Возникновение русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:07, реферат

Краткое описание

Для истории русской философии вопрос о возникновении философии – один из важнейших ее вопросов. Чаще всего историки отечественной философии ограничиваются простым описанием того, как и когда в России появились «приметы» (те или иные «материальные следы» философской деятельности: книги, статьи, рукописи, понятия, общественные институты и т. д.), свидетельствующие о появлении философии в пространстве ее культуры. Одни историки находят философию уже в Древней Руси, другие – в петровской России, третьи – в двадцатые-тридцатые годы девятнадцатого века.

Вложенные файлы: 1 файл

возникновение русской философии.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

     Заблуждения, по его мнению, происходят чаще всего от неверного восприятия человеком предметов по причине отклонения чувств мышления от нормы, т.е. вследствие слабости зрения, слуха, обоняния, осязания человека.

     Он  вслед за Локком считал основой познания ощущения, чувственные восприятия. Однако Радищев стремился избежать крайностей эмпиризма. Мыслитель полагал, что представления о реальных вещах могут быть связаны благодаря рациональному, абстрактному мышлению. Это делает познание богаче. В своих рассуждениях о познании Радищев анализирует значение и чувственной, и рациональной ступеней познания, уделяя при этом внимание проблемам языка, логики в познании. Радищев отстаивал при этом идею восходящего характера исторического процесса. Он считал, что движение к совершенству осуществляется не одним поколением, а многими. Движение общество от рыболовства и охоты к скотоводству и земледелию и даже к строительству городов, накоплению богатства вызывается к жизни, согласно Радищеву: а) по нужде, имеющей тенденцию к росту; б) в связи с ростом «хозяйственного накопительства»; в) благодаря изобретательности.

     Блага же обеспечиваются, по мнению Радищева, благодаря общим усилиям людей, которые наращивают взаимодействие между собой в экономических  и моральных отношениях.

     В этических воззрениях Радищев  отстаивал  идею моральной автономии личности. При этом он доказывал, что рабство, возведённое в жизненный принцип, разлагает души и рабов, и господ. Рабство лишает человека инициативы, заинтересованного отношения к труду.

     Задача  воспитания, по Радищеву, состоит наряду с прочим в формировании гражданственности, добродетельности, т.е. умения быть человеком среди других людей. Радищев высоко оценивал моральные качества русского народа: твёрдость в предприятиях, неутомимость в исполнении намеченного.

     Эстетический  идеал Радищева – естественная красота, не испорченная модой, ибо «все украшения уродуют тело вместо усугубления его красоты». Прекрасное в человеке он рассматривал как единство нравственного и эстетического.

     Историческая  ценность философии второй половины XVIII в. заключается не только в её практической направленности, но и в постановке целого ряда вопросов, на  которые искали ответ мыслители последующего времени. Особое значение для развития философии в XIX в. имело творчество названных философов в области языка отечественной гуманитарной науки. 
 

  1. Характерные черты и предмет  русской философии
 

     По  мнению Н. О. Лосского, характерными чертами  русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

     Предметами  философского поиска русских мыслителей были:

  1. Проблема человека;
  2. Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
  3. Проблемы морали и нравственности;
  4. Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
  5. Проблема власти;
  6. Проблема государства;
  7. Проблема социальной справедливости;
  8. Проблема идеального общества;
  9. Проблема будущего.
 
 
  1. Основные  школы русской  философии
 
  1. Историческая  философия П.Я.Чаадаева;
  2. Философия западников и славянофилов — А. И. Герцена, Н. П. Огарева, К. Д. Кавелина, В. Г. Белинского, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;
  3. Ортодоксально-монархическая философия — Н. В. Федорова, К.Н.Леонтьева;
  4. Философия Ф.М. Достоевского;
  5. Философия Л.Н. Толстого;
  6. Революционно-демократическая философия — Н.Г. Чернышевского, народников Н. К. Михайловского, М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, анархиста П. А. Кропоткина, марксиста Г. В. Плеханова.
  7. Философская антропология - Николай Николаевич Страхов;
  8. Либеральная философия В. С. Соловьёва.
  9. Русская религиозная философия — С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского;
  10. Философия космизма Н. В. Бугаева, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского;
  11. Философия «русского зарубежья» Д. С. Мережковского, Л. Шестова, П. Сорокина, Н. А. Бердяева.
  12. Список философов России
 

Российское  Просвещение

Григорий  Сковорода (1722—1794)

Михаил  Щербатов (1733—1790)

Александр Радищев (1749—1802) 

Славянофилы и Почвенничество

Иван  Киреевский (1806—1856)

Алексей Хомяков (1804—1860)

Владимир  Одоевский (1803—1869)

Константин  Аксаков (1817—1860)

Иван  Аксаков (1817-1860)

Фёдор Тютчев (1803—1873)

Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885)

Николай Страхов (1828—1896)

Фёдор Достоевский (1821—1881)

Константин  Победоносцев (1827—1907)

Константин  Леонтьев (1831—1891)

Пётр  Астафьев (1846—1893)

Иван  Ильин (1883—1954) 

Русский символизм

Валерий Брюсов (1873—1924)

Александр Блок (1880—1921)

Андрей  Белый (1880—1934)

Вячеслав  Иванович Иванов (1866—1949)

Иннокентий Анненский (1855—1909) 

Западники

Пётр  Чаадаев (1794—1856)

Николай Станкевич (1813—1840)

Виссарион Белинский (1811—1848)

Александр Герцен (1812—1870) «Отец Российского  Социализма» 

Русский позитивизм

Пётр  Лаврович Лавров (1823—1900)

Г. Вирогубов

Е. Роберти

Николай Михайловский (1842—1910)

Константин  Кавелин

М. Троицкий

Николай Кареев

Николай Коркунов 

Русский космизм

Николай Фёдорович Фёдоров (1828—1906)

Владимир  Вернадский (1863—1945)

Константин  Циолковский (1857—1935) 

Мистицизм, оккультизм

Николай Новиков (1744—1818)

Михаил  Михайлович Сперанский (1772—1839)

Елена Блаватская (1831—1891)

Георгий Гурджиев (1872—1949)

Петр  Успенский (1878—1947) 

Эпистоляризм, логизм и метафизика

Борис Чичерин (1828—1904)

Николай Дебольский (1842—1918)

П. Бакунин

М. Каринский

Николай Грот (1852—1899)

Сергей  Трубецкой (1862—1905) 

Анархизм

Михаил  Бакунин (1814—1876) (также как Материалист, Нигилист)

Лев Толстой (1828—1910)

Пётр  Кропоткин (1842—1921) 

Материалисты, Нигилисты

Николай Чернышевский (1828—1889)

Дмитрий Писарев (1840—1868)

Иван  Сеченов (1829—1905) 

Социализм и Марксизм

Георгий Плеханов (1856—1918)

Владимир  Ленин (1870—1924)

Александр Богданов (1873—1928) 

Христианско-религиозные  философы

Памфил  Данилович Юркевич (1826—1874)

Виктор  Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828—1891)

Николай Федорович Фёдоров (1829—1903)

Владимир  Сергеевич Соловьёв (1853—1900)

Василий Васильевич Розанов (1856—1919)

Сергей  Николаевич Булгаков (1871—1944)

Павел Александрович Флоренский (1882—1937) 

Православные  христианские богословы

Георгий Флоровский (1893—1979)

Александр Шмеман (1921—1983)

Иоанн Мейендорф (1926—1992)

Владимир  Лосский (1903—1958) 

Интуитивисты-персоналисты

Николай Лосский (1870—1965)

Семен Франк (1877—1950)

Алексей Лосев (1892—1988)

Дмитрий Болдырев (1885—1920)

Владимир  Кожевников (1850—1917)

Сергей  Левицкий 

Интуитивисты-реалисты

Б. Бабинин

А. Огнев

Ф. Бережков

П. Попов 

Экзистенциализм

Лев Шестов (1866—1938)

Николай Бердяев (1874—1948) 

Эстетизм

Алексей Лосев (1893—1988)

Михаил  Бахтин (1895—1975)

Леонид  Столович (р. 1929) 

Школа Бахтина

Ахутин

Владимир  Библер (1918—2000) 

Постмодернизм

Михаил  Эпштейн 

Другие

Яков  Голосовкер

Георгий Щедровицкий

Алексей Зиновьев

Георгий Гачев

Карен Свасьян

Вадим Царёв

Генрих  Батищев

Константин  Кедров 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение
 

     Перед русскими мыслителями с самого начала, с момента знакомства с образцами уже сформировавшейся философии встала задача создания философской терминологии на русском языке. Культурная элита дворянской России, не смотря на то важное место, которое занимал французский язык в дворянском образе жизни в конца XVIII – первой половине XIX-го века, творила новую культуру на родном языке, что ставило перед русскими просветителями непростую задачу перевода философских терминов на русский язык. Стремление практиковать новые для России формы духовной жизни на родном языке было связано с многовековой традицией древнерусской литературы, создававшейся на понятном большинству русских людей церковнославянском языке. Определенную роль здесь сыграли и патриотические чувства создателей новой, имперской культуры, стремившихся доказать и самим себе и «Европе», что русский язык способен стать языком искусства, философии и науки, наряду с языками крупнейших передовых европейских держав.

Информация о работе Возникновение русской философии