Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:07, реферат
Для истории русской философии вопрос о возникновении философии – один из важнейших ее вопросов. Чаще всего историки отечественной философии ограничиваются простым описанием того, как и когда в России появились «приметы» (те или иные «материальные следы» философской деятельности: книги, статьи, рукописи, понятия, общественные институты и т. д.), свидетельствующие о появлении философии в пространстве ее культуры. Одни историки находят философию уже в Древней Руси, другие – в петровской России, третьи – в двадцатые-тридцатые годы девятнадцатого века.
Интерес к философии пробуждался не только переменами в жизни России, но и ростом грамотности. В 1685 г. было открыто первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия в Москве. Во главе её философской жизни стояли братья Иоанникий (1633 – 1717) и Софроний (1652 – 1730) Лихуды, прибывшие из Греции и получившие образование в Падуанском университете. Курс по философии они впервые прочитали в академии с марта 1690 по август 1691 г. Читаемый ми курс философии ещё был насыщен богословием, но в то же время в него включались и проблемы светской философии. Этот курс состоял из логики и натурфилософии. И хотя им не дали закончить преподаваемый курс философии, тем не менее написанные Лихудами труды способствовали пробуждению любви наших соотечественников того времени и мудрости. Лихуды оставили много учеников, среди них Палладий Роговский, Леонтий Магницкий, Федор Поликарпов и др.
Палладий Роговский, не дослушав курса Лихудов и сняв иноческую одежду, в течение 8 лет учился в различных коллегиях и университетах Чехии, Германии, Голландии, Италии. Вернувшись в 1699 г. на родину с дипломов доктора философии, он стал во главе академии. Роговский много сделал для ориентации на западноевропейскую науку и культуру.
С 1703 и до 70-х гг. XVIII в. в академии преподавали философию выпускники Киевской академии. В их курсах преобладал интерес к вопросам о бытии и познании. С середины XVIII в. курсы, читаемые в академии, начали включать другие философские дисциплины. Известны, например, курсы моральной философии Иоанна Козловича и Владимира Каллиграфа (друга Г. С. Сковороды). Значение Славяно-греко-латинской академии для распространения философии в России объясняется тем, что в этом учебном заведении впервые философия стала регулярно преподаваться как определённая система теоретического знания.
Существенный вклад в развитие русской философии в XVII в. внесли Симеон Полоцкий (1629 – 1680) и Сильвестр Медведев (1641- 1691).
Значительное место в русской духовной жизни рубежа XVII – XVIII вв. занимает Дмитрий Ростовский (1651 – 1709) (в миру Даниил Саввич Туптало), впоследствии причисленный к лику святых за создание многотомного труда «Миней Четьих», завершённого к 1705 г., в который вошли жизнеописания святых. Это произведение имеет огромное духовно-нравственное значение для православных христиан. В своих других сочинениях он заклеймил алчность, несправедливость, бесчеловечность, богатых. Дмитрий Ростовский рассматривал мир как средоточие зла. Средство совершенствования общества и человека он видел в образовании и воспитании. Эти идеи нашли широкий отклик в этико-гуманистической литературе последующего времени.
Развитие русской философской мысли в X – XVIII вв. характеризуется: а) тесной связью с христианской философией и религией; б) практической направленностью, выражающейся в попытках осмыслить связь человека и Бога, человека и общества, личности и государства; в) преобладанием в ней проблем социальной философии и этики; г) воплощением её идей в художественной форме; д) обращённостью внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека.
Следует
отметить, что названные обстоятельства
ослабляли внимание к теоретической
разработке проблем познания, сознания
и диалектики, что отличает русскую философию
от западноевропейской философии этого
периода.
XVIII в. ознаменовался значительными переменами в жизни россиян. В царствование Петра I было закончено формирование в России абсолютной монархии, упразднена Боярская дума, отменено патриаршество, во главе церкви поставлен Синод, что по сути подчинило церковь государству. Абсолютизм ограничил и церковную, и светскую власть феодальной аристократии.
Реформы царя Петра, поставившего задачу воспринимать достижения европейской культуры, открыли новые перспективы для перемен в общественном познании и в философии.
И хотя реакция на реформы Петра не была однозначной, у них имелись противники, в том числе и философские, например, Стефан Яворский (1658 – 1722), Феофилакт Лопатинский (1680 – 1741) и др. Однако не им было суждено задавать тон в развитии философии. Приоритет во влиянии на философскую жизнь получают сторонники «просвещённого абсолютизма» Феофан Прокопьевич, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. Идеи этих мыслителей, а также социологические воззрения И. Т. Посошкова имели большое влияние на формирование философских взглядов русских философов последующих поколений.
Феофан Прокопович (1681 – 1736) родился в Киеве в семье купца. Образование получил в Киево-Могилянской академии и коллегии святого Афанасия в Риме. Он подолгу оставался в университетских городах Германии. Затем более 10 лет покопович был профессором и ректором Киево-Могилянской академии, преподавал этику, риторику, философию, математику, теологию. Его идеи понравились Петру I. Вместе с ним он составлял указы, писал сочинения, в которых идейно обосновывал политические и государственные преобразования, проводимые Петром I. Феофан Прокопович сблизился с такими сподвижниками Петра I, как В. Н. Татищев, Я. В. Брюс, Т. Г. Брайер, А. Д. Кантемир, многими академиками Санкт-Петербургской академии наук.
В своих философских сочинениях он рассматривал Бога как творца мира и как предвечную мудрость и первопричину природы.
Прокопович
подчеркнул значение естественного
или природного закона, который является
абсолютно необходимым и
Он доказывал, что материя едина для всех тел, что она не рождается и не уничтожается, а переходит от одного тела к другому. Пространство и время, по его мнению, неотделимы от движущихся тел. Он считал, что тела состоят их мельчайших корпускул, делимых до бесконечности.
Центральное место в философском наследии Прокоповича принадлежит теории государства и права. Созданный им первый в России вариант теории «просвещенного абсолютизма» был следствием применения теорий естественного права и общественного договора к осмыслению истории отечественной государственности. Она была направлена на усиление государства и монаршей власти, на подчинение церкви государству, на ограничение церкви владеть землёй и крестьянами.
«Просвещенный абсолютизм» в представлениях Прокоповича отнюдь не отождествляется с произволом верховного правителя. Обращаясь к истории России, он показывал, что в ней преобладали княжеское самоуправство, неупорядоченность законов, которые не могли защитить «общую пользу» всех граждан государства. Просвещенный монарх, по его мнению, должен править, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов.
Созданная Прокоповичем теория «просвещенного абсолютизма», изложенная им в сочинениях «Духовный регламент», «Правда воли монаршей», «Слово власти и чести царской», «Розыск исторический» и других, исходила из того, что основой исторического процесса, силы государства и благосостояния граждан выступают образование и распространение наук.
В воззрениях Прокоповича виден поворот отечественной мысли от философских идей, базировавшихся на идеях восточной патристики и схоластики, к восприятию, усвоению и творческому развитию идей Нового времени.
Существенное развитие философское звание в России получило благодаря трудам и деятельности Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708 – 1744), выражавшего интересы прогрессивной части дворянства. Признавая Бога как творца всего сущего, Кантемир развивал светские воззрения на природу и мышление. Философию он делил на логику, нравоучение, физику и метафизику. Логика, по его мнению, предоставляет возможность правильно рассуждать о вещах и доказывать истины, передаваемые другим людям. Нравоучение учит добрым правом, т.е. раскрывает границу между добром и злом и предоставляет людям правила добродетельного поведения и избегания вредных поступков. Физика учит познавать причины и обстоятельства всех естественных вещей и процессов. Метафизика даёт знание сущего в обществе и помогает понять сущее бесплотное, каковы душа, духи, Бог. Бога она рассматривал как творца мира, природа же, по его мнению, существует на основе собственных законов. Мир он рассматривал как своего рода машину. Кантемир внёс свой вклад в развитие теории познания.
В своём понимании человека Кантемир вслед за Прокоповичем, Добужинским и другими исходил из идеи естественного равенства людей. История человеческого общества представлялась им как история совершенствования нравов и знаний. Он выступал против попытки «верховников» ограничить царскую власть в России.
Ещё одним представителем Учёной дружины Петра I был Василий Никитич Татищев (1680 – 1750). Он написал «Российскую историю», «Разговор о пользе науки училищ», «Лексикон», «Духовную» как завещание сыну. Науки он делил на богословские и философские, а также на полезные и вредные. К числу последних он относит разного рода волхвование, чернокнижие (мистику), колдовство. Значительное место в его философии занимают проблемы государства. Источником государства он считал договор людей. Татищев доказывал преимущества монархической формы правления для больших государств. Монархию он рассматривал как основу порядка, но она должна быть ограниченной общественными установлениями. Он был сторонником предоставления воли крестьянам и считал, что крепостное право принесло вред, но отменять его следует осторожно. Татищев советовал выкупать пойманных беглых крестьян, а не возвращать их хозяевам. Он считал, что суд должен возноситься надо сословиями.
Одним из интересных авторов первой четверти XVIII в. был Иван Тихонович Посошков (ок. 1652 – 1726). Являясь мыслителем-самоучкой, он написал ряд проектов и сочинений: «О денежном деле», «О ратном поведении», «О новоначинающихся деньгах», «Зеркало очевидно», «Завещание отеческое». Особое значение имеет его работа «Книга о скудности и богатстве» (1724). Она представляет собой проект преобразования общества. В ней он ратует за то, чтобы народ был богат, считая источником богатства не производство, а торговлю. Посошков был сторонником сословного деления общества и выступал против того, чтобы дворяне занимались торговлей. Он предложил систему мер, направленных на развитие промышленности и торговли. Посошков в духе меркантилистов Европы давал рекомендации по поводу бережливости, умеренности. Он считал, что надо стремиться не ввозить, а вывозить товары. В то же время он предлагал меры закрепощения крестьян, но был против чрезмерного увеличение бремени, налагаемого на крепостных. Посошков не был согласен ни с подворным, ни с подушным обложением крестьян государственными налогами. По его мнению. Подать должна быть установлена «по владению земли и по засеву хлеба».
Реформы Петра и войны, предпринимаемые им, разоряли крестьян. В народе широкое хождение имела идея о том, что Пётр I – царь-антихрист, что его следует отстранить от власти. Об этом свидетельствуют многочисленные дела против тех, кто такие идеи распространял.
Среди
противников петровских преобразований
был патриарх Адриан, а также местоблюститель
патриаршего престола Стефан Яворский.
Стефан Яворский был сторонником реформирования
России, но не одобрял ни гибели людей
на строительстве Петербурга, ни усиливающееся
казнокрадство чиновников, ни ограничение
церковных вольностей. Свои взгляды он
изложил в книгах «Камень веры» (1728), «Знамения
пришествия антихристова и кончины века»
(1703), «Состязание философов». Степан Яворский
считал, что материя существовала независимо
от Бога. Движение он рассматривал как
свойство мира. Отрицая существование
бесконечного, он допускал возможность
бесконечной делимости корпускул. Стефан
полагал, что вера не может стоять рядом
со знанием. Разум, по его мнению, должен
подчиняться церковному авторитету. Он
видел причину общественного неравенства
в богатстве и потому предлагал сделать
богатство общественным достоянием.
Значительное
место в истории русской
Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», говорил, что тело состоят из мельчайших частиц − атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Здесь проявляется диалектизм его взглядов. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.
Взглядам
Ломоносова в объяснении явлений
в окружающем мире свойственен деизм.
«Нерассудителен математик, ежели
он хочет Божескую волю вымерять циркулом.
Таков же и богословия учитель, если он
думает, что по псалтые научиться можно
астрономии или химии». Являлся один из
приверженцев просветительских взглядов.