Конечно, можно не соглашаться с
аргументацией немецкого философа,
но приходится признать очевидное: «Во
время европейской экспансии
андская и мезоамериканская цивилизации
были полностью уничтожены, индийская,
исламская и африканская цивилизации
покорены, а Китай, куда проникло европейское
влияние, оказался в зависимости от него.
Лишь русская, японская и эфиопская цивилизации
смогли противостоять бешеной атаке Запада
и поддержать самостоятельное независимое
существование» [ с.173]( Хантонгтон С. Столкновение цивилизаций.
– М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. — 603 с) Но самое главное
заключается в том, что: прогрессирующая
милитаризация мира; навязывание экономической
модели, основанной на максимальной эксплуатации
земли и человека; колониализм и связанная
с ней депопуляция зависимых регионов
планеты; подчеркнутый индивидуализм
и культ наживы; отчуждение человека, вызванное
бурным развитием и эксплуатацией технических
средств; расизм, национализм и нативизм;
принципиальная экологическая близорукость
и безответственность за совершаемые
в мире дела – те факторы, которые характеризуют
поступь западной цивилизации модерна,
а вместе с ней, мировые проблемные ситуации.
Заметим, что пятисотлетние «телодвижения»
западной цивилизации порождают
массу внутренних издержек: экологических,
социально-демографических и гуманитарных.
И они действительно впечатляют: французский
культуролог М.Фуко показал, что становление
западной цивилизации модерна сопровождается
формированием ранее неизвестных человечеству
институтов – тюрьмы, работного дома и
клиники. Они призваны утилизировать негодный
для исторического метаморфоза материал,
т.е. людей, не вписывающихся в формы и
жизненный ритм «цивилизации капитализма»
(Й.А.Шумпетер). Однако, сама жизненная
социальная форма – есть порождение интеллекта
и души западного человека, структурное
проявление его исторических мечтаний
и надежд. Разумеется, не всегда адекватных
действующим в мироздании физическим
и нравственным законам.
Таким образом, мы сумели кратко проследить
социокультурную эволюцию человечества
и убедиться в том, что генетические и
структурные причины возникновения глобальных
проблем располагаются внутри того маршрута,
которым прошла западная цивилизация.
Но, кроме того, их проявление привязано
к исторической «оси», созданной ею и предложенной
всем остальным авторам в качестве единственной
и безальтернативной.