружбе», «Быть
верным долгу в несчастии — великое дело»,
и т. д., всего около 480 изречений («гном»).
Аристотель.
а) Краткая биография
Родители Аристотеля умерли,
когда ему было всего 15 лет. Первое образование
в биографии Аристотеля дал ему опекун
Проксен, который увлек Аристотеля чтением.
Учение Аристотеля охватило
все доступные в то время науки. Он занимался
философией, как совокупностью систем.
Идеи Аристотеля охватили такие направления,
как социология, политика, логика, естествознание.
Взгляды Аристотеля оказали значительное
влияние на будущее развитие этих наук.
Труды Аристотеля можно условно
разделить на три части, как делал сам
ученый. К первой относится физика, метафизика
(теоретические знания), ко второй – этика,
политика (практические знания), к третьей
– творчество (поэтические знания). Философия
Аристотеля включает рассмотрение онтологии,
гносеологии, этики, политики.
Онтологическая теория Аристотеля
представляла физику как науку, в которой
движение возникает из-за различий силы
и энергии тел. Также в биографии Аристотеля
было дано определение метафизики, которое
базировалось на четырех понятиях: форме,
материи, причине, цели.
За всю жизнь Аристотеля было
написано впечатляющее количество трудов,
среди которых выделяются логические,
физические, биологические, этические
трактаты.
б) Теория познания
и логика
Познание у Аристотеля имеет
своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях,
памяти и привычке. Любое знание начинается
с ощущений: оно есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи; разум же усматривает общее в единичном.